Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 июня 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Иране и Израиле. М. Ахмадинежад официально объявлен победителем на прошедших в Иране 12 июня президентских выборах. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 14 июня выступил с речью, в которой разъяснил подходы возглавляемого им правительства к вопросам обеспечения нацио-нальной безопасности страны и палестино-израильского урегулирования.

По данным МВД Ирана, президентом страны на второй четырехлетний срок избран М. Ахмадинежад, за которого проголосовали 62,6 проц иранцев, участвовавших в голосовании. Его основной соперник, политик умеренного толка М. Х. Мусави, получил лишь 33,75 проц голосов. Духовный лидер и глава ИРИ аятолла А. Хаменеи приветствовал победу Ахмадинежада. Между тем объявление Ахмадинежада победителем на президентских выборах вызвало 13 июня массовые протестные акции сторонников Мусави в Тегеране, которые называют крупнейшими со времени исламской революции 1979 г. На их подавление были брошены крупные силы полиции. В столице была отключена мобильная телефонная связь. Арестовано около 170 сторонников оппозиции. Одновременно акции в поддержку Ахмадинежада проводили его сторонники. 14 июня обстановка в Тегеране стала более спокойной. Сам М. Х. Мусави заявил, что «волеизъявление населения прошло с большими нарушениями», а 14 июня подал официальный протест с требованием отмены итогов выборов. Мусави также призвал иранцев продолжать общенациональные акции протеста «мирным и правовым путем». Со своей стороны, М. Ахмадинежад назвал прошедшие выборы «полностью свободными», отвергнув все обвинения в их фальсификации.

США и страны Евросоюза, заявили, что объявленные в Тегеране итоги голосования «не вызывают доверия», и сообщили, что намерены внимательно следить за дальнейшим развитием событий в Иране. В Израиле считают, что переизбрание Ахмадинежада «отражает активизацию угрозы со стороны Исламской республики». Поздравления Ахмадинежаду направили президент Сирии Б. Асад и генеральный секретарь ЛАГ А. Муса. Палестинское движение ХАМАС объявило иранские выборы «победой демократии».

В целом сохранение за М. Ахмадинежадом поста президента ИРИ означает, что Тегеран, по всей вероятности, не откажется от своего радикального внешнеполитического курса и продолжит реализацию национальной ядерной программы. Вместе с тем, не исключено, что иранское руководство предпримет шаги по налаживанию диалога с США. Внутри страны Ахмадинежад и его команда будут вынуждены более серьезно заниматься проблемами экономики, состояние которой неуклонно ухудшается.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в своем выступлении 14 июня назвал три основные проблемы, стоящие перед страной: иранская угроза, экономический кризис и продвижение к миру с арабами. Причем наиболее приоритетной задачей он назвал продвижение к миру. Нетаньяху выразил готовность к переговорам с арабскими лидерами, а палестинцев призвал к скорейшему возобновлению диалога без предварительных условий. Нетаньяху впервые назвал условия признания Израилем палестинской государственности: палестинцам следует признать еврейский характер Государства Израиль, а палестинское государство будет полностью демилитаризованным. Решение проблемы палестинских беженцев должно лежать «вне территории Израиля». Иерусалим остается единым израильским городом. Новые еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) строиться не будут, но имеющиеся имеют право на расширение. Представитель главы ПНА М. Аббаса назвал речь Б. Нетаньяху «подрывающей все мирные инициативы в регионе».

9 июня спецпредставитель президента США Б. Обамы по Ближнему Востоку Дж. Митчелл после переговоров с израильскими руководителями отметил, что, несмотря на разногласия по вопросу о поселенческой деятельности на ЗБРИ, США и Израиль «остаются друзьями и союзниками».

