Об усилении санкционного давления США на Иран

Американские эксперты полагают, что посредники и подставные компании, которые составляют основу иранской торговли нефтью, наряду со странами, в которых они зарегистрированы, сейчас станут объектами пристального внимания   органов юстиции и казначейства США, поскольку перспективы ядерной сделки исчезают, и соответственно начнет усиливаться режим санкций как средство давления на Тегеран. 1 августа США ввели третью порцию санкций в отношении компаний, содействующих продаже иранской нефти и нефтехимической продукции менее чем за два месяца. США  нацелились на то, что они называют сетью, использующей подставные компании, базирующиеся в Персидском заливе, чтобы помочь Ирану избежать санкций. Новые меры добавляют в этот список еще одну компанию из ОАЭ и еще несколько компаний из Восточной Азии. За усилением санкций скрываются все более пессимистичные перспективы восстановления ядерной сделки. «На данный момент идет гонка между санкциями и расширением ядерной программы. США будут добиваться новых санкций, а иранцы будут стремиться к большему рычагу воздействия на ситуацию, который заключается в наращивании своего ядерного потенциала», — полагает Сина Азоди, аналитик по Ирану в Атлантическом совете в Вашингтоне. В августе исполняется шестнадцать месяцев с начала переговоров по возобновлению ядерной сделки, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Последние по времени  непрямые переговоры между США и Ираном, состоявшиеся в Дохе, Катар, не привели к успеху. Хотя обе стороны воздержались от описания нынешнего тупика как полного краха, на прошлой неделе глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель заявил, что пространство для «значительных компромиссов исчерпано». Решение администрации Дж.Байдена усилить санкции вызвано критикой со стороны противников ядерной сделки за то, что они недостаточно делают для оказания давления на Иран, причем критики указывают на продажу нефти в Китай, крупнейший рынок Ирана, в качестве примера. С тех пор, как Байден вступил в должность президента США, продажи нефти Ираном Китаю резко выросли, достигнув более 700 000 баррелей в день в июне, что значительно превышает показатели, зафиксированные в 2017 году, до того, как США вновь ввели санкции на экспорт иранской нефти после решения администрации Д.Трампа в одностороннем порядке выйти из СВПД. «Администрация Байдена сигнализирует о том, что механизм обеспечения соблюдения санкций возвращается и что статус-кво, который они предоставили Исламской Республике на этот период, не будет бесконечным», — уверен Санам Вакил, заместитель директора программы Chatham House по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Введенные 1 августа  санкции ударили по компаниям в Гонконге и ОАЭ, отражая, по словам Рейчел Зиемба, эксперта по санкциям в Центре новой американской безопасности, растущее значение посредников и непрозрачных брокеров для торговли нефтью с Ираном. Несмотря на усилия таких стран, как Россия, Иран и Китай, по диверсификации средств их экономических операций, доллар США по-прежнему лежит в основе большей части мировой торговли. Санкции США имеют вес, потому что они могут заблокировать компании из мировой финансовой системы, в дополнение к замораживанию активов, которые могут быть у этих компаний в США. Но на многие компании, участвующие в продаже иранской нефти, американцы имеют очень ограниченное влияние.   «Обширные санкции уже загнали большую часть торговли в подполье и в более мелкие организации», — полагает Зиемба. По данным Министерства финансов США, иранская компания Persian Gulf Petrochemical Industry Commercial Co (PGPICC) привлекла фирмы, на которые были наложены санкции 1 августа, в том числе базирующуюся в ОАЭ компанию Cactus Equipment and Machine Parts. PGPICC является одним из крупнейших нефтехимических брокеров Ирана и сама является дочерней компанией Persian Gulf Petrochemical Industry Co., на долю которой приходится половина всего иранского нефтехимического экспорта. Санкционированная компания из ОАЭ обеспечивала PGPICC ежемесячный оборот в несколько миллионов долларов, что составляет небольшую часть ее доходов.  «[Новые санкции], вероятно, еще больше увеличат расходы на часть экспорта иранской нефти и нефтепродуктов, но вряд ли перекрыт основной поток. Санкции сегментировали иранскую торговлю энергоносителями, а это означает, что каждый отдельный участник получает меньшую долю от объема торговли», — уверена Зиемба.

Тегеран не только диверсифицирует компании, поддерживающие его торговлю нефтью. Он углубил экономические связи с государствами региона. В марте 2022 года ОАЭ, ключевой союзник США, превзошли Китай в качестве крупнейшего экспортера в Иран. Между тем, Катар и Иран пообещали увеличить свою растущую торговлю до 1 млрд долларов в следующем году. ОАЭ используют свои экономические возможности и роль в цепочках поставок, чтобы помочь иранцам и тем самым защитить себя от иранского давления. По мере того, как надежды восстановление ядерной сделки угасают, региональные государства, такие как ОАЭ, которые вели торговлю с Ираном, вероятно, окажутся под пристальным вниманием США, стремящихся оказать давление на экономику Ирана. Вторым уровнем воздействия ужесточения санкций США будут соседи и торговые партнеры Ирана, которые способствовали и поддерживали отмену санкций. Администрация Байдена также балансирует между усилением санкций против Ирана и мерами, направленными против России, и опасениями по поводу роста мировых цен на энергоносители,  По иронии судьбы, Россия, возможно, наносит больше вреда иранской торговле нефтью, чем Вашингтон. Отрезанная от своих традиционных рынков в Европе, Москва предлагает азиатским покупателям большие скидки на свою нефть, вынуждая Иран снижать цены еще больше. Готовность Индии и Китая поглощать дешевую российскую нефть, несмотря на западные санкции, также подчеркивает проблему, с которой сталкиваются США в рамках введения новых санкций  на продажу иранской нефти. «США могут оказать большее давление на ОАЭ, чтобы обуздать торговлю, но Китай — другое дело. Это гораздо более способно подорвать позиции США в отношении Ирана», — считает Сина Азоди из Атлантического совета.

62.87MB | MySQL:102 | 0,492sec