Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 10

Переговоры и склоки вокруг формирования партийных списков продолжаются

Как уже не раз отмечалось, время формирования списков партий, это время склок и хаоса. Так и сейчас, как на правом так и на левом фланге царит хаос. Но как и всегда на правом фланге все более проблематичнее. Так как не было предвыборной кампании, в ходе которой формирование списков на правом фланге не сопровождалось бы скандалами, склоками, перетягиванием каната, и, как следствие, потерей поддержки избирателей. Правые верны своей традиции и на сей раз.

Ликуд

Поздно вечером 26 июля был опубликован список кандидатов на праймериз в Ликуде. Накануне стало известно, что на место в Тель-авивском округе баллотируется Йонатан Урих, один из недавних советников Биньямина Нетаньяху. Также баллотируются бывшая депутат Шули Муалем, сын покойного премьер-министра Гилад Шарон и бывший главный редактор газеты «Исраэль гайом» Боаз Бисмут. Одновременно продолжается обсуждение кандидатур, которые могут быть кооптированы в предвыборный список. 27 июля радиостанция «Галей ЦАХАЛ» сообщила, что Нетаньяху ведет переговоры с адвокатом Ционом Амиром.

Бизнесмен, приближенный к ведущим фигурам в Ликуде, предложил бывшему министру иностранных дел и бывшему начальнику Генерального штаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази войти в предвыборный список партии. Согласно информации, обнародованной журналистом Беном Каспитом в эфире телеканала «Кешет», Ашкенази было предложено забронированное место в списке без участия в праймериз, однако он отклонил это предложение.

Напомним, что Ашкенази вошел в политику перед выборами 2019 года, когда присоединился к блоку «Кахоль-лаван» вместе с Бени Ганцем, Яиром Лапидом и Моше Яалоном. Перед тем, как Ашкенази объявил о своем решении присоединиться к «Кахоль-лаван» публиковались сведения о том, что он ведет переговоры с Ликудом.

Однако до сих пор не решен конфликт в партии о выборах членов списка от регионов. Те, кто избран членами ЦК (3700 человек), обязан только им, а в первую очередь вечному «серому кардиналу» Ликуда Хаиму Кацу и еще одному партийных дел мастеру Исраэлю Кацу. Первый занимает должность главы ЦК, второй – должность главы Секретариата партии, вместе они формируют тот самый аппарат, который почувствовал, что на его полномочия замахнулись. А это не дозволено никому, даже Нетаньяху.

Исход этой борьбы неясен. Хаим Кац недвусмысленно заявил, что от своих полномочий не откажется. В его окружении говорят, что если Нетаньяху пойдет до конца, то в качестве акта возмездия его лишат права кооптировать в список кандидатов извне. Решать будет суд, и видимо окружной, а не внутрипартийный. Рядовые кандидаты взирают на происходящее и пытаются не раздражать ни одну из сторон.

Пока идет выяснение отношений между Нетаньяху и ЦК, подготовка к праймериз (которые перенесены на 10 августа), продолжается.

«Религиозный сионизм»

Приближенные главы Ликуда Биньямина Нетаньяху дали понять лидерам партии «Религиозный сионизм» Бецалелю Смотричу и Итамару Бен-Гвиру, что ожидает от них скорейшего достижения соглашения о совместном участии в выборах. Как сообщает «Кан 11», Нетаньяху дал понять лидерам правых, что если они решат баллотироваться порознь, он будет действовать против одной из партий: либо «Религиозный сионизм» либо «Оцма иегудит». Речь, по-видимому, идет о партии, шансы которой на преодоление электорального барьера ниже.

Это предупреждение последовало на фоне сообщений, согласно которым нет прогресса на переговорах между Смотричем и Бен-Гвиром о формировании совместного списка, и возможность того, что они будут баллотироваться порознь реальна. На прошлой неделе публиковалась информация, согласно которой Бецалель Смотрич потребовал от Нетаньяху не вмешиваться в ход переговоров между ним и Бен-Гвиром. «Пусть Нетаньяху занимается своей партией и не вмешивается в дела моей», – заявил Смотрич, по сообщению «Кан» посредникам, действовавшим от имени Нетаньяху и пытавшимся склонить главу «Религиозного сионизма» к компромиссу на переговорах с «Оцма иегудит».

