Саммит ШОС и подходы Узбекистана к урегулированию афганского кризиса

Саммитом ШОС в Екатеринбурге в середине июня 2009 г. завершилось дежурное председательство России в Шанхайской организации сотрудничества. Как заявил президент России Дмитрий Медведев, «несмотря на насыщенный характер переговоров, мы смогли обсудить все поставленные вопросы, подписать конвенцию ШОС против терроризма, обсудить действия и возможности государств в связи с мировым финансовым кризисом». В принятой саммитом Екатеринбургской декларации выражена серьёзная озабоченность сложной ситуацией в Афганистане, связанной с общими для мирового сообщества угрозами незаконного оборота наркотиков, терроризма, трансграничной организованной преступности. Эти же вопросы были глубоко проанализированы в выступлении на саммите президента Узбекистана И.Каримова . Именно Узбекистан стал следующим председателем ШОС. В этой связи представляют несомненный интерес его подходы к решению афганской проблемы.

Как известно, продолжающийся кризис в Афганистане, как результат внутриполитической борьбы за власть среди афганской правящей элиты и вовлечения различных держав в этот процесс, привел к эскалации военного конфликта на длительный период. В результате войны в Афганистане за эти годы погибло более 2 млн человек, а число беженцев превысило 5 млн, которые нашли убежище в Пакистане, Иране и других сопредельных странах региона. В ходе войны была полностью разрушена инфраструктура страны, вследствие чего Афганистан превратился в одну из самых бедных стран мира.

В этих условиях с начала 1990-х гг. Узбекистан, который имеет общую с Афганистаном границу протяженностью 165 км, приложил немало усилий и выдвинул целый ряд инициатив в целях привлечения внимания мирового сообщества к афганскому кризису. Основным стержнем афганской политики руководства Узбекистана все эти годы являлось политико-дипломатическое решение обострившейся до предела военно-политической ситуации в Афганистане.

На фоне резкого ухудшения внутриполитической обстановки и гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.), на всех этапах усиления военно-политического противоборства в Афганистане, особенно в связи с появлением на политической сцене этой страны движения «Талибан», Узбекистан занял наиболее последовательную позицию из государств Центральной Азии. Руководство этой страны предприняло целый ряд значимых усилий по обеспечению мира в Афганистане, обращаясь к мировому сообществу в ООН, ОБСЕ, СНГ, а также к другим заинтересованным государствам в целях нормализации внутриафганского кризиса.

Начиная с первых инициатив руководства Узбекистана его афганская политика внимательно изучается зарубежными экспертами, которые подчеркивают, что «наиболее активную позицию из региональных игроков занял Узбекистан, буквально атаковав ООН, ОБСЕ, СНГ и своих двусторонних партнеров обращениями с призывом предпринять активные усилия по обеспечению мира в Афганистане»(1).

С первых лет независимости страны региона, граничащие с Афганистаном, в том числе Узбекистан, столкнулись с потенциальной угрозой распространения негативного влияния межафганского конфликта на собственные территории. Эти опасения центрально-азиатских республик заметно возросли после начала в соседнем Таджикистане гражданской войны, которая могла стать потенциальным условием для «сращивания» двух конфликтов. Развитие событий в этих государствах, без сомнения, привело бы к непредсказуемым, весьма негативным последствиям не только для стран региона. В этой связи, формируя свою афганскую политику, Узбекистан исходил из того, что «любой конфликт в отдельно взятом государстве не может длительное время оставаться в пределах национальных границ»(2). В этих условиях Узбекистан предпринял ряд целенаправленных политико-дипломатических мер по привлечению внимания международного сообщества к кризисам в Таджикистане и Афганистане.

В частности, Президент Узбекистана И.Каримов в своем выступлении на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 г., выражая крайнюю озабоченность положением на таджикско-афганской границе, масштабами и потенциалом этого конфликта, особенно бесконтрольным накоплением огромного количества современного оружия в зоне конфликта, призывал участников сессии Генеральной Ассамблеи высказать свои конструктивные соображения о путях решения данной проблемы(3). Результатом осознания мировым сообществом опасности и негативного влияния афганского конфликта на стабильность в регионах Центральной и Южной Азии стало создание в 1994 г. специальной миссии ООН по Афганистану, в чем немалую роль сыграла позиция Узбекистана.