На прошедшей неделе с заявлением по вопросам урегулирования с Израилем выступил и руководитель палестинского радикального движения ХАМАС Х. Машааль. По его словам, исламисты приветствуют любые политические усилия, которые приведут к прекращению израильской оккупации, созданию в границах 1967 г. палестинского государства, обладающего полным суверенитетом, и возвращению палестинских беженцев. Машааль также отметил «новую тональность» в недавнем обращении президента США Б. Обамы к исламскому миру, подчеркнув, что ХАМАСу ничто не мешает вступить в прямые контакты с американской администрацией. 11 июня в Дамаске прошла встреча Х. Машааля с бывшим президентом США Дж. Картером, который отметил, что мир между Израилем и палестинцами невозможен без участия в переговорах движения ХАМАС.

О готовности возобновить переговоры с Израилем заявил глава ПНА М. Аббас, обусловив это выполнением израильтянами обязательств по плану «дорожная карта», т. е. прекращением расширения поселений на ЗБРИ и принятием формулы «два государства для двух народов». После переговоров с М. Аббасом американский посланник Дж. Митчелл заявил, что создание палестинского государства является единственной возможностью урегулирования конфликта с Израилем, подчеркнув, что израильтяне и палестинцы несут ответственность за свои обязательства по «дорожной карте». Аналогичные заявления Митчелл сделал при посещении Израиля, Египта и Иордании.

Напряженность сохраняется между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. На переговорах в Каире с главой египетской разведки О. Сулейманом Машааль призвал АРЕ «приструнить» ФАТХ и «прекратить кампанию террора» против ХАМАС. На минувшей неделе силы безопасности ПНА арестовали на ЗБРИ 36 исламистских активистов, а общее число хамасовцев, арестованных в последнее время, достигает 300 человек. И все же 14 июня в Каире при посредничестве Египта ФАТХ и ХАМАС договорились о взаимном прекращении практики взаимных арестов.

В Дамаске 13 июня состоялась встреча президента Сирии Б. Асада со спецпосланником президента США Б. Обамы Дж. Митчеллом, на которой обсуждались возможности размораживания сирийско-американских отношений. По итогам встречи Митчелл заявил, что на этом пути имеется еще много трудностей и препятствий, но в Вашингтоне намерены приложить все усилия для возобновления переговоров между США с САР. Митчелл отметил, что «Сирия – важный стратегический игрок в регионе и без ее активного участия невозможно добиться мира на Ближнем Востоке». Кроме того, 12-13 июня в Дамаске прошли «позитивные» переговоры сирийских военных с представителями Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США. Обсуждалась ситуация в Ираке и положение на сирийско-иракской границе.

Правящая в Ливане коалиция «14 марта» одержала победу на прошедших 7 июня парламентских выборах, завоевав 71 из 128 депутатских кресел. Оппозиция во главе с радикальным шиитским движением «Хизбалла» официально признала свое поражение. Спикер прежнего состава парламента и глава одной из главных сил оппозиции – шиитского движения «Амаль» Н. Берри считает, что сирийско-саудовское взаимодействие стало «решающим фактором» успешного проведения голосования в Ливане. Лидер правящей коалиции С. Харири заявил 10 июня о готовности к диалогу со своими оппонентами без предварительных условий. По словам Харири, «предстоящий после выборов период таит множество опасностей, и нужны совместные усилия для сохранения в стране гражданского мира». При этом Харири пока не поднимает вопрос о необходимости разоружения боевых сил «Хизбаллы». Вместе с тем, многие эксперты высказывают опасения насчет возможности достижения в стране прочной стабильности и недопущения углубления раскола в ливанском обществе. Также подчеркивается, что прошедшее голосование не изменило расстановку основных политических сил в Ливане.

