Американские эксперты о факторах, которые могут ухудшить российско-израильские отношения

Две недели назад  в результате израильского авиаудара были ранены два мирных жителя недалеко от прибрежного сирийского города Тартус.  Согласно заявлению Министерства обороны Сирии, удар  был нанесен со стороны Средиземного моря, к западу от ливанского города Триполи в 6:30 утра (3:30 по Гринвичу) недалеко от Аль-Хамидии, к югу от Тартуса. В портовом городе Тартус находится единственная военно-морская база России за пределами ее территории. Это обеспечивает Москве важный плацдарм в Средиземном море и стратегический форпост на южном фланге НАТО. В сообщении говорится, что пострадали птицефабрики, без предоставления дополнительных подробностей. Сирийская обсерватория по правам человека заявила, что объект, на который был нанесен удар, ранее использовался для содержания сельскохозяйственных животных, но теперь используется ливанской «Хизбаллой». Иран в свою очередь осудил израильский авиаудар. «Своими атаками сионистское образование пытается представить Дамаск как небезопасный город, чтобы помешать возвращению перемещенных сирийцев», — заявил министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан во время визита в сирийскую столицу. В прошлом месяце Москва осудила израильский ракетный удар по аэропорту Дамаска, в результате которого взлетно-посадочные полосы были непригодны для использования в течение нескольких недель. Комментируя июньский удар, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила: «Такие безответственные действия создают серьезные риски для международного воздушного сообщения и подвергают реальной опасности жизни невинных людей». С начала гражданской войны в Сирии в 2011 году Израиль наносит авиаудары по стране, в том числе по правительственным войскам, поддерживаемым Ираном и позициям «Хизбаллы». Хотя Израиль редко комментирует отдельные авиаудары, он признал, что он совершил уже более сотни таких рейдов, которые, по его словам, необходимы, чтобы помешать Ирану закрепиться в Сирии.

В этой связи американские эксперты указывают на то, что дипломатическое давление России на Израиль с целью уменьшить поддержку Украины и ослабить авиаудары по иранским объектам в Сирии может спровоцировать дипломатический кризис или случайную военную эскалацию между двумя странами — особенно в Сирии, где израильско-российские отношения становятся все более напряженными. 5 июля Министерство иностранных дел России потребовало от Израиля прекратить длительную скрытую воздушную кампанию против иранских целей в Сирии после того, как израильские военные самолеты нанесли удар по предполагаемой иранской позиции относительно недалеко от российской военно-морской базы в Тартусе. В тот же день Израиль обвинил Москву в угрозах закрыть Еврейское агентство в России, которое помогает еврейской иммиграции и посещению Израиля.  При этом отмечается, что израильско-российские отношения в Сирии были в основном прагматичными. До недавнего времени Москва терпела авиаудары Израиля, направленные на ослабление военного влияния Ирана, в том числе в сирийской провинции Латакия, где расположены российские военно-воздушные и военно-морские базы. Но продолжающаяся операция  России на Украине привела к сокращению ее военных ресурсов в Сирии, откуда Москва вывела часть своих войск для участия в боевых действиях на в Европе. Это сделало сохранение иранского военного влияния более принципиальным и важным для достижения цели по укреплению контроля президента Сирии Башара Асада над страной. Москва, в свою очередь, стала более серьезно относиться к израильским рейдам по Ирану в Сирии, считая их потенциально дестабилизирующими для режима Асада. В рамках этой новой озабоченности в мае, по сообщениям, управляемая Россией, но принадлежащая Сирии ракетная система С-300 была нацелена на израильские самолеты в Сирии. Москва также выразила сильное недовольство дипломатической и оборонной материальной поддержкой Израиля Украине. Израиль отправил ограниченное количество касок и бронежилетов украинским войскам (через Литву Украине из Израиля также были поставлено оборудование для борьбы с беспилотниками — авт.).  Примерно через месяц после того, как Россия начала свою операцию в феврале, Израиль также позволил президенту Украины Владимиру Зеленскому виртуально выступить перед законодателями в израильском Кнессете. Эти действия вызвали российскую критику, а в начале мая Москва обвинила Израиль в поддержке  неонацистов в Украине и отправке наемников воевать против России (на Украину по оценкам самих израильских экспертов отправилось воевать примерно 200 израильтян, в основном выходцы из различных областей Украины — авт.). Во время своего визита в Израиль 14 июля президент США Джо Байден попросил премьер-министра  Яира Лапида расширить военную помощь Израиля Украине, что может привести лишь к дальнейшему усилению напряженности в отношениях с Москвой. Речь шла о передаче Украине в том числе системы ПВО «Железный купол», что пока Израилем отвергается.

