О показателях флагмана турецких перевозчиков – авиакомпании «Турецкие авиалинии»

Авиакомпания «Турецкие авиалинии», равно как и новый Стамбульский аэропорт имеют непреходящее значение как для турецкой экономики, так и, если говорить шире, для роста турецкого влияния в мире. Роль Стамбула, как одного из крупнейших воздушных хабов Европы, так и главной авиакомпании Турции, и так весьма значительные, заметно выросли на фоне проведения Россией специальной операции на Украине.

Мы не раз, на страницах сайта Института Ближнего Востока, писали о том, как «Турецкие авиалинии» используются турецким руководством в контексте развития своих внешних связей. Включая открытие (изначально) дотационных, но уникальных направлений перелетов (пример – Могадишо / Сомали), за чем следует отправка бизнес-миссий турецких предпринимателей, которые и должны наполнить «экономикой» принятое решение. Причем не всегда конечной целью авиакомпании, подконтрольной государству является непосредственно продажа авиабилетов. Целью является именно что наращивание внешней торговли с той или иной страной, и именно это должно и стать локомотивом загрузки «Турецких авиалиний», которая, в этом смысле, смотрится далеко не всегда первично.

12 августа ведущее экономическое издание Турции – газета Dünya — опубликовало статью Вахапа Муньяра под заголовком «За 6 месяцев совершили полеты по 340 направлениям в 129 странах, побит рекорд прибыли в 737 млн долларов». Обратимся к материалу, который, скорее, походи на аналитическую справку – отчет о работе «Турецких авиалиний» за 1-е полугодие 2022 года.

Цитируем:

«Председатель правления и исполнительного комитета «Турецких авиалиний» проф. Ахмет Болат, следующим образом прокомментировал данные баланса за первые шесть месяцев текущего года:

— 65 тысяч человек, собравшихся под крышей «Турецких авиалиний», плечом к плечу боролись с кризисом, особенно с пандемией. За первые 6 месяцев этого года мы достигли общего дохода в размере 4,5 миллиардов долларов и чистой прибыли в размере 737 миллионов долларов благодаря самоотверженному труду 65 тысяч человек.

Заместитель генерального директора «Турецких авиалиний» по финансовым вопросам, член совета директоров и исполнительного комитета доц. Мурат Шекер давая пояснения проф. Болату по балансу, подчеркнул следующее:

«Мы побили рекорд с чистой прибылью в 737 миллионов долларов за первые 6 месяцев года. «Турецкие авиалинии» впервые достигли такого уровня прибыли за 6-месячный период».

Проф. Ахмет Болат, генеральный директор «Турецких авиалиний» Билал Экши, заместители генерального директора Керем Кызылтунч, Абдулкерим Чай, Левент Конукчу, Мехмет Кадаифчилер, Ахмет Олмуш, Турхан Озен, Керем Сарп, руководитель отдела корпоративных коммуникаций Мехмет Фатих Озгюр и советник по вопросам прессы Яхья Устюн для обсуждения данных за первые 6 месяцев провели встречу в чате.

Проф. Болат поделился некоторыми данными, показывающими, что они («Турецкие авиалинии» — И.С.) выходят на первые позиции в мире:

««Турецкие авиалинии» стали авиакомпанией с наибольшим количеством рейсов и самой высокой вместимостью среди сетевых перевозчиков в Европе в 2020 и 2021 годах. По состоянию на 8 августа мы — на 1 месте среди сетевых перевозчиков со средним показателем 1206 рейсов в день в 2022 году».

Он заявил, что они превысили допандемические показатели, то есть показатели 2019 года, во втором квартале, и перечислил:

  • Общий пассажирский спрос во втором квартале 2022 года был на 12 процентов выше, чем за тот же период 2019 года.
  • Заполняемость (рейсов – прим.) достигла уровня 2019 года.
  • Количество наших прямых международных пассажиров увеличилось на 8,3 процента по сравнению с 2019 годом.
  • По сравнению с 2019 годом рост международных прямых пассажиров составил 39 процентов в июне и 44 процента в июле.
  • Мы увеличили вместимость, предлагаемую нашим гостям, на 12 процентов во втором квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2019 года. Флагманские перевозчики в Великобритании и Германии за тот же период сократились более чем на 35 процентов.

Он подчеркнул следующий момент о количестве мест:

  • В настоящее время мы являемся 3-й авиакомпанией в мире, предлагающей наибольшее количество мест для международных рейсов. Мы добились больших успехов в этот период, когда европейские авиакомпании достигли 81 процента своей пропускной способности в 2019 году, а глобальные авиакомпании — только 65 процентов.

На этом этапе он обратил внимание на следующий момент:

  • Из-за мер по борьбе с пандемией количество сотрудников авиакомпаний сократилось в среднем на 10 процентов, а в службах наземного обслуживания в аэропортах — на 29 процентов. Этот показатель в «Турецких авиалиниях» оставался ниже 1%. Основной причиной этих увольнений в THY был выход на пенсию и предпочтения сотрудников.

Напомнив, что цены на топливо побили исторические рекорды, он сосредоточился на расходах:

  • Авиатопливо подорожало еще больше. Наши расходы на топливо увеличились на 51 процент. Наши общие расходы увеличились на 13 процентов за тот же период.

Он указал на точку, достигнутую в доходах, несмотря на давление со стороны затрат:

  • В первом полугодии, наша выручка от пассажирских перевозок увеличилась на 8 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и достигла 5,4 миллиарда долларов. Доходы от грузоперевозок выросли в 2,5 раза и превысили 2 миллиарда долларов.

