О турецкой реакции на «зерновую сделку». Часть 5

22 июля с. г. в Стамбуле по результатам нескольких раундов 4-сторонних встреч между представителями России, Украины, Турции и ООН была заключена так называемая «зерновая сделка».

На церемонии подписания присутствовали генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Подписантами «зернового соглашения» со стороны России и Украины стали министр обороны Сергей Шойгу и министр инфраструктуры Александр Кубраков соответственно. При этом сделка была разбита на два соглашения: одно было подписано между представителями России и Турции, другое – между представителями Украины и Турции. В обеих сделках свидетелем выступил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Предыдущая Часть 4 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=88392.

Напомним, что мы остановились на той начавшей звучать мысли турецких обозревателей, что, коль скоро продовольственный кризис был преодолен с помощью Турции, то Реджеп Тайип Эрдоган может вмешаться и в кризис, который складывается с поставками природного газа в Европу. Впрочем, пока данная мысль не получила практического оформления в ответе на вопрос, а что, в краткосрочной перспективе, Турция может сделать такого, чтобы газ, в прежних объемах, поступал на европейский рынок?

Понятно, что, в случае с «зерновой сделкой», интерес России заключался в том, чтобы обеспечить экспорт своей сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. Под это, собственно, Россия пошла на то, чтобы допустить отгрузку и украинского зерна тоже. Роль Турции здесь понятна – техническая – снять обеспокоенность России возможной контрабандой оружия на Украину. При том что, впрочем, до конца непонятно, каким образом оформлена «зерновая сделка» между Россией и ООН? Никаких свидетельств письменного подписания в официальных СМИ нет, за рамками упоминаний о том, что договоренности достигнуты.

Теперь вопрос заключается лишь в том, какова может быть роль Турции в оперативном решении надвигающегося газового кризиса. Пока просматривается лишь только одна роль, которая заключается в том, чтобы провести несколько раундов «челночной дипломатии» между ЕС и Россией. Какой-либо функциональной роли у Турции не просматривается. Ибо роль Турции в газоснабжении Европы – транзитная по имеющимся газовым трубопроводам. Оперативно нарастить поставки нет физической возможности, просто исходя из долгосрочного характера газовых соглашений, которые не заключаются «за одну минуту».

Следовательно, остается вопрос, как снять российскую «обеспокоенность» предоставлением технического обслуживания, ремонтами, наладками, модернизациями и поставками запасных частей для оборудования газопроводов, включая компрессорные станции. В частности, какую здесь роль может сыграть Турция? – На первый взгляд, никакую. С учетом того факта, что Турция не является производителем данного вида оборудования. Впрочем, как бы то ни было, «мозговой штурм» на эту тему, очевидно, в Турции стартовал. Возможно, в его процессе появятся и какие-то более изощренные схемы – отрицать способность турецкой стороны таковые предлагать было бы некорректно. Кроме того, понятно, что Турция, всеми силами, будет пытаться развивать тот успех, который был достигнут в Стамбуле в части заключения «зерновой сделки». Понятно, что единовременно вернуться в «стамбульскому формату», раунд переговоров в рамках которого состоялся в марте месяце, невозможно. Стороны к этому попросту не готовы. Следовательно, надо сделать несколько «промежуточных раундов» и попробовать «перепрыгнуть пропасть в несколько прыжков».

Вторая тема, к которой все чаще сводится вопрос решения различных международных проблем в последнее время, — это тема необходимости кардинального реформирования ООН.

Как представляется, по мере развития конфликта на Украине, она будет возникать все чаще и чаще, ввиду малой эффективности, демонстрируемой этим институтом. Неудивительно, что и Турция всё чаще обращается к своему слогану «Мир – больше пяти!». К примеру, известный своими острыми, переходящими в провокационные, заявлениями обозреватель газеты Sabah Хаккы Оджал выступил 28 июля со статьей «У послевоенного режима ООН вываливается дно».

Цитируем:

«Знаковый документ, подписанный представителями Киева и Москвы на прошлой неделе в Стамбуле, не только освобождает украинские черноморские порты и открывает путь для экспорта миллионов тонн крайне необходимого украинского зерна, а также российского зерна и удобрений, но и показывает нам, что то, что президент Реджеп Тайип Эрдоган называет «новой парадигмой в дипломатии», возможно. Более того, это не только возможно, но и весьма вероятно.

Эрдоган критикует нынешнюю международную систему и предлагает способ, который поможет миру ее реформировать. На прошлой неделе он активно показал, как реализовать это предложение по реформе. Эрдоган продолжает говорить миру, что «это ни морально, ни справедливо, чтобы всего пять стран принимали решения по вопросам, которые могут повлиять на судьбу мира». Он резюмировал этот аргумент броским слоганом: «Мир больше, чем пять».