Ливанские выборы широко комментируются за рубежом. Сирия приветствовала их успех и высказалась за развитие сотрудничества с Ливаном. Саудовская Аравия также приветствовала итоги выборов, выразив надежду, что их результат «позитивно отразится на стремлении Ливана к безопасности, стабильности и процветанию». Египет предложил всем ливанским партиям преодолеть имеющиеся разногласия в интересах упрочения единства страны. В Израиле с настороженностью отнеслись к итогам голосования в соседней стране, подчеркнув, что «будут действовать в соответствии с действиями нового ливанского правительства», а президент Израиля Ш. Перес заявил, что, несмотря на неудачу, «Хизбалла» продолжает оставаться «государством в государстве». Итоги выборов положительно оценили США и страны Евросоюза. Причем в Вашингтоне заявили, что американская позиция в отношении «Хизбаллы» остается неизменной: эту организацию продолжают считать террористической и не желают иметь с ней контакты. В то же время Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Солана 13 июня провел в Бейруте первую официальную встречу с членом руководства «Хизбаллы», депутатом парламента Х. Хасаном. Солана назвал встречу «очень важной в свете новых веяний в европейской политике» и публично признал, что организация является «частью ливанского общества». Американский посланник Дж. Митчелл, посетивший Бейрут 12 июня, подтвердил, что Ливан будет играть ключевую роль в долгосрочных планах по достижению стабильности в регионе, а США остаются твердым сторонником суверенного, свободного и независимого Ливана.

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане. В стране на прошедшей неделе вновь было совершено несколько терактов, крупнейшим из которых стал подрыв гостиницы в Пешаваре, приведший к гибели 11 и ранению 70 человек. Пакистанская армия после нанесения поражения боевикам местного движения «Талибан» в долине Сват развертывает наступательные операции против экстремистов в соседних районах на северо-западе страны, в частности, в Южном Вазиристане. Характерно, что к борьбе с талибами активно подключатся представители местных племен.

13 июня пакистанское правительство представило в парламент проект бюджета на 2009/2010 финансовый год. Он предусматривает увеличение военных расходов на 15,3 проц — до суммы, эквивалентной 4,2 млрд долларов США. Вместе с тем, рост ВВП в стране в этом году ожидается в пределах 2 проц, по сравнению со средним показателем в 6,8 проц в последние пять лет.

В Афганистан прибыли дополнительные силы ВС США численностью в 7 тыс. человек. Всего в качестве подкреплений сюда должно быть переброшено 21 тыс. американских военнослужащих. Новые части размещены в южных провинциях Кандагар и Гильманд. По заявлению командующего ОЦК ВС США генерала Д. Петрэуса, в последнее время активность экстремистов в Афганистане достигла своего пика за период с 2001 г., а ситуация в стране «ухудшилась и обострилась». Новый командующий американскими войсками в Афганистане генерал С. Маккристал считает необходимым в ближайшие 18-24 месяца добиться уровня безопасности, который позволил бы местным органам власти, «связанным с центральным правительством», установить свой контроль над районами, «которые остаются уязвимыми для нападений «Талибан»». Если это не удастся достигнуть, то, по мнению генерала, «Афганистану, скорее всего, придется пережить новую гражданскую войну».

13 июня афганский избирком опубликовал окончательный список кандидатов на пост президента страны на выборах 20 августа. В него вошел 41 человек. Считается, что наибольшие шансы на избрание имеет нынешний глава государства Х. Карзай, которому выразили поддержку многие племенные объединения, в то время как его оппоненты не смогли договориться о едином кандидате.

Ливийский лидер М. Каддафи совершил на минувшей неделе первый официальный визит в Италию. Основное внимание на переговорах в Риме было уделено развитию двусторонних экономических отношений и вопросам противодействия нелегальной эмиграции из Африки в Италию. Каддафи обещал итальянскому бизнес-сообществу привилегированное положение в Ливии. Италия в настоящее время является главным торговым партнером Ливии.

Приложение

Об американо-иракском военном сотрудничестве

Военное и военно-техническое сотрудничество занимает одно из ведущих мест в отношениях между США и Ираком. Именно американцы после свержения в 2003 г. режима С. Хусейна приняли решение о роспуске старой и создании новой иракской армии, которая до сентября 2006 г. находилась в подчинении командования ВС США в Ираке, после чего была официально передана в распоряжение национального правительства. В последующие годы вплоть до настоящего времени за Соединенными Штатами сохраняется решающая роль в вопросах формирования, обучения и технического оснащения иракских вооруженных сил, в деле военного строительства Ирака в целом.

