Институциональные и законодательные способы борьбы с коррупцией в Иране

По подсчетам организации Transparency International за 2008 год, Иран занял 141 место по уровню коррупции.

Стоит сразу заметить, что еще в 2005 году во время первой предвыборной кампании нынешнего президента Ирана М. Ахмадинежада задача борьбы с экономической коррупцией была выделена в качестве одного из главных приоритетов. После избрания на президентский пост глава государства сразу приступил к реализации данной задачи.

Законодательная власть Ирана в лице парламента, большинство в котором представлено сторонниками президента по неоконсервативной коалиции, выразила твердую готовность взаимодействовать с ним в этом вопросе. Образовавшийся тандем стремится оказать определенное давление на судебную власть с целью добиться внятной поддержки с ее стороны.

Однако представители этой ветви власти не спешит пока оказывать такую поддержку. На призывы молодых консерваторов об усилении антикоррупционной борьбы судебные официальные лица реагирует сдержанно и осторожно, увязывая этот вопрос с важностью выбора адекватных форм и мер противодействия этому «бюрократическому злу».

В ходе неоднократных совместных рабочих заседаний глава судебной власти Ирана М.Хашеми-Шахруди отдавал предпочтение умеренным формам борьбы с коррупцией. По его мнению, в современном мире не существует универсального средства от этой проблемы, опутавшей сетью практически каждое государство в мире.

Со своей стороны добавим, что каждая страна должна иметь свой индивидуальный набор мер воздействия на коррумпированность государственной системы в зависимости от особенностей внутреннего законодательства и национальной специфики.

В условиях роста давления на судебную власть со стороны нового правительства и парламента, в том числе в контексте необходимости образования так называемого коррупционного досье и предания огласке списка конкретных фамилий лиц, замешанных в преступлениях на почве экономической коррупции, судебные власти Ирана занимают непоколебимую позицию.

В частности, на совместном заседании правительства и парламента было подчеркнуто, что досрочное (до вынесения судебного приговора) вынесение на публику и тиражирование в СМИ списка лиц, подозреваемых в коррупции, будет считаться преступлением.

Напомним, что неоконсерваторы во главе с М. Ахмадинежадом, придя во власть, выразили намерение серьезно совершенствовать законодательную базу в области борьбы с коррупцией. Будучи в оппозиции в течение восьми лет реформаторского правления, молодые консерваторы серьезно критиковали правительство С.М. Хатами за коррупцию.

Вскоре они на практике подтвердили свои намерения, использовав антикоррупционный сюжет как действенную популистскую меру в контексте повышения рейтинга популярности «народного президента».

Неслучайно в 2005 году глава государства, представляя поочередно кандидатов на пост министра нефти (первые три фигуры были отклонены парламентом), пообещал раскрыть и публично огласить имена главных коррупционеров нефтяного бизнеса Ирана, являющегося, как известно, главной доходной статьей государственного бюджета. Затем, правда, под давлением высшей клерикальной верхушки президент отложил исполнение этого решения на неопределенный срок.

С августа 2005 года в работе по борьбе с коррупцией значительно активизировался иранский парламент. Соратник президента по неоконсервативной партии «Благоустроителей исламского Ирана» Г.А. Хаддад-Адель стал демонстрировать решительность в наращивании вклада парламента в общий блок усилий по противодействию коррупции.

Примечательно, что доклад о крупнейшей за последнее время финансовой афере, связанной с поставками иранского газа в ОАЭ по заниженной цене, был подготовлен в стенах меджлиса и официально представлен со стороны законодательной власти.

Таким образом, правительство и парламент проявляют сегодня высокую политическую мотивацию для использования любых неэкономических методов борьбы с экономической коррупцией.

Одним из главных показателей коррумпированности экономической системы Ирана является отток капиталов за рубеж. В 2008 году Тегеран, к примеру, снял со своих счетов в Европе 75 млрд долларов, чтобы избежать их возможного блокирования в случае новых международных санкций.

В вопросах возвращения незаконных активов и криминализации коррупции позиция иранских властей заключается в следующем.