«Ямина»

Айелет Шакед и партия «Ямина» ищет пути к спасению, и далеко не очевидно, что такие пути существуют, так как практически все опросы, при любом варианте списка дают отрицательный результат при прохождении электорального барьера. Кроме того, исследование, которое проводила Шакед, подтвердило, что партия «Ямина» не пользуется популярностью среди избирателей. В связи с этим, приближенные Шакед заявляют, что задумываются над изменением названия партии. Намерения изменить название возникли в ходе переговоров с партией «Дерех Эрец».

Пока же  переговорные группы партий «Ямина» и «Дерех Эрец» продолжают подготовку к подписанию окончательного соглашения о совместном участии в выборах в Кнессет 25-го созыва. Детали соглашения не разглашаются, однако, скорее всего, в договоре будет сказано, что партии призывают к созданию широкого правительства национального единства. Так Шакед и Хендель смогут обойти главный вопрос, препятствующий подписанию соглашения: возможность будущего союза с Ликудом и с Биньямином Нетаньяху. В то время как Шакед готова войти в коалицию с Нетаньяху, Хендель категорически отвергает такую возможность.

В итоге лидер партии «Ямина» Айелет Шакед и председатель «Дерех Эрец» Йоаз Хендель подписали соглашение об объединении перед выборами в ноябре. Шакед, вероятнее всего, возглавит партию, но за это онавсе  отдала фракции Хенделя который получит 2, 3 и 4 места. Объединенный список будет называться «Руах Ционит» («Сионисткий дух»).

Последние  по времени опросы показывают, что «Ямина» рискует опуститься ниже порога в 3,25% голосов, необходимого для получения представительства в Кнессете.

Заместитель министра по делам религий Матан Каана не вошел в список. По его словам, голосование за этот список – это голос за Биньямина Нетаньяху. «Я не готов быть в списке, который вернет Нетаньяху к власти», – заявил Каана. Сам Каана продолжает искать список, в составе которого он сможет баллотироваться в Кнессет. Ранее на этой неделе он встречался с бывшим начальником генерального штаба ЦАХАЛа Гади Айзенкотом.

«Наш дом – Израиль»

Авигдор Либерман оказался в необычной ситуации. Все вокруг «ухаживают» за ультраортодоксальными партиями. Нетаньяху остается их естественным союзником и приоритетным партнером по будущей коалиции. Ганц делает очевидные шаги им навстречу. Даже Лапид пытается завязывать с ними те или иные контакты. И лишь НДИ сохраняет верность недавно обретенному принципу о недопустимости союза с ШАС и «Еврейством Торы».

«Для того, чтобы наши принципы реализовались, мы должны набрать на один мандат больше, чем ШАС и «Еврейство Тора»», – сказал Авигдор Либерман в интервью «Кан РЭКА». На данный момент НДИ набирает меньше, чем каждая ультраортодоксальная партия в отдельности. В то же время совершенно не очевидно, что плыть против течения вредно для НДИ. Главное в политике – уметь обособить себя от остальных. Главный вопрос заключается в том, остался ли спрос на резкую антиклерикальную риторику.

«Еврейство Торы»

В ультраортодоксальных партиях платят Либерману той же монетой. «Мы никогда не простим его действий и его отношения», – заявил глава «Еврейства Торы» Моше Гафни. «И тому хорошо, и другому достаточно», – гласит известная ивритская пословица. Именно это происходит в борьбе НДИ и ультраортодоксов.

В то же время в ультраортодоксальном блоке «Еврейство Торы» продолжается конфликт между главой «Дегель га-Тора» Моше Гафни и главой «Агудат Исраэль» Исраэлем Гольдкнопфом. Гафни требует оставить за ним пост главы единого списка, а также предоставить его партии 60% мест в списке. В ответ Гольдкнопф заявил, что потребует пост министра финансов в будущем правительстве. В ультраортодоксальной среде убеждены, что две партии будут баллотироваться вместе.

 

Авода

За день до праймериз на пост главы партии вся фракция «в едином порыве» подписала декларацию о поддержке Мйерав Михаэли. В этой декларации не было никакой необходимости, сами по себе праймериз были почти игрушечными. Эран Хермони, генсек партии, не был фиктивным кандидатом, но он не представлял реальную угрозу для Михаэли. Она  и набрала 82,5% голосов. Но декларация лояльности, которую подписали депутаты Аводы, ничем не отличается от той, что подписывают в Ликуде.

Победа Михаэли, при всей ее очевидности, имеет значение для происходящего на левом фланге. 82,5% поддержки – это не только победа в персональном противостоянии, это вотум доверия политической линии, в первую очередь в том, что касается отказа от объединения с партией  МЕРЕЦ. Михаэли не готова сейчас даже обсуждать это предложение.