В сентябре 1995 г. И.Каримов выступил на Ташкентском совещании-семинаре по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии. В своем выступлении Президент Узбекистана отметил сущность неразрывной взаимосвязи составных элементов в процессе установления мира и стабильности в Афганистане(4). В октябре того же года, выступая на заседании 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, И.Каримов выдвинул ряд инициатив по урегулированию конфликта в Афганистане, в том числе важное предложение о введении эмбарго на поставки вооружений в эту страну.

В мае 1997 г. на внеочередной встрече глав государств-членов ЭКО (Организация экономического сотрудничества) И.Каримов выступил с инициативой о создании под эгидой ООН контактной группы «Соседей и друзей» Афганистана, известной как группа «6+2». В нее вошли 6 стран, непосредственно граничащих с Афганистаном – Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также США и Россия.

В течение почти двух лет группой «6+2» при координации занимавшего в то время пост специального посланника Генерального секретаря ООН по Афганистану Л.Брахими была проделана большая работа по выработке общих принципов и единых подходов стран-участниц группы к поискам путей выхода из афганского кризиса. На совещании министров иностранных дел стран-участниц группы «6+2», состоявшемся в сентябре 1998 г. в Нью-Йорке, по предложению Узбекистана было принято решение о проведении следующей встречи в рамках группы в Ташкенте и приглашении на нее представителей движения «Талибан» и Северного альянса как основных внутриполитических сил в Афганистане.

Совещание группы «6+2» состоялось 19-20 июля 1999 г. в Ташкенте, по итогам которого была принята Декларация, в которой определялись задачи не только по прекращению военных действий, но и развитию экономической, политической и общественной жизни после войны. Ташкентская декларация получила статус официального документа ООН. Сам по себе факт проведения данной встречи является уникальным, так как за стол переговоров впервые сели лидеры враждующих сторон – движения «Талибан» и Северного альянса. С другой стороны, в результате реализации инициативы Узбекистана к афганскому урегулированию были привлечены такие державы, как Россия, Китай и США – постоянные члены Совета Безопасности ООН. Этот факт в то время означал реальную возможность урегулирования афганского конфликта политическим путем. Однако не прекращавшееся вмешательство внешних сил стало причиной дальнейшей эскалации межафганского кризиса.

В этой связи в 1999 г. в Стамбуле на саммите ОБСЕ И.Каримов обратился к миру с целью объединения усилий в борьбе против этого зла и предложил создать международный антитеррористический центр. На «Саммите Тысячелетия» ООН в 2000 г. в Нью-Йорке Президент Узбекистана заявил, что Афганистан уже представляет угрозу не только центральноазиатским государствам, но и всему миру.

Не случайно лидеры Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в ходе встречи, состоявшейся по инициативе И.Каримова в Ташкенте 8 августа 1998 г., поддержали позицию Узбекистана. При этом обеспокоенные опасным развитием событий на южных границах региона руководители четырех стран осудили вмешательство внешних сил в афганский конфликт. Вслед за встречей в верхах состоялось консультативное совещание министров иностранных дел и обороны государств Центральной Азии

Актуализация афганской проблемы в повестке мировой политики стала причиной того, что США и РФ с конца 1990-х годов начали прилагать активные усилия по урегулированию конфликта в Афганистане. Уже в конце 2000 г. российско-американские договоренности дали свои первые плоды. В частности, совместная инициатива США и РФ привела к принятию резолюции №1333 Совета Безопасности ООН. Данный документ предусматривал введение ряда санкций, в том числе эмбарго на продажу, поставку и транспортировку оружия, военного снаряжения, вооружения для военизированных формирований в Афганистане.

