Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 11

От плана «переворота» до плана выборов

Практически никогда  правительство в Израиле не уходило в отставку  из-за действий оппозиции. Все конфликты, приводящие к прекращению работы правительства и досрочным выборам, обычно созревали в самой правящей коалиции. И как ранее казалось видимо это было и в нынешней ситуации. Коалиция составленная из партий с диаметрально противоположными идеологиями, не могла просуществовать очень долго, претворяя в жизнь только социальные проекты. Весь вопрос состоял лишь в одном, как долго просуществует такая коалиция и когда внутренние конфликты выйдут наружу. Оппозиции, надо было лишь дождаться определенного момента и вовремя подтолкнуть развитие событий в нужном для нее русле.

Но как оказалось, в оппозиции  вообще не хотели ждать, а наоборот предприняли всевозможные меры, для приближения данной ситуации. В итоге в оппозиции под руководством ее главы Биньямина Нетаньяху был сформирован целый штаб  и разработан план по «свержению» правительства. План включал, среди прочего, выявление и усиление разногласий между членами коалиции, получение информации от «осведомителей» и создание законодательного тупика, который подорвал бы способность правительства принимать законы.

Если посмотреть на события, предшествующие роспуску Кнессета, то можно подумать, что падение правительства во главе с премьер-министром Нафтали Беннетом  было вызвано демонстрациями и общественным давлением на коалицию, в которую входили как правые, так и арабская исламистская партия, но это была лишь видимая часть процесса.

Как недавно сообщили журналисты Israel Hayom, в оппозиции был составлен детальный план для достижения этой цели. По словам журналистов, план включал, среди прочего, утечку информации из правительства и доведение «негатива» до избирателей тех партий, что вошли в коалицию, чтобы вызвать недоверия к действиям их лидеров. Особенно много сил было брошено на создание трудностей, с которыми правительство столкнулось после ухода из коалиции депутатов Кнессета Идит Сильман, Нира Орбаха и Мазена Ганаима и Ринави Зоаби.

Разработка политической стратегия плана была возложена на депутата Кнессета от Ликуда Ярива Левина, а также на глав партий в оппозиции (Биньямин Нетаньяху, Бецалель Смотрич, Арье Дери и Моше Гафни), тогда как ответственность за тактическое управление была возложена на Йоава Киша (Ликуд) и Орит Струк («Религиозный сионизм»).

Естественно , что оппозиция вложила много сил в проект «покупка» голосов.  Как уже об этом писалось ранее (см. Политический кризис в Израиле: возможные сценарии и шаги правительства. Часть 1 от 12 апреля, 2022) практически любой депутат, может «за вознаграждение» уйти из партии избравшей его в Кнессет,  в другую партию, даже не схожей с ним по идеологии.

Поэтому выявив «слабые звенья» из числа депутатов правого толка, находящихся в коалиции, оппозиция развернула против них настоящую войну. Под окнами их домов шли демонстрации протестов, на их семья оказывали  моральное давление,  а их самих завлекали в Ликуд, обещая огромные преференции. При том за «помощью» в этом давлении оппозиция обращалась как к духовным наставникам, так и членам семьи депутата.

После того как пара депутатов откололась от коалиции, но это не привело к изменению баланса сил, оппозиция в течение двух недель распускала фейки, что вот завтра будет еще один «перебежчик» и тогда «правый» лагерь сформирует свое правительство. Это естественно сильно нервировало левых, которые понимали, что после «переворота» и выхода из коалиции их избиратели им могут не простить «дружбу» с правами партиями, а это чревато серьезными потерями на будущих выборах. Все это приводило к тому, что левые депутаты все чаще начали выдвигать именно политические требования, что естественно ни как не придавало устойчивости коалиции.

Сообщается, что план «переворота» имел две основные цели: проанализировать вопросы, которые могут вызвать разногласия в коалиции, которые разделят ее правых и левых членов, а также создать законодательный тупик, который подорвет способность правительства принимать законы.

«Мы обрисовали в общих чертах вопросы, по которым коалиция должна была дать трещину. Мы назвали это «ключевыми вопросами» и поставили перед собой задачу достичь этих целей и расширить эти трещины еще больше… которые, конечно, в основном были созданы реальностью из-за идеологических разрывов между депутатами коалиции», — сказала Орит Струк в интервью Israel Hayom.

Среди «основных вопросов» были Негев, строительство поселений и приверженность коалиции сохранению религии и государственного статуса. Члены оппозиции также получали информацию от правительственных чиновников и лидеров фракций о внутренних спорах внутри коалиции, таких как разногласия, вето и различия во мнениях. Оппозиция использовала эту информацию, чтобы углубить кризис и выставить его напоказ.