В Совет Безопасности ООН входят пять постоянных членов (Китай, Франция, Российская Федерация, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты), которые, будучи победителями в последней глобальной войне, должны быть хранителями глобального мира. Состав Совета не отражает мультикультурных и многополярных особенностей современного мира. Совет, естественно, разделился как бы на два лагеря: битва будет предотвращена правом вето, предоставленным обоим лагерям. Последующий баланс будет поддерживаться другим видом войны: обе стороны будут накапливать оружие, которое не будет защищать сторону, которая его использует, а будет стремиться истребить другую сторону. Конечный результат станет настолько ужасным, что этот новый вид войны, основанный на гарантированном взаимном уничтожении, удержит народы от ее начала.

Но это не создало мирную ситуацию, чтобы помочь Организации Объединенных Наций и ее советам найти решения международных проблем. Просто создавалась инерция, пассивность, углублявшая раздвоение мира. Самые простые проблемы превратились в гангрену. Обе стороны теперь будут тянуть время, заставляя события происходить позже, а не раньше. Переговоры носят мнимый, бесполезный характер и подливает масла в огонь.

Никто больше не мыслит регионально: все вопросы, большие или малые, передаются крупным державам, которые будут злоупотреблять ими в своей вечной борьбе с другими. Ситуация усугубляется, когда в эти вопросы была вовлечена одна из крупных держав.

Показательный пример: проблемы России с Украиной. Если бы Минскую группу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не возглавляло сопредседательство, состоящее из Франции, России и США, а владели бы и управляли так называемые «государства-участники» (Беларусь, Финляндия, Германия, Швеция, Турция, Армения и Азербайджан), Нагорно-Карабахская проблема между Арменией и Азербайджаном и конфликт на Донбассе между Украиной и Россией могли быть решены задолго до выстрелов из орудий, взрывов бомб и гибели людей.

Для США все — это возможность забить в ворота России и Китая; и это Россия или Китай хотят нажиться! Поскольку и нападающий, и обороняющийся будут уничтожены, они никогда не вступят в «большую войну», а будут продолжать натравливать малые силы друг на друга.

Эта бессмысленная война в Украине никогда не должна была начинаться, и она должна была немедленно прекратиться. Чем дольше это будет продолжаться, тем глубже останутся шрамы. К сожалению, отношения между двумя братскими народами, русскими и украинцами, уже никогда не будут прежними.

Украинское руководство, должно быть, поверило тому, что услышало из уст одной стороны. С другой стороны, русские, несмотря на весь свой международный опыт в вопросах войны и мира, пали жертвой своего чрезмерно раздутого эго, и, как говорит Ричард Мур, глава британской МИ-6, «столкнувшись с эпическими неудачами и выдыхаясь». Региональная конференция с лидерами, имеющими хорошие отношения, могла бы решить проблему Донбасса до того, как она превратилась в то, чем она является сегодня. Евросоюз мог бы сыграть более конструктивную роль, но он, похоже, стал жертвой конкуренции между Францией и США.

Эрдоган и Турция не находятся под гегемонией доминирующей культуры или привилегированных заинтересованных сторон. Эрдоган считает, что можно сделать мир многополярным, многоцентричным, многокультурным, более инклюзивным и справедливым; и он видит в ООН основное место для достижения этой цели.

Так что, когда Эрдоган был с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем, наблюдая за подписавшими новаторскую сделку по зерновому коридору в Стамбуле в прошлую пятницу, мы как будто стали свидетелями воплощения идеи о том, что «Мир — больше пяти!».

Возможно, реальное реформирование ООН идет не так быстро, потому что старые институты тяжело умирают. Турция только что подчеркнула тот факт, что, хотя несправедливый характер нынешней международной системы не дает каких-либо значимых и мирных результатов, лидеры, которые мыслят глобально, но действуют регионально, могут добиться лучших результатов. Одного примера может быть недостаточно, но даже один случай справедливого результата обращает внимание на давний призыв Турции возобновить дипломатию. Мы не должны ждать, пока международная система, включая ООН, рухнет. Гутерриш поддерживает призыв Эрдогана оживить дипломатию; он неоднократно говорил, что «дипломатия — это дух Устава ООН».

Соглашение о зерновом коридоре в Стамбуле — это еще один шаг в интенсивных дипломатических усилиях Турции по поиску решения украинского кризиса; это не ограничивается народом Украины. Зерно, которое будет транспортироваться из Украины, будет распределяться под контролем системы ООН. Оно не будет накапливаться некоторыми богатыми странами, а будет справедливо распределяться между развивающимися странами. Возможно, это подчеркнет важность формулы региональных решений региональных проблем на благо всего мира».

Итак, как мы можем видеть, нынешний конфликт на Украине заставляет Турцию говорить все чаще и чаще о реформировании ООН. А успех «зерновой сделки» рассматривается как основание к тому, чтобы Турция была бы услышана.

