О ужесточении властями Турции контроля за информационным пространством

Участники кампании по защите конфиденциальности в Турции выразили возмущение после разоблачений того, что государственное телекоммуникационное агентство Турции уже более года ежечасно собирает данные практически от всех пользователей интернета в стране. На основании документа, опубликованного турецким СМИ Medyascope, 26 июля Управление информационных и коммуникационных технологий (BTK) приказало интернет-провайдерам (ISP) в Турции передавать интернет-данные в качестве «правовой и превентивной меры». Согласно отчету, информация о сообщениях WhatsApp, электронных письмах, использовании веб-сайта и времени, потраченном на них, телефонных звонках и данных о местоположении ежечасно передавалась BTK. Хотя фактическое содержание электронных писем и сообщений WhatsApp не будет доступно BTK, но можно будет определить отправителя и получателя. Документ, подписанный вице-председателем BTK Фетхи Азаклы и датированный декабрем 2020 года, по-видимому, был адресован турецким интернет-провайдерам. «Необходимо получить более подробную информацию в правовой и превентивной сфере о действиях, которые происходят в интернет-среде, которая занимает все больше и больше места в нашей повседневной жизни», — говорится в документе. Он также угрожал штрафами интернет-провайдерам, если они не предоставят данные BTK. Источники в ряде интернет-провайдеров сообщили Medyascope на условиях анонимности, что их компании начали передавать данные в BTK в 2021 году.

Хотя в 2016 году Турция приняла закон о защите данных, который номинально запрещает обработку или хранение персональных данных без согласия субъекта, он допускает исключения, в том числе по соображениям национальной безопасности. В серии твитов в июне Онурсал Адигузель, депутат парламента от оппозиционной Народно-республиканской партии, выразил обеспокоенность по поводу сбора данных интернет-пользователей BTK, сравнив их с разоблачениями американца Эдварда Сноудена в 2013 году о программах массовой слежки, проводимых Агентством национальной безопасности США. «Что-то подобное было проведено в Турции BTK. Президент BTK запрашивает записи журнала и структуру абонентской базы у 313 компаний-провайдеров интернета в рамках своего «конфиденциального» письма», — написал он.

Карабекир Аккоюнлу, приглашенный научный сотрудник Института международных отношений Университета Сан-Паулу, полагает что разоблачения вокруг сбора данных были лишь последним по времени  примером все более навязчивого наблюдения со стороны властей в Турции:  «Это часть более длительного процесса, когда правительство усиливает надзор и нарушает основные принципы защиты личных данных.  Я бы поставил это в более широкую глобальную временную перспективу: у вас есть интернет и социальные сети, которые изначально формируются как предположительно демократизирующее пространство, позволяя гражданам иметь больше свободы и даже противостоять государственной власти. Но затем, за последнее десятилетие, мы увидели, что правительства догоняют эту технологию». Он добавил, что, несмотря на противодействие такого рода мерам, многие организации гражданского общества потеряли волю к борьбе, особенно в условиях жестокого экономического кризиса, который продолжает усложнять жизнь многих простых граждан Турции: «Есть чувство безнадежности. И есть что-то вроде, можно сказать, вы знаете, просто ошеломлены количеством вещей, на которые им нужно обратить внимание.  У нас так много акций гражданского общества, которые могут нанести ответный удар, а репрессии ужесточаются, так что просто сложнее выходить и протестовать против этих вещей, и, конечно, экономический кризис как бы затмевает все остальное».

Собственно. в ужесточении контроля над частными интернет-провайдерами со стороны турецких властей нет ничего удивительного: эта политика началась не вчера, просто в первую очередь власти ввели ограничения против ряда реперных иностранных СМИ. Турецкая служба контроля за СМИ 1 июля заблокировала доступ к американскому «Голосу Америки» (VOA) и немецкой телекомпании Deutsche Welle (DW) за то, что они не подали заявку на получение обязательных лицензий. В феврале DW и VOA заявили, что не будут подавать заявки на получение лицензий в Турции, как того требовал Высший совет радио и телевидения (RTUK) в соответствии с законом страны о регулировании СМИ, который, по словам критиков, направлен на усиление цензуры. Ильхан Таши, член правления RTUK от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), сообщил  в Twitter, что доступ к турецкоязычной службе DW, DW Turkce и VOA был заблокирован по решению суда. «Доступ к DW Turkce и VOA, которые не подавали заявки на получение лицензий, был заблокирован Мировым уголовным судом Анкары по запросу правления RTUK», — сказал Таши.

Подавляющее большинство основных СМИ Турции считаются близкими к правительству, а освещение событий благоприятствует президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и его союзникам. Выступая в феврале, генеральный директор DW Питер Лимбург сказал: «После того, как местные СМИ в Турции подверглись такому регулированию, в настоящее время предпринимается попытка ограничить репортажи международных СМИ. Этот шаг касается не формальных аспектов вещания, а самого журналистского контента». Это дает турецким властям возможность блокировать всю службу на основании отдельных критических сообщений, если эти сообщения не будут удалены. «При этом обсуждение законопроекта о законах о СМИ, который критики назвали «законопроектом о цензуре», было отложено до возобновления работы парламента осенью», — заявил на этой неделе депутат ПСР Махир Унал. Турция также входит в число главных «тюремщиков» журналистов во всем мире и часто подвергается критике со стороны западных стран и правозащитных организаций из-за ситуации с правами человека. Закон страны об оскорблении президента предусматривает тюремное заключение на срок от одного до четырех лет. В октябре прошлого года высший Европейский суд по правам человека призвал Турцию изменить правовой кодекс после того, как постановил, что задержание человека в соответствии с законом нарушает свободу выражения мнений. За восемь лет, прошедших с тех пор, как Р.Т.Эрдоган перешел с поста премьер-министра на пост президента, тысячам человек были предъявлены обвинения и вынесены приговоры по обвинению в оскорблении президента. Правительство отрицает претензии, утверждая, что принимаемые меры необходимы из-за серьезности угроз, с которыми сталкивается Турция.

52.29MB | MySQL:103 | 0,483sec