У Струк была группа в WhatsApp, в которую входили «осведомители», которые присылали ей различные документы о правительственных министерствах. Например, она вовремя получила документ Министерства по связям с общественностью, в котором говорилось, что снос деревень в Негеве будет приостановлен на две недели.

Другая группа отслеживала финансовые платежи, сделанные местными арабским властям по запросу тогдашнего премьер-министра Нафтали Беннета. Естественно, все этом мгновенно доводилась до сведенья общественности, путем слива информации в подконтрольные оппозиции СМИ и оказала дальнейшее давление на коалицию.

Исходя из разработанного плана оппозиция начала блокировать даже законы, направленные на поддержку правого лагеря, заявив, что только настоявшие  правые, могут проводить «настоящие» законы для правых. В итоге именно кризис с законом продлевающим распространение израильского законодательства на поселения Иудеи и Самарии, был провален. Коалиция, несмотря на все призывы и угрозы, не смогла набрать даже простое большинство и законопроект провалился в первом чтении. Против проголосовали 58 депутатов, за – 52. Против законопроекта, который по сути, отвечает их политической позиции, проголосовал весь праворелигиозный блок в оппозиции: Ликуд, «Религиозный сионизм», ШАС, «Еврейство Торы».

В истории Израиля такая ситуация беспрецедентна — прежде оппозиции соблюдали минимальные приличия и, как минимум, изыскивали аргументы по существу для голосования против правительственных инициатив. В итоге, чтобы продлить действие этого закона, премьер-министр Нафтали Беннет и пошёл на роспуск парламента.

В итоге, возможно впервые в истории, оппозиция своими направленными, хотя и не совсем парламентскими действиями добилась отставки правительства. Назначены новые выборы, однако в целом политическая ситуация в стране никак не изменилась. Несмотря на все происходящее в партиях, формирующих свои списки, все опросы общественного мнения показывают тупик. И если левые и центристы, находятся как минимум в 5-7 мандатах от коалиции, то правые во главе с Биньямином Нетаньяху, все время топчутся на отметке 59-60 мандатов. И эта ситуация все сильнее «давит» именно на правый блок. Но при всей осторожности, необходимой на этом раннем этапе избирательной кампании, каждому, кто принимает участие в этой пьесе, ясно: Нетаньяху просто не может позволить себе шестую избирательную кампанию.

И хотя верные ему активисты, например, депутат Кнессета Давид Битан уже бодро заявили в интервью радиостанции 103FM, что есть только две возможности развития событий после выборов. «Если коалиция Ликуда наберет 61 мандат, то все просто. Если коалиция Ликуда не наберет 61 мандат, одна из партий нынешней коалиции должна будет пойти с нами. Если нет – будут шестые выборы», – сказал он.

Это невозможно после пяти неудач в получении парламентского большинства и в то время, когда Лапид премьер-министр переходного правительства.  Особенно после того, как «коалиция перемен» покончила с собой ради «правого дела». К концу выборов все уже забудут  о  «мошенническом» правительстве, находящемся у власти благодаря  исламистам из партии РААМ, а будут думать лишь о том, как не идти на новые выборы. И в этом момент у ликудников может лопнуть терпение и в партии произойдет реальный переворот.

В такой ситуации Нетаньяху  будет стремиться к любому правительству, в котором он может быть хотя бы  сменным премьер-министром. Хоть с Ганцем, хоть с Лапидом, хоть с Мансуром Аббасом, если  некуда деться. Хотя пока что все, естественно  категорически отрицают такую возможность.

Пока же в Ликуде продолжается процесс подготовки к праймериз и судебные тяжбы. На уходящей неделе судебная коллегия Ликуда отклонила апелляцию против изменения системы праймериз в партии. Активисты ЦК подали иск в окружной суд, однако шанс на изменения решения суда мизерный.

10 августа состоятся праймериз в партии Ликуд, которая мечтает вернуться к власти. Более 100 кандидатов баллотируются на места в общеизраильском списке. Один из главных вопросов, который сегодня задают все – кто станет лицом Ликуда и кто займет места в первой пятерке? Те, кто создали Ликуду тот имидж, от которого он пытается избавиться сегодня, или те, кто оставались в стороне. От этого в немалой степени зависит и электоральный потенциал Ликуда.

В принципе от этого и будет хотя бы частично завесить план выборов в Ликуде. Хотя как и всегда первая десятка ( будущие министры, в случае победы) , получив свои места, разъедется отдыхать и лишь периодически будут мелькать на групповых фото с лидером партии, на долю которого и придется 99% всей избирательной кампании. Однако именно первая десятка изначально сформирует мнение о партии, среди ее основных приверженцев и как раз это и позволит ее конкурентам, как слева, так и справа, вести с ней борьбу именно на идеологическом фронте.

52.33MB | MySQL:106 | 0,737sec