Джихадистская разведка боем перед наступлением в Западной Африке

Последние по времени нападения джихадистов в Того свидетельствуют о том, что они завершают разведку боем перед полноценным переносом боевых действий из Сахеля в страны Западной Африки.

Причем активизация радикальных исламистов в западноафриканских государствах представляет все большую головную боль для Парижа и Брюсселя. В частности, речь идет об их майско-июньских вылазках в Того. Ранее подобная активность отмечалась в Бенине, Кот д` Ивуаре и других странах Западной Африки.

Первый крупный терракт против тоголезских силовиков был осуществлен в ноябре 2021 года. И сразу после этого, согласно источникам соседних стран, их руководство объявило о прекращении огня в отношении боевиков, действующих на границе Буркина-Фасо и проникающих в префектуру Кендж для предотвращения подобных инцидентов. В своем последующем заявлении о путешествии в Северный регион страны ее президент Николае Фор Гнассингбе фактически признал неэффективность незначительных по численности и техническому оснащению тоголезских силовиков.

Это позволило сохранить спокойствие на северных рубежах Того лишь полгода, пока по ним утром 11 мая не был нанесен более серьезный удар. Тогда террористы на мотоциклах напали на военный пост в префектуре Кендж на севере Того в километре от границы с Буркина-Фасо, а когда к месту событий пытался подойти конвой с подмогой, на пути его следования был приведен в действие фугас, замаскированный под старый двигатель грузовика.

По официальным данным, тогда были убиты 8 тоголезских солдат и 13 ранены. В свою очередь, власти страны объявили об уничтожении «около пятнадцати нападавших».

Это нападение взяла на себя «Группа поддержки ислама и мусульман» (GSIM), претендующая на роль главной джихадистской силы в Сахеле и связанная с запрещенной в России «Аль-Каидой».

А в июне радикальные исламисты предприняли против страны новые действия в ее северо-западном приграничье. Впрочем, на этот раз по официальным данным тоголезские военные оказались на высоте и отразили все предпринятые против них ночные атаки. Более того – якобы они сами «подловили» нападавших в засаде на границе с Буркина-Фасо в районе населенного пункта Гулингуши и не понесли при этом потерь. О числе убитых и раненых со стороны джихадистов не сообщается.

Далее власти Того сообщили об объявлении «чрезвычайного положения в области безопасности в регионе Саванны на Крайнем Севере страны». По их данным, нападавшие «отступили, и их преследует армия Буркина-Фасо. С нашей стороне продолжаются прочесывания местности».

Заметим, что о такой возможности власти страны еще в апреле текущего года предупреждал «Консорциум по исследованию и анализу терроризма», имеющий солидные базы данных по террористическим группам, действующим на планете. Он заявил о «существовании вероятности того, что член сахельской группы «Аль-Каиды» (запрещена в России) «Джамаат Носрат аль-Ислам валь-Муслимин (JNIM) вскоре осуществит нападение» на эту страну.

Его же аналитики предупредили о схожих процессах дестабилизации, запущенных против соседнего с ним Бенина. Ситуация там представляется еще более сложной ввиду наличия у него протяженной общей границы с объятой джихадистским террором Нигерии.

Между тем, его власти, как и руководство Ганы, заняло схожую с Того позицию «незамечания», замалчивания и преуменьшения степени угрозы этим странам, опасаясь, что это отпугнет «эксклюзивных» туристов в первую очередь из западных стран, «заточенных» на посещение национальных парков. При этом лидеры Ганы откровенно заявили о необходимости заплатить им за участие в дорогостоящих антитеррористических операциях.

Одна из главных причин такого «нежелания» кроется в том, что до сих пор данная страна избежала реально чувствительных ударов со стороны джихадистов.

Причем сейчас проявления нестабильности в Западной Африки больше похожи на «прощупывание» их обороны, чем на полноценную войну. Приблизительно так, как это наблюдалось в 2015 – 2016 гг. в странах Сахеля, ныне погрузившегося в пучину хаоса, этно-религиозной вражды и исламистского террора.