В статье 27 «Соглашения между Соединенными Штатами Америки и Республикой Ирак о выводе вооруженных сил Соединенных Штатов из Ирака организации их деятельности на период их временного пребывания в Ираке», (2008 г.) говориться, что стороны будут «активно работать» по укреплению военных возможностей Ирака, чтобы он был в состоянии противостоять угрозам «его суверенитету, политической независимости, территориальной целостности и конституционной федеративной демократической системе». Для этого США и Ирак продолжат тесное сотрудничество в деле укрепления иракских силовых структур, в т. ч. армии, включая их обучение, оснащение и вооружение с тем, чтобы они могли успешно бороться «с местным и международным терроризмом и незаконными группировками». По заявлению начальника генштаба ВС Ирака Б. Зибари, в 2008 г. США и Ирак подготовили план основных мероприятий по развитию иракских ВС на период до 2020 г.

К основным направлениям американо-иракского военного сотрудничества следует отнести: совместное проведение войсковых и специальных операций против боевиков и террористов, оказание армии и силам безопасности Ирака огневой (в основном силами авиации), информационно-разведывательной и логистической поддержки при проведении ими операций против боевиков, а также помощи в планировании и подготовке таких операций; тыловое и материально-техническое обеспечение повседневной деятельности иракских ВС; содействие в обучении войск и штабов, в подготовке военных кадров различного уровня; поставки Ираку вооружения, военной техники и снаряжения. Американцы участвуют в строительстве различных объектов для ВС Ирака. В 2003-2008 гг. США выделили на создание и развитие иракской армии и других силовых структур около 20 млрд долларов. В данной статье рассмотрены преимущественно вопросы роли США в обучении и техническом оснащении ВС Ирака.

Американское политическое и военное руководство уделяет пристальное внимание вопросам обучения иракских военнослужащих и сотрудников других силовых структур, намерено всемерно наращивать эту деятельность с целью ускорения процесса повышения боеспособности и эффективности армии и МВД Ирака с тем, чтобы неуклонно уменьшать непосредственное участие войск США в боевых операциях. Иракское правительство также выступает за ускорение процесса подготовки национальной армии.

В настоящее время обучением иракских военнослужащих занимаются более 4000 американских военных советников и инструкторов, а также инструкторы из других стран НАТО, преимущественно из Великобритании. Кроме того, на подготовку личного состава иракской армии перенацелена часть боевых подразделений из состава контингента ВС США в Ираке. В Белом доме и Пентагоне считают, что американские военные советники, инструкторы и учебные подразделения останутся в Ираке на длительное время и после вывода из этой страны коалиционных сил, причем их численность может составить от 30 до 50 тыс. человек.

Работу иностранных военных советников и инструкторов в Ираке координирует специальное «Многонациональное командование по переподготовке сил безопасности – Ирак» (Multinational Security Transition Command – Iraq), возглавляемое американским генералом. Советники из США имеются в министерстве обороны и генштабе ВС Ирака, штабах ВВС, ВМС, соединений и частей. В каждом батальоне и равном ему подразделении иракских ВС находится американская Группа военной переподготовки (Military Transition Team), численностью 10-12 человек, которые обучают местных военнослужащих и вместе с ними участвуют в боевых операциях. Советники не только готовят иракцев по чисто военным и техническим предметам, но и пытаются привить им такие понятия как лояльность гражданскому правительству страны, которая должна для военнослужащего значить больше, чем лояльность своему племени или клану. Также большое значение придается привитию иракским военнослужащим верности союзническим отношениям с США. Особе внимание в своей работе американские советники и инструкторы уделяют обучению иракских солдат и офицеров тактике борьбы с повстанческими формированиями и террористами. Кроме того, имеются советники и инструкторы по разведке, огневой подготовке, связи, тылу, материально-техническому обеспечению и др. Уставы иракской армии в значительной степени представляют собой адаптированные к местным условиям американские уставы. Для подготовки иракских военных американцы создали на территории страны три крупных учебных центра: в Эт-Таджи (30 км севернее Багдада), Киркуна (вблизи границы с Ираном) и Эн-Нуумания (на юге). Отдельные группы иракских военнослужащих направляются на учебу в США.