Проф. Болат также поделился данными о авиапарке и о пунктах назначения:

  • Мы летаем по 340 направлениям в 129 стран мира, в нашем парке 386 самолетов.

Генеральный директор «Турецких авиалиний» Билал Экши подчеркнул, что средняя заполняемость самолетов достигла 86,1% и добавил:

  • Авторитетные представители международных авиакомпаний ожидали, что сектор достигнет допандемического уровня жизни и данных в 2023–2024 годах. Мы же достигли показателей 2019 года и даже превысили их в этом году. В этом сыграло свою роль то, что мы защищали своих коллег в период пандемии.

Чистая прибыль в размере 737 миллионов долларов за 6 месяцев показывает, что ««Турецкие авиалинии» преодолели последствия пандемии и находятся на пути к тому, чтобы еще больше поднять планку в мире…

Председатель правления и исполнительного комитета «Турецких авиалиний» проф. Ахмет Болат указал на материальные активы компании:

  • Материальные активы «Турецких авиалиний», включая инвестиции в аэропорт Стамбула, составляют около 15 миллиардов долларов.

Затем он сосредоточился на ценах акций «Турецких авиалиний»:

  • По моему мнению, акции «Турецких авиалиний» торгуются значительно ниже своей стоимости. На мой взгляд, акции «Турецких авиалиний» должны быть не менее 6 долларов (текущая стоимость на Стамбульской бирже акций «Турецких авиалиний» на 19 августа составляет 68,9 тур. лир или по текущему курсу – около 3,82 долл. США).

Заместитель генерального директора «Турецких авиалиний» по финансовым вопросам доц. Мурат Шекер поделился текущей стоимостью акций:

  • В настоящее время акции «Турецких авиалиний» колеблются в районе 3,2 долл.. Наша общая рыночная стоимость находится на уровне 4,6 миллиарда долларов.

Проф. Болат продолжил:

  • Успешные результаты «Турецких авиалиний» — очевидны. То есть, цена на акции не отражает эти показатели. В ближайшее время, мы отправимся на роуд-шоу, чтобы лучше объяснить зарубежным инвесторам эффективность «Турецких авиалиний».

Доц. Шекер, отвечая на вопрос, поделился информацией об иностранной доле в акциях «Турецкие авиалинии»:

  • Доля иностранных инвесторов в акциях «Турецких авиалиний» уменьшилась с 40 процентов до 20 процентов. Мы считаем, что долгосрочные иностранные инвесторы обратятся к акциям «Турецких авиалиний», послушав нас. Был долг 5 миллиардов долларов, мы его сократили до 2 миллиардов долларов.

Заместитель генерального директора «Турецких авиалиний» по финансовым вопросам доц. Мурат Чекер заявил, что общая задолженность (компании – прим.) за период пандемии достигла 5 миллиардов долларов и пояснил ситуацию следующим образом:

  • Своей успешной работой «Турецкие авиалинии», помимо всего прочего, также продемонстрировали свою платежеспособность.

Председатель правления и исполнительного комитета «Турецких авиалиний» проф. Ахмет Болат добавил:

  • Высокие показатели, отраженные в нашей прибыльности, внесли значительный вклад в генерирование денежных средств. Это позволило нам сократить чистую задолженность на 2,8 миллиарда долларов в первом полугодии.

Заместитель генерального директора «Турецкие авиалинии» Керем Сарп поделился следующими данными о своевременности отправления самолетов:

  • Уровень «своевременности» «Турецких авиалиний» в аэропорту Стамбула (новый третий терминал в городе – прим.) составляет 76 процентов.
  • Уровень «своевременности» в аэропорту Сабиха Гёкчен составляет 75 процентов.
  • Доля «своевременно» в Лондоне составляет 63 процента, 62 процента в Амстердаме, 73 процента в Риме.

Затем он добавил:

  • Задержки операций в европейских странах также вызывают задержки и у «Турецких авиалиний». Задержки с возвращением наших самолетов из пунктов назначения могут привести к задержкам.

Председатель правления и исполнительного комитета «Турецкие авиалинии» проф. Ахмет Болат дал следующую информацию о наборе персонала, который стоял на повестке дня в этом году:

  • В этом году, за первые шесть месяцев, 963 новых сотрудника присоединились к нашему основному бренду «Турецкие авиалинии». Мы стремимся увеличить это число до более чем 2600 к концу года.
  • За первые 6 месяцев 498 новых сотрудников начали работать в сфере технического обслуживания и ремонта самолетов. Во вторые 6 месяцев мы увеличим эту цифру до более чем 1000».

Итак, резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что компания «Турецкие авиалинии» демонстрирует одни из лучших результатов в мире по сети перелетов и по самолетному парку. Равно как, по понятным причинам, растет и спрос на Турцию, как на логистический хаб. Однако, ярким свидетельством того, что «Турецкие авиалинии» являются компанией развивающейся, причем, важным драйвером выступает не только экономика, но и политика, является высокая внешняя задолженность, явно смущающая иностранных инвесторов. Тем не менее, проведение Россией спецоперации дает возможность флагману турецких перевозчиков выйти на качественно новый уровень своего развития, выбившись даже в мировые лидеры. Что, в принципе, укладывается в логику событий, где растет роль Турции, в принципе, как регионального лидера и глобального игрока.

62.85MB | MySQL:102 | 0,468sec