И, по характеру этих вылазок можно предположить, что конечной целью действий джихадистов в Западной Африке станет попытка обрушения одного из ключевых форпостов французского влияния в регионе – Кот д` Ивуара, не подвергавшегося атакам джихадистов почти 20 лет. Однако в сентябре 2021 года на его севере террористы проявили себя минометными обстрелами и подрывами фугасов на приграничных дорогах.

Не случайно, что происходящее вызывает растущее беспокойство Парижа. В связи с этим он попытался организовать проведение его местными сателлитами (Бенин, Кот-д’Ивуар, Гана и Того) переговоров о сотрудничестве в обеспечении региональной безопасности. Речь в первую очередь идет о периметре их северного приграничья с Буркина-Фасо и Мали.

Ранее, после того как в 2019 г. здесь стали отмечаться террористы, в 2021 г. им стал помогать в рамках (ACLED, Проект по сбору данных о вооруженном конфликте и его последствиях) Евросоюз.

Заметим, что эффективной борьбе против данного вызова препятствует отсутствие у ряда представителей указанных выше стран понимания остроты проблемы. Так, Фелисия Твум-Барима, бригадный генерал армии Ганы заявил в ходе региональных учений с силами ООН и Кот-д’Ивуара в феврале 2022 года: «Я вижу, что при таком уровне получаемой нами помощи джихадисты могут попытаться атаковать, но они не способны добиться успеха, и потому степень тревоги преувеличена».

И это мнение во многом до сих пор отражало соответствующие настроения представителей властей и командования западноафриканских стран, они считали их угрозу себе несерьезной и согласия между ними в борьбе против нее было. И, пользуясь этим, джихадисты почти свободно перемещаются через границы государств региона.

Что же касается общей ситуации в Западной Африке, то ее состояние крайне неприятно прежде всего для Франции, бывшей ее колониальной хозяйки и показатель снижения здесь влияния Парижа. Ведь зона нестабильности неуклонно разрастается из Сахеля, несмотря на оказываемую им военную помощь странами ЕС и Африки, а французы ничего не могут этому противопоставить.

Причем былые региональные союзники Парижа на попытки активизировать их на борьбу с растущей исламистской опасностью и укрепить с ними оборонные связи лишь пытаются добиться от него получения все новой «помощи», все чаще делая это одним из главных способов своего заработка.

Между тем, сохранение присутствия в Сахеле и Западной Африке является все более затратным для него, все больше ложащегося тяжелым бременем не только на плечи Франции, но и Евросоюза. И они не могут в то же время оставить ситуацию на самотек, опасаясь, что в случае этого местные прозападные режимы рухнут, наступит окончательный хаос и дополнительные миллионы мигрантов, спасающихся от войн, голода и нищеты, ринутся в Европу.

Между тем, это обострение ограничивает возможности Запада для оказания военной помощи Украине и пропорционально способствует дальнейшему ухудшению положения в огромных регионах вроде Сахеля и Западной Африки, которые по мере этого становится все более сложно контролировать.

Причем Брюссель и Париж все чаще винят в своей политической импотенции по африанскому континенту Россию, которая якобы своими действиями подрывает здесь старые прозападные режимы. Для этого, по их данным, она использует для их свержения коррумпированных военных и наемников из ЧВК «Вагнер».

Как бы там ни было, Москва в условиях враждебных действий Запада по Украине может парировать их созданием ему дополнительных неприятностей в Африке.

Между тем, в случае неспособности удержать исламских радикалов в Западной Африке и ее полноценному превращению данного региона во второй Сахель для Европы могут наступить по-настоящему «темные» времена, поскольку это уже напрямую угрожает ее сырьевым интересам, включая энергетические. Достаточно посмотреть на то, какую роль Западная Африка играет в сырьевом отношении, в том числе по алюминию, золоту, нефти, урану и природному газу.

52.35MB | MySQL:106 | 0,778sec