С первых дней формирования новой иракской армии Соединенные Штаты жестко контролируют вопросы ее вооружения и технического оснащения. В июле 2004 г. тогдашний президент США Дж. Буш отменил запрет на поставки в Ирак продукции военного назначения. Первоначально американцы не поставляли в эту страну тяжелое вооружение: танки, артиллерийские системы, боевые самолеты и вертолеты и др., а передавали лишь стрелковое оружие, малокалиберные минометы, легкую бронетехнику, легкие разведывательные самолеты, патрульные катера, средства транспорта (включая самолеты С-130 и вертолеты) и связи, инженерную технику, снаряжение, в т. ч. бронежилеты. Вашингтон контролировал военные поставки из других стран, ограничивая приобретение иракцами тяжелого вооружения. Зачастую из США поступала и продолжает поступать техника, бывшая в употреблении. Так, иракцы получают 8,5 тыс. прошедших ремонт внедрожников «Хамви». Их поставки завершатся в июле 2009 г.

Ситуация начала меняться в 2008 г., когда Пентагон сообщил о намерении поставить Ираку 140 танков М1А1SA «Абрамс» (затем их число удвоили), специально приспособленных для действий в пустынной местности, 400 новейших бронемашин М1126 «Страйкер», 160 патрульных машин М1117 «Гардиан», 392 БТР LAV-25, 26 боевых вертолетов Белл-407, осна-щенных ПТУР «Хеллфайр», 24 боевых вертолета АН-6, 36 учебно-боевых самолетов/легких штурмовиков АТ-6В, 20 учебных самолетов Т-6А, 6 новейших военно-транспортных самолетов С-130J-30 «Супер Геркулес», а также крупной партии стрелкового оружия, патрульных катеров. Общая сумма предстоящей сделки оценивается в 14 млрд долларов. В настоящее время иракские танкисты уже проходят переучивание на танки «Абрамс», для чего командование ВС США выделило 22 машины из состава американской группировки в Ираке. Поставки танков в Ирак должны быть завершены в 2010 г.

В январе 2009 г. было сообщено о планируемой закупке Ираком в Чехии, Словакии, Польше и Украине примерно 2000 танков Т-72, которые затем пройдут модернизацию силами американской компании «Дифенс солюшинс». На танках установят новое электронное оборудование, приборы ночного видения и средства связи. Кроме того, в России будут приобретены 22 транспортно-десантных вертолета Ми-17, которые также будут модернизированы под американские стандарты.

В августе 2008 г. министерство обороны Ирака заявило о намерении закупить в США 36 тактических истребителей F-16 Блок 50/52. Позже было сообщено о намерении приобрести до 2020 г. 96 машин этого типа. Причем контракт на поставки первых 16 самолетов иракцы планируют заключить уже в 2009 г.

Вместе с тем, речь пока не идет о поставках Ираку из США или других стран современных систем управления войсками, техники РЭБ, средств ПВО, (ЗРК, РЛС, систем управления и др.), артиллерийских орудий, в т. ч. САУ, противотанкового вооружения для сухопутных войск, ударных кораблей и катеров, а также ряда других видов вооружения и военной техники. Речь, следовательно, не может идти о намерении США создать в Ираке полноценные современные вооруженные силы, способные самостоятельно защищать страну от внешних угроз.

В целом же характер военной помощи США Ираку, масштабное, всепроникающее участие американцев в подготовке иракской армии, объем действующих и планируемых двусторонних соглашений на поставки продукции военного назначения предполагают долгосрочный характер американо-иракского военного сотрудничества.

52.2MB | MySQL:103 | 0,549sec