Следует особо подчеркнуть, что к необходимости принятия таких мер, в частности, введения эмбарго на поставки вооружений в Афганистан, лидер Узбекистана выступал еще в 1995 г. на заседании 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Безусловно, введение эмбарго на поставки оружия в Афганистан еще в 1990-е гг. препятствовало бы развитию ситуации по известному сценарию, когда афганский народ стал жертвой не только внутреннего противоборства, но и международного терроризма.

Призывы лидера Узбекистана к объединению усилий всего мирового сообщества с целью урегулирования афганского конфликта, создавшего «благоприятные условия» для культивирования терроризма и экстремистских идеологий в Афганистане, представляются вполне обоснованными. Территория этой страны стала прибежищем для международных террористических организаций, а также боевиков т.н. Исламского движения Узбекистана, которые несколько раз совершили террористические акции в горных районах Узбекистана и Кыргызстана в 1999 и 2000 годах В связи с этим хотелось бы отметить, что неадекватная реакция мирового сообщества по отношению к афганскому конфликту привела к превращению Афганистана в убежище международных террористических и экстремистских организаций.

Последующие события в Афганистане и вокруг него стали лишь объективным следствием эскалации афганского конфликта, его превращения в инструмент геополитического соперничества в макрорегионе Центральной Азии и за его пределами, а также характера развития военно-политической ситуации в сопредельных регионах Южной Азии и Ближнего Востока после событий 11 сентября 2001 г. и все в большей степени свидетельствуют о необходимости формирования устойчивой системы региональной безопасности.

Руководство Узбекистана осознает, что стабильность и безопасность в регионе и дальше в большей степени будет зависеть от эффективности предпринимаемых в Афганистане мер, нацеленных на послевоенное восстановление в этой стране. С учетом этого, обращает на себя внимание выступление И.Каримова на юбилейном саммите 5-летия ШОС, прошедшем в июне 2006 г. в г. Шанхай. В нем было отмечено, что «серьезную озабоченность вызывает растущие дестабилизация и эскалация ситуации в Афганистане, масштабы производства наркотиков, низкая эффективность мер по борьбе с этим опаснейшим злом дислоцированных в этой стране коалиции иностранных войск»(5).

Более того, как заявил в своем выступлении 28 августа 2008 г. на саммите ШОС в Душанбе Президент Узбекистана, несмотря на огромные усилия руководства и правительства Афганистана и предпринимаемые меры со стороны международных коалиционных сил по поддержанию мира в ИРА, ситуация в этой стране, к сожалению, имеет тенденцию к ухудшению.

Продолжающаяся уже 30 лет война разрушила и экономическую и социальную инфраструктуру, привела к обнищанию населения и, надо это признать, лишает людей всякой веры в свою перспективу, создает питательную почву для вербовки новых боевиков. Более того, как подчеркнул И.Каримов в ходе переговоров с президентом Российской Федерации Д.Медведевым, который в январе 2009 года с государственного визитом посетил Узбекистан, «еще более усугубляет ситуацию растущий объем наркотрафика из Афганистана, где сегодня производство опиума составляет свыше 8 тыс. тонн, или более 90% его мирового производства. Нельзя не учитывать, что наркотрафик сегодня становится одним из важных источников финансирования боевиков, дестабилизации обстановки в самом Афганистане и в соседних с ним государствах»(6).

Складывающаяся ситуация диктует необходимость коренного пересмотра подходов к решению афганской проблемы. В данном контексте, как заявил на пресс-конференции 25 февраля 2009 г. по итогам официального визита президента Туркменистана Г.Бердымухамедова в Ташкент И.Каримов, предложения Узбекистана заключаются в следующем. Во-первых, по твердому убеждению узбекской стороны, не существует решения афганской проблемы исключительно военными средствами и методами. Во-вторых, всему международному сообществу следует обратить очень серьезное внимание на решение острейших социальных проблем, связанных с состоянием населения Афганистана. По словам Президента РУ, за 8 лет проведения антитеррористической операции международной коалиции в ИРА, по сути дела, серьезных изменений в этой стране нет, есть обратное – положение народа ухудшается. Уровень безработицы в Афганистане достигает 60-70%. В-третьих, всем государствам мира, заинтересованным в решении афганской проблемы, необходимо учитывать менталитет, религиозные и культурные традиции и обычаи многоконфессионального, многонационального народа Афганистана. В конечном итоге, как подчеркнул узбекский лидер, в развитии сотрудничества с ИРА Узбекистан не придерживается блокового мышления и исходит только из собственных национальных интересов и из тех отношений, которые складываются между двумя странами.