В Иране убеждены в необходимости четкого разделения этого процесса на два этапа: сначала криминализация коррупции, признание вывезенных активов незаконными, затем возвращение активов. Руководство считает, что все активы, которые были незаконно вывезены за рубеж, должны быть возвращены обратно в полном объеме. При этом оно резко выступает против позиций тех стран, которые настаивают на частичном возврате вывезенных капиталов с учетом судебных издержек и затрат на банковское обслуживание выявленных незаконных средств.

В оперативной деятельности по пресечению оттока незаконных активов иранская сторона считает важным выявление факторов, воздействующих на этот процесс. Одним из главных факторов в Тегеране считают неэффективность действующего законодательства, что ставит вопрос о необходимости совершенствования правовой базы. Другой важный фактор — ситуация в сфере политической стабильности и безопасности (речь идет о нынешней напряженности вокруг иранского ядерного досье).

Однако иранские эксперты склоняются к тому, что воздействие данного фактора преувеличивать не следует. Почему?

Прежде всего, они оперируют статистическими данными о том, что даже в периоды политической стабильности из Ирана всегда наблюдался значительный отток капитала в европейские банки.

Третьим существенным фактором по праву можно назвать непрозрачность финансовой документации и отчетности в частном секторе, а также закрытость информации финансового характера по многим частным компаниям.

Ведь в подобных рода условиях любой потенциальный инвестор предпочитает переводить свои активы за рубеж, а не вкладывать средства в национальные компании с «сомнительной репутацией».

Наряду с выявлением факторов, способствующих коррупции, и принятием мер по их устранению, иранская сторона, с одной стороны, осуществляет постоянный национальный мониторинг, но с другой — выступает против создания международного органа по мониторингу, который имел бы полномочия осуществлять инспекционные поездки и мог бы использоваться Западом в качестве средства политического давления.

На первый взгляд, поставленная президентом амбициозная задача по усилению мер борьбы с коррупцией практически выполнима, особенно с учетом разработанных стратегий и неплохих технических возможностей. В пользу этого свидетельствует то, что в Иране уже сформирован солидный механизм противодействия коррупции, состоящий из представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, которые, по идее, должны координировать свои усилия. Каковы же его основные звенья?

Со стороны исполнительной власти — министерство информации (спецслужбы) и Организация по аудиту (аналог Счетной палаты). Законодательную власть представляет Аудиторский орган при парламенте, судебную — Организация Ирана по генеральным проверкам.

Перечисленным органом предписано во взаимодействии и координации решать вопросы борьбы с экономической коррупцией.

Кроме них существует целый ряд вспомогательных и менее значительных структур, в обязанности которых также входят контрольно-надзорные функции и поиск информации относительно экономической коррупции. Общее число этих органов достигает 14.

Однако практическая отдача от этого механизма, к сожалению, достаточно низкая. В чем же причина?

Прежде всего, это связано с принципиальными разногласиями по поводу применения различных методов и форм борьбы с коррупцией между президентом и парламентом, с одной стороны, и судебной властью — с другой.

Президент ожидает быстрой отдачи и настаивает на популистских мерах, руководство судебной власти призывает не спешить и действовать осторожно. Однако даже в случае преодоления этих разногласий механизм борьбы с коррупцией будет работать неэффективно, поскольку нуждается в серьезном реформировании. Каковы же его слабые стороны?

В числе главных проблем стоит отметить отсутствие главного координирующего органа, единого центра по сбору поступающей информации. Какая ветвь власти должна осуществлять общее руководство? Кроме того, очевидно дублирование функций и задач многочисленных борющихся с коррупцией структур.

В заключение скажем вот о чем. На 12 июня 2009 года в Иране запланированы десятые президентские выборы. Причем вопрос о борьбе с коррупцией снова является одним из существенных пунктов предвыборной программы нынешнего главы государства, который надеется повторить свой успех четырехлетней давности. И предпосылки для этого есть. Достаточно сказать, что правительство девятого президента считается наименее коррумпированным и «чистым на руку» из всех предыдущих иранских правительств.

Продолжит ли М.Ахмадинежад начатый в период своего президентства курс по борьбе с экономической коррупцией? Или это будет уже прерогатива другого лидера? В любом случае без принятия прогрессивных законов и создания действенных противокоррупционных институтов достичь желаемого в Иране не удастся.

52.25MB | MySQL:103 | 0,779sec