Но вступление в игру Захавы Гальон, претендующей на пост главы МЕРЕЦа, путает карты. Гальон популярна в левых кругах, популярна среди журналистов, придерживающихся левых взглядов («интервью», которое сделал с ней Амнон Абрамович, было скорее беседой двух друзей и единомышленников, чем интервью, которое делает журналист с политиком), и она, в свою очередь, выступает за создание левого блока.

Давление на Михаэли будет расти, а в «Еш атид» попытаются своими способами убедить ее в необходимости объединения. Способ этот хорошо известен, и называется он каннибализация, иными словами поглощение голосов избирателей партии Авода. Лапид попытается отправить Михаэли на грань электорального барьера, исходя из несложного предположения, согласно которому опасность исчезнуть сделает Михаэли более сговорчивой. Учитывая характер Мйерав Михаэли, расчет может оказаться ошибочным.

МЕРЕЦ

В МЕРЕЦ обсуждают публикацию о проблематичном назначении Ури Заки, мужа министра экологии Тамар Зандберг, на должность главы «Института Герцля». Несмотря на критику, Заки заявил, что намерен баллотироваться на праймериз в предвыборный список партии. Хотя сейчас, после того как в партии «уговорили»  Захаву Гальон вернуться это выглядит маловероятно.

Бывшая глава партии МЕРЕЦ Захава Гальон приняла окончательное решение баллотироваться на праймериз на пост лидера партии. 19 июля она сделает официальное заявление для СМИ.

Напомним, что Гальон покинула пост главы МЕРЕЦа в 2018 году, отказавшись от борьбы на праймериз против Тамар Зандберг. С тех пор она выступала в СМИ и публиковала статьи в газете «Гаарец», отличавшиеся крайней резкостью. В одной из статей она назвала правых активистов «расистскими мизогинными животными» .

Согласно результатам опроса, проведенного Камилем Фуксом и опубликованном 17 июля телеканалом «Решет», МЕРЕЦ под руководством Захавы Гальон набирает 5 мандатов.

«Еш атид»

Согласно опубликованной информации, 13 августа истекает срок пребывания Нафтали Беннета в роли министра, а Матана Кааны на посту заместителя министра, и Лапид получил юридическое заключение, согласно которому этот портфель должен быть передан партии «Еш атид». В политических кругах многие возражают против такого назначения, однако Лапид продолжит добиваться передачи министерства под контроль его партии.

В последние недели публикуется информация, согласно которой глава «Еш атид» ищет пути к сближению с ультраортдоксальными партиями. Контроль за министерством по делам религий может повлиять на этот процесс.

Премьер-министр Яир Лапид выступил перед началом заседания фракции «Еш атид» и заявил: «Эти выборы были навязаны нам, но они открывают перед нами возможность выйти из тупика и создать широкое национальное правительство без участия экстремистских партий». В окружении Лапида отмечают, что под экстремистскими партиями он подразумевает «Оцма иегудит» и Объединенный арабский список. В политических кругах полагают, что эти заявления сделаны для того, чтобы привлечь избирателей центристов к голосованию за «Еш атид».

В прошлом глава «Еш атид» заявлял, что не отвергает возможности союза с Объединенным арабским списком или частью его для создания правительства. Однако сейчас ему пришлось менять свое мнение. Так выступая на ежегодной организации «Идея» по вопросам либеральной демократии и он сделал удивившее многих заявление. «20% населения Израиля арабы. Они должны иметь право на полное гражданское равенство, однако не на национальное равноправие», сказал он.

Арабские списки

В арабских партиях также готовятся к формированию предвыборных списков. Разговоры о возможном объединении всех партий в единый список, на данном этапе, прекратились .

Глава партии РААМ Мансур Аббас опубликовал заявление, в котором разъяснил, что одним из условий избрания в список является заранее декларированное обязательство лояльности по отношению к коалиции, если РААМ решит к ней присоединиться. В данный момент шансы на совместное участие в выборах РААМ и Объединенного арабского списка выглядит крайне низкими, и Аббас хочет по возможности обезопасить себя от повторного возникновения фракции оппозиционеров в его собственной партии, которая не даст ему возможности нормально функционировать в коалиции. Мансур Аббас отлично понимает, что в раздробленной и расколотой политической системе, в ситуации, когда привычные блоки рассыпаются как карточные домики, любой, кто захочет быть премьер-министром, должен будет вести с ним переговоры.

53.02MB | MySQL:103 | 0,435sec