О глубинных причинах кризисных явлений в германо-израильских отношениях после скандального заявления главы ПНА М.Аббаса о Холокосте

18 августа по инициативе германской стороны состоялся телефонный разговор канцлера О.Шольца и израильского премьер-министра Я.Лапида. В центре внимания политиков оказалось высказывание главы Палестинской национальной администрации М.Аббаса, который, в начале недели находясь в Берлине, сравнил действия Израиля с Холокостом, не вызвав при этом моментального ответного осуждения подобной риторики со стороны председателя правительства ФРГ. Согласно пресс-релизу, распространенному внешнеполитическим ведомством Германии, во время беседы «канцлер подчеркнул, что решительно осуждает любые попытки отрицания или релятивизации Холокоста», а слова М.Аббаса «невыносимы и совершенно неприемлемы как для него лично, так и для всего федерального правительства».

Правительственные источники в Германии всячески подчеркивают, важность для О.Шольца и его кабинета недопущения того, чтобы ситуация, спровоцированная палестинским лидером, привела к кризису в отношениях Берлина и Иерусалима. Примечательно при этом, что была предложена даже своего рода «комфортная версия» причин, по которым канцлер быстро не отреагировал на слова главы ПНА. В соответствии с ней, виной тому послужили действия пресс-секретаря Ш.Хебештрайта, который слишком быстро закончил мероприятие, поскольку ранее вопрос, в ответ на который прозвучало скандальное заявление, был объявлен финальным. По словам самого Ш.Хебештрайта, «это была моя ошибка, и я должен взять ее на себя», а, выходя из зала председатель федерального правительства сказал ему, что пресс-конференция завершилось поспешно, и он «хотел добавить кое-что еще».

Вместе с тем, на фоне критики, обрушившейся на О.Шольца со всех сторон, получила развитие и другая точка зрения, согласно которой звонок канцлера в Израиль – результат давления оппозиции, прежде всего ХДС, и местных еврейских организаций. Так, депутат ХДС и заместитель председателя германо-израильской межпарламентской группы Г.Коннеманн обратила внимание, что после ремарки о Холокосте О.Шольц пожал М.Аббасу руку, что несколько выбивается из рассмотренной выше версии. Общая ситуация, с точки зрения главной оппозиционной партии, нанесла ущерб внешней политике ФРГ, а потому ХДС настаивала на официальных извинениях.

В определенной степени инцидент на текущем этапе можно считать исчерпанным, что подтверждается озвученными договоренностями о личной встрече на высшем уровне в ближайшее время. При этом со стороны федерального внешнеполитического ведомства последовал комментарий, утверждающий, что планов организации раундов общения с палестинскими представителями пока в графике МИД нет. Однако напряженность между  Берлином и Иерусалимом явно заметна, что может быть связано с несколькими причинами, как внутри- так и внешнеполитического свойства. При этом в значительной степени то, как Я.Лапид реагирует на происходящие на германском треке, мотивировано набирающей обороты в ближневосточной стране предвыборной гонкой.

Большое значение для премьер-министра в контексте избирательной кампании имеет проблема обеспечения безопасности страны и ее граждан, относится сюда как палестинская, так и иранская угроза. Если говорить о первой, то М.Аббас, находясь в Берлине, существенно подорвал политику израильского правительства, начатую еще при Н.Беннете, по поддержанию координации с ПНА по вопросам безопасности. Практической работой на этом направлении занимался министр обороны, ныне претендующий на пост главы правительства, Б.Ганц. Именно ему сейчас нанесен наибольший репутационный урон от того, что глава ПНА не выглядит надежным партнером и переговорщиком для поиска политико-дипломатических путей сдерживания насилия.

В качестве своего рода ответа в четверг ЦАХАЛ совершил рейд в офисы семи НКО в Рамалле, в ходе которых изымалось оборудование и документы. Все эти организации были признаны в Израиле террористическими и объявлены вне закона. При этом статус палестинских НКО – одна из болезненных тем для Германии. Весьма вероятно, что правительство О.Шольца намеревалось поднять данный вопрос наряду с поселенческой активностью, но помешало этому стремительное смещение фокуса на украинский трек. В текущих условиях для Израиля возникает неплохой шанс воздействовать на ФПГ с целью трансформации ее подхода к палестинским НКО. Любопытно, что в случае проведения намеченных переговоров на высшем уровне направление, по которому работает Б.Ганц, вызывая критику Запада, будет вынужден обсуждать Я.Лапид.

Примыкает к этому еще одна не менее важная тема финансовой поддержки ПНА со стороны Германии. Так, в уже приведенном комментарии федерального внешнеполитического ведомства говорится, что Берлин не планирует ни приема, ни отправки на палестинские территории делегаций. А вот порядка 72 млн евро на поддержку палестинского населения выделить по-прежнему собирается, причем это далеко не единственный транш, запланированный до конца текущего года. Этот факт особенно после слов М.Аббаса в Берлине возмущает израильские власти, которые, весьма вероятно, будут стремиться воздействовать на правительство О.Шольца и по этой теме. Более того, в отличие от НКО тут Иерусалим может рассчитывать на серьезную поддержку еврейских общин ФРГ, которые давно призывают сократить такого рода финансирование.

Нечто аналогичное наблюдается на иранском треке. Возвращаясь к пресс-релизу МИД ФРГ, сообщившему о телефонных переговорах О.Шольца и Я.Лапида, обращает на себя внимание упоминание «обмена мнениями о текущей ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока». Уже израильские СМИ пишут, что в тот же период Я.Лапид передал европейцам через О.Шольца сообщение, согласно которому продолжение переговоров по ядерной программе ИРИ и уступки Тегерану станут свидетельством слабости европейской дипломатии. Соответственно, можно предположить, что тема СВПД как раз и скрывается за приведенной фразой. Поведение М.Аббаса в Берлине, в свою очередь, становится дополнительной иллюстрацией опасностей, существующих в регионе и угрожающих Израилю.

В целом, как кажется, можно говорить о том, что объективно возникшая из-за высказываний М.Аббаса напряженность в отношениях Германии и Израиля в значительной степени обусловлена не самим этим инцидентом, а общей ситуацией. Она характеризуется наличием у Иерусалима определенного количества вопросов к Берлину, обсуждение которых в обычных обстоятельствах может спровоцировать большие возражения федерального правительства, нежели теперь, когда канцлер сам подвергся критике за фактическое отступление от основ особого характера двусторонних отношений. Заняться работой на этом треке в том числе для упрочения внутриполитического положения перед ноябрьскими выборами планирует лично Я.Лапид. Примечательно при этом, что не менее сложный вопрос, касающийся неурегулированной проблемы компенсаций семьям жертв теракта на Мюнхенской олимпиаде, премьер-министр предпочитает поручить президенту И.Герцогу, который в ближайшее время также может провести раунд личного общения с германским контрпартнером.

52.25MB