Российско-израильские отношения по-прежнему основаны на сильном взаимном желании избежать конфликта, что делает маловероятным, что какая-либо из стран активно стремится к конфронтации в Сирии. Россия не заинтересована в региональной антиизраильской кампании Ирана, из-за которой ранее Москва в основном игнорировала воздушную активность Израиля над Сирией — особенно когда цели этих ударов не повлияли на общую гражданскую войну. Израиль, со своей стороны, также исторически не возражал против дислокации российских сил  в Сирии и альянса с режимом Асада, который не нацелен на Израиль и не влияет на него каким-либо иным образом. Этот общий нейтралитет в отношении действий друг друга в Сирии позволил России и Израилю регулярно урегулировать возникавшие  конфликты. Действительно, вскоре после того, как Россия начала военную операцию на Украине, бывший премьер-министр Израиля Нафтали Беннетт в начале марта прилетел в Москву, чтобы попытаться представить Израиль в качестве возможного посредника при достижении соглашения о  прекращении огня с Киевом. Несмотря на недавний всплеск напряженности из-за Украины, Россию и Израиль по-прежнему связывают глубокие культурные, социальные и экономические связи. И эти связи остаются нетронутыми, поскольку Израиль, что примечательно, не присоединился к кампании западных санкций против России и продолжает принимать у себя некоторых российских олигархов.

Однако растущая зависимость России от Ирана в обеспечении стратегических успехов в Сирии увеличит ее готовность более активно купировать израильские авиаудары по иранским целям. Авиаудары Израиля по Ирану, который является близким союзником поддерживаемого Россией режима в Дамаске, теперь несут в себе больший риск дестабилизации сирийского правительства, поскольку война на Украине продолжает уменьшать потенциал Москвы по защите режима Асада. Израильские авиаудары наносят ущерб сирийской экономике, разрушая инфраструктуру (включая пограничные переходы, порты и аэропорты). Это сдерживает торговлю и деловые потребности Дамаска, подрывая стабильность в Сирии. Для России дальнейшая нейтральная или терпимая позиция к Израилю наносить такие удары также может поставить под угрозу ее отношения с Тегераном — одним из ключевых союзников Москвы в борьбе с проводимой США и Европой кампанией экономической изоляции. Эта возросшая зависимость экономики и безопасности от роли Тегерана в Сирии, вероятно, побудит Москву попытаться снизить израильские авиаудары. Используя линии связи по урегулированию конфликтов, которые она установила с Израилем, Москва может попытаться убедить его не наносить удары по определенным целям или районам, таким как чувствительная провинция Латакия и аэропорт Дамаска, а также по другим стратегическим объектам, которые либо связаны с экономикой Сирии, либо особенно важны для Ирана. Россия также может пригрозить дать сирийским силам зеленый свет на использование оружия российского производства, такого как система ПВО С-300, для противодействия израильским военным самолетам — либо путем радиолокационного наведения на самолеты, либо фактически открывая по ним огонь. В самом крайнем случае Москва может пригрозить применить систему  С-400 против израильских военных самолетов, если они будут нацелены на объекты, которые Россия считает особенно чувствительными. Однако, вряд ли выполнит такую угрозу, поскольку, в отличие от сирийских С-300, С-400 напрямую управляется российскими военными. Таким образом, использование этой системы непосредственно против  израильских военных самолетах почти наверняка вызовет прямой военный кризис между Россией и Израилем и, возможно, Соединенными Штатами.

Потепление отношений Израиля с Украиной повышает вероятность того, что Россия продолжит минимизировать свои дипломатические и культурные связи с Израилем. Более 150 000 евреев продолжают проживать в России, а около 900 000 евреев в Израиле также являются выходцами из России и бывшего Советского Союза. Эта глубокая культурная и социальная связь дает Израилю сильный политический стимул поддерживать связи с Москвой, о чем свидетельствует сопротивление Израиля введению санкций, связанных с Украиной. Но это также дает Москве некоторые рычаги, чтобы попытаться ограничить связи Израиля с Украиной, поскольку Россия может угрожать запретами на поездки, блокировать связь, препятствовать иммиграции и поездкам в Израиль, а в самых крайних случаях арестовывать известных евреев в России (американские эксперты видимо всерьез полагают, что в России главенствуют законы «третьего рейха» !!! — авт.). Россия также является заметным источником туризма для Израиля: российские туристы составили около 10% от всех туристов в 2021 году, уступая только Соединенным Штатам.

Случайная эскалация остается возможной, поскольку Россия пытается пересмотреть эти прагматичные отношения, что может привести к дипломатическому разрыву или военной конфронтации в Сирии. Израиль может не удовлетворить требования России о сокращении авиаударов, особенно если американо-иранские ядерные переговоры провалятся и спровоцируют региональную военную эскалацию. Тогда России придется либо рискнуть своим доверием как защитника сирийского правительства, либо возможной военной конфронтацией с Израилем. Даже использование принадлежащих Сирии С-300 против Израиля может спровоцировать конфронтацию, если израильские военные самолеты уничтожат батарею С-300 и приведут к жертвам из числа российских военных. Между тем, если Россия злоупотребит своими социальными и экономическими рычагами, чтобы оттолкнуть Израиль от Украины, это может иметь неприятные последствия, заставив Израиль больше поддерживать Украину и кампанию изоляции Запада против России. Попытки России использовать свое социальное и экономическое влияние против Израиля могут придать смелости давно укоренившимся антисемитским элементам в стране. Российские евреи уже сообщают об увеличении числа антисемитских инцидентов в России (интересно,  кому они об этом сообщают и в чем они выражаются? — авт.). После повторного введения санкций под руководством США в отношении Ирана в 2018 году Израиль активизировал свою тайную кампанию против его ядерной и ракетной программ, включая совершение убийств и сообщения об ударах беспилотников по территории самого Ирана. Скрытая кампания таким образом несет в себе скрытый риск региональной эскалации.

52.3MB | MySQL:103 | 0,485sec