В этой связи, Президент Узбекистана на саммите НАТО/СЕАП, состоявшемся 2-4 апреля 2008 г. в Бухаресте, выступил с новой инициативой возврата к успешно действовавшей в середине 1990-х годов под эгидой ООН контактной, так называемой группы 6+2 по Афганистану, преобразовав её в группу 6+3, включив в её состав, с учетом современных реалий, наряду с государствами-соседями, Россией и США, также и НАТО. При этом в состав указанной Контактной группы представители властных структур, а также враждующих групп Афганистана не включаются. Упомянутая группа призвана стать консультативным органом международного сообщества, действующим под эгидой ООН, и может явиться важным инструментом достижения целей стабилизации и восстановления ситуации в ИРА. Кураторство и координацию деятельности Контактной группы будет осуществлять действующий Спецпредставитель Генерального Секретаря ООН по Афганистану К.Эйде с возможным расширением, в случае необходимости, его полномочий.

Основные целевые задачи указанной группы будут состоять в проведении регулярного переговорного процесса, осуществляемого под общим руководством Спецпредставителя Генерального Секретаря ООН в Афганистане: заседаний, встреч, круглых столов и конференций, направленных на поиск общих точек соприкосновения между противоборствующими и конфликтующими сторонами, являющимися непосредственными источниками дестабилизации ситуации в ИРА, содействие в нахождении взаимоприемлемых решений, организацию эффективного диалога между ними. Все решения Контактной группы должны приниматься на основе консенсуса.

В целом, как показывает реальная действительность, складывающаяся в Афганистане и вокруг него, урегулирование афганской проблемы требует более продолжительного времени и целенаправленных и скоординированных усилий всего мирового сообщества. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты антитеррористической кампании в ИРА, которые выявили многофакторность сложившейся в стране ситуации, характеризуемой симбиозом целого ряда проблем, начиная от угроз международного терроризма, экстремизма, наркотрафика и трансграничной преступности до столкновения геополитических и стратегических интересов крупных центров силы в макрорегионе Центральной и Южной Азии.

В этих условиях важным представляется налаживание конструктивного диалога и сотрудничества между заинтересованными странами по урегулированию афганского кризиса, осложняющегося в последнее время реанимацией талибов в ряде регионов Афганистана. С этой точки зрения, возобновление деятельности группы «6+2» в формате «6+3» может стать одним из эффективных механизмов совместного поиска общих интересов и путей реализации мер по последовательному решению проблем в Афганистане.

В данном контексте, принятие такой выдвинутой Узбекистаном инициативы в конечном итоге явится достойной альтернативой существующим подходам для достижения мира, стабильности и возрождения Афганистана.

 

1. См.: http://www.intertrends.ru/seven/013.htm

2. Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.; 1997. С 24-25.

3. См.: http://2004.press-service.uz/rus/knigi/9tom/2tom_5.htm

4. http://www.intertrends.ru/seven/013.htm

Каримов И.А. За укрепление безопасности и сотрудничества в регионе. Выступление на Ташкентском совещании-семинаре по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии. 15 сентября 1995 г.// По пути созидания. Т.4, Т.; 1996. С.31-38.

5. Правда Востока. 20 июня 2006 г.

6. Президент Республики Узбекистан И.Каримов принял президента РФ Д.Медведева. — Народное слово. — 23.01.2009.

52.25MB | MySQL:103 | 0,471sec