27 июля с.г. один из ведущих мозговых центров страны, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал аналитическую справку, посвященную «зерновой сделке», достигнутой в Стамбуле. Автором справки стал д.н. Юджель Аджер известный исследователь Фонда и преподаватель ряда ВУЗов как в Турции, так и за её пределами. Справка называется: «Перспектива: влияние российско-украинской войны на снабжение продовольствием и соглашение о зерновом коридоре».

Обратимся к этому документу. В частности, к разделу «Введение»:

«С начала военного нападения России на Украину оно имеет негативные последствия для мировой экономики, которые становятся все глубже и глубже. Помимо необходимости восстановить разрушенный мир во всем мире, мировая экономика также начала испытывать большие трудности с поставками энергии и продовольствия. Глобальная нехватка продовольствия, которая уже ощущается из-за эпидемии коронавируса, усугубилась последствиями войны и превратилась в глобальный продовольственный кризис. По мере продолжения конфликтов, негативные прогнозы о стоимости продуктов питания и их нехватке стали постепенно воплощаться в реальность. Учитывая, что Украина и Россия входят в число стран, которые производят больше всего зерна в мировом масштабе, война вызывает реальный и потенциальный продовольственный кризис, препятствуя производству и экспорту миллионов тонн зерна. Дэвид Бизли, исполнительный директор продовольственной программы Организации Объединенных Наций (ООН), призвал Владимира Путина прекратить блокаду, заявив, что миллионы людей во всем мире умрут из-за нехватки продовольствия из-за российской блокады Черного моря. Президент Всемирного банка Дэвид Малпасс также предупредил, что рост цен на продовольствие оказывает разрушительное воздействие на самых бедных и уязвимых слоев населения. Как страна, занимающая 10-е место в мире по мировому экспорту пшеницы, Украина осуществляет около 95% экспорта зерна через черноморские порты. Точно так же Черное море представляет собой важный маршрут для России с точки зрения экспорта продовольствия. Небезопасная обстановка, созданная войной на Черном море из-за блокады и мин, остановила экспорт зерна и продовольствия из этого региона. Принимая во внимание другие негативные условия, вызванные войной, обеспечение безопасности Черного моря с точки зрения транспорта, в том числе и в условиях войны, является важным элементом предотвращения нынешнего глобального продовольственного кризиса».

Первое и главное: как мы можем заметить, турецкий эксперт говорит о глобальном продовольственном кризисе, однако, не возлагает, в отличие от западных аналитиков, вину за его возникновение на Россию. Он лишь говорит о том, что пандемия коронавируса привела к тому, что оказались нарушенными мировые цепочки поставок, в том числе, продовольственной продукции. То есть, первопричиной является пандемия. А российско-украинская война лишь усугубила данный процесс. При этом, как мы видим, турецкий автор не склонен преувеличивать роль и значение Украины на мировом зерновом рынке, указывая на 10-е место страны в рейтинге.

Первый раздел справки называется как: «Условия войны, ведущие к продовольственной нехватке». Цитируем:

«Различные условия, созданные войной, вызывают острую нехватку продовольствия, особенно для развивающихся стран, при одновременном повышении цен на продовольствие, вызывая другой тип продовольственной проблемы для всех развитых и развивающихся стран. В этом контексте, следует подчеркнуть, что война угрожает и продовольственной безопасности Европы. Первое из неблагоприятных условий, созданных войной, как часто рассказывают украинские фермеры, — это нападения России на зерновые заводы и сельскохозяйственную технику.

На спутниковых снимках зафиксированы повреждения, нанесенные российскими войсками трем элеваторам Николаевского завода, конвейеру, складскому зданию, а также второму по величине зерновому терминалу Украины и близлежащим резервуарам для хранения подсолнечного масла. Утверждается, что экспортные мощности зернового терминала сократились как минимум на треть из-за нападений России.

Условия войны также негативно сказываются на сельскохозяйственном производстве и ценах на продукцию, вызывая рост цен на ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве, особенно цены на энергоносители, которые оказывают значительное влияние на производство продуктов питания.

Под влиянием войны, средний рост цен на топливо на мировом уровне приблизился к 50 процентам, а энергетический индекс увеличился на 11 процентов в месячном исчислении и на 32 процента в годовом исчислении. Цены на продовольствие достигли самого высокого уровня с момента начала регистрации шестьдесят лет назад. Растительные масла увеличились на 23 процента, крупы на 17 процентов, сахар на 7 процентов и мясо на 5 процентов.

Еще одним фактором, который напрямую влияет на производство и экспорт зерна в Украине, является захват Россией украинского зерна и крупномасштабное воровство зерна российскими солдатами из зернохранилищ».

52.31MB | MySQL:103 | 0,480sec