О голосовании по проекту новой конституции Туниса

Тунис  24 июля с. г. проголосовал  на  референдуме о предоставлении президенту широких полномочий. Сразу отметим, что на нем была отмечена одна из самых низких явок за последние годы. Голосование состоялось ровно через год после фактического государственного переворота, в результате которого президент Кайс Саид распустил  правительство и заморозил работу парламента, Предварительные данные избирательной комиссии показали, что явка составила всего 27,5%, что намного ниже 45-процентной явки на парламентских выборах 2019 года и менее половины явки на выборах 2014 года. При этом надо отметить и еще один нюанс. Согласно  местным источникам, командование тунисской армии за неделю до референдума приказала своим военнослужащим голосовать на референдуме по новой конституции страны. Источник, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что армейские офицеры и солдаты получили текстовые сообщения с призывом принять участие в голосовании,  Источник также подтвердил, что тунисские военные получили устный приказ от руководства прийти на избирательные участки в гражданской одежде с целью создания нужного впечатления о явке.

Экзит-полл от Sigma Conseil показал, что 92,3% проголосовавших поддержали новую конституцию. 9 млн тунисцев имели право голоса, но для голосования «за» не было установлено минимального числа участников, и не было предусмотрено никаких условий для получения результата «нет». Фотографии пустых избирательных участков можно было увидеть по всей стране, в то время как прибрежные пляжи были забиты после того, как голосование бойкотировали все основные политические партии Туниса. С момента захвата власти 25 июля 2021 года К.Саид правил страной через издание указов, что его  критики описывают  как подрыв демократических завоеваний, достигнутых Тунисом после событий  «арабской весны» 2011 года, в результате которого давний правитель Зин Аль-Абидин Бен Али был отстранен от власти. Саид опроверг заявления о перевороте и заявил, что его захват власти был необходим для искоренения коррупции и выхода из политического тупика в Тунисе. В реальности же речь идет не сколько о коррупции, сколько о полной сломе схемы социального компромисса между различными партиями (читай: кланами)  страны по квотируемому по факту  распределению должностей в структурах исполнительной  власти, что тормозило проведение столь необходимых экономических реформ.  Тунисской прессе на местах было сложно освещать голосование, поскольку Национальный синдикат тунисских журналистов заявил, что некоторым журналистам не разрешили пройти на некоторые избирательные участки и что данные о голосовании были утаены. Синдикат также сообщил, что как тунисские, так и иностранные журналисты, пытавшиеся осветить голосование, столкнулись с препятствиями в плане безопасности. Наблюдатели за выборами столкнулись с аналогичными препятствиями: Тунисская ассоциация честности и демократии выборов (Atide) заявила, что ряду наблюдателей отказались  сообщать информацию о ходе референдуме в различных избирательных участках. Между тем, пять оппозиционных партий страны обвинили Саида в публичной критике  своих оппонентов в нарушение этапа, на котором президент должен хранить молчание о голосовании. В совместном заявлении пять партий, которые также связаны с кампанией по бойкоту референдума, также раскритиковали эти заявления  президента и заявили, что нарушения отражают то, что они назвали «фальшивым характером референдума».

Новая конституция, написанная всего за четыре недели группой тщательно отобранных юристов и профессоров права, фактически положит конец гибридной парламентско-президентской системе в стране в пользу президентской системы. Система даст президенту  полномочия назначать премьер-министра, других министров кабинета, в одностороннем порядке распускать парламент и назначать судей. При этом статьи о протоколе об отстранении президента от должности в новом проекте не будет, что допускалось предыдущей конституции в случае «вопиющего нарушения конституции». Несмотря на то, что президентский срок по-прежнему ограничен двумя сроками, положение 2014 года, согласно которому в конституцию нельзя вносить поправки для увеличения числа сроков, было отменено. Когда проект конституции был впервые представлен в прошлом месяце, он был встречен серьезной оппозицией. Международные правозащитные организации заявили, что референдуму не хватило «правовой основы, демократической легитимности, инклюзивности, подотчетности и прозрачности». При этом местные эксперты были практически солидарны в том, что, несмотря на оппозицию и низкую явку, новая конституция почти наверняка будет принята и положит начало переходу к неопределенному политическому будущему на фоне разваливающейся экономики, нуждающейся в помощи Международного валютного фонда. Собственно, так и произошло. Далее все зависит только о воли президента по проведению экономических реформ в соответствии с обязательствами перед МВФ. Они наверняка будут встречены «в штыки» всеми политическими партиями и профсоюзами. И вот именно на этом переходном этапе будет проверена политическая устойчивость курса  президента Туниса К.Саида.

52.23MB | MySQL:103 | 0,645sec