Стратегия США в отношении Афганистана через призму сотрудничества со странами АСЕАН

В процессе работы 8 конференции по вопросам азиатско-тихоокеанской безопасности в Сингапуре (29 мая- 2 июня), ежегодно проходящей под эгидой Лондонского Института стратегических исследований, особое внимание привлекло выступление министра обороны США Р.Гейтса. Несмотря на свою занятость американский министр провел на конференции полных два дня, что говорит о том значение, которое в Вашингтоне в настоящий момент уделяют этому региону.

Помимо непосредственно азиатских дел, Р.Гейтс большое внимание в своем докладе уделил роли стран АСЕАН в решении афгано-пакистанского узла.

Оговорившись вначале, что Афганистан в силу своего географического положения не представляет стратегической угрозы странам АСЕАН, Р.Гейтс тем не менее обратил внимание на очевидный факт. То есть нестабильность в Афганистане и Пакистане вызывает эффект «домино» во всех регионах мира в силу присутствия в этих странах основной базы «Аль-Каиды», которая поддерживает, финансирует и координирует деятельность исламских террористов в Индонезии, Бангладеш и на Филиппинах. Это тезис, конечно, имеет право на существование, хотя можно поспорить об основополагающей и системообразующей роли «Аль-Каиды» в деятельности исламистов в Юго-Восточной Азии в настоящее время.

Р.Гейтс четко указал на тот факт, что администрация Б.Обамы окончательно и бесповоротно взяла курс на проведение новой стратегии в Афганистане и Пакистане. То есть, другими словами, на перенесение основного упора на проведение военных операций в этих двух странах и уход из Ирака. По словам министра, «США идет на это изменение с новыми лидерами, новой стратегией, новыми ресурсами. Я (Гейтс-авт.) являюсь оптимистом в этом вопросе и думаю, что мы добьемся успеха в ближайшие несколько лет. Но эта работа будет трудной».

Далее министр перешел к конкретике. То есть, какую роль отводят США странам АСЕАН в свой новой стратегии.

1. Австралия должна продолжить физически присутствовать своим военным контингентом в Афганистане (прим. Австралийцы действуют в Афганистане очень удачно, на счету их спецназа несколько удачных операций по ликвидации ряда ключевых фигур из руководства Талибана).

2. Япония должна увеличить финансовую помощь правительству Афганистана.

3. Индия должна продолжить свои проекты по строительству инфраструктуры в Афганистане, а Новая Зеландия и Сингапур свою работу по налаживании работы местных муниципалитетов.

Вместе с тем, по словам министра, «Афганистан сейчас требует еще больше». Были отмечены следующие направления:

1. Помощь и экспертиза в строительстве социальной и гражданской инфраструктуры.

2. Участие в усилении и строительстве новой афганской армии.

3. Экспертная работа в ряде областей. В том числе, реформа пенитенциарной системы, гражданских служб, здравоохранения, инженерии, сельского хозяйства, образования и т.п.

4. Помощь в организации и проведении президентских и муниципальных выборов в этом году, и парламентских — в следующем.

По определению Р.Гейтса, «изменения в Афганистане настолько нетрадиционны и глобальны, что это коснется всех нас. Каждая страна должна, преследуя в первую очередь свои долговременные интересы в области региональной стабильности, должна внести посильный вклад в эту работу».

Отвечая на вопросы после доклада, Р.Гейтс еще раз, уже более неформально и откровенно подчеркнул, что у США не хватает ресурсов для работы по гражданским и гуманитарным проектам в Афганистане, и это бремя должны взять на себя, в том числе, и страны АСЕАН. Это очень примечательное заявление. Оно фактически означает, что американцы «работают» в Афганистане и Ираке на пределе возможностей. И ни о каких новых подобных проектах речи не идет. Таким образом, новая стратегия Вашингтона есть лишь трезвая оценка своих возможностей, не более.

Касаясь Ирана, Р.Гейтс ясных и четких определений не дал. Он лишь повторил тезис о терпимости и гибкости в подходах. Это понятно. Американцы активно ищут пути по сближению с Ираном, очень надеются в этом вопросе на предстоящие президентские выборы. Такая политика определяется не только «ядерным досье», но и тем фактом, что без доброй воли Тегерана добиться стабильности в Ираке и Афганистане – дело почти безнадежное. Р.Гейтс также высказался против введения санкций против Тегерана, мотивируя это «бесполезностью».

Кстати, сингапурский лидер Ли Кван Ю, очень интересно определил мотивации Северной Кореи и Ирана в стремлении обладать ядерным оружием. По мнению этого патриарха азиатской политики, «Северной Корее оружие надо для собственного выживания, а вот Ирану – для наступления на весь мир».

52.09MB | MySQL:103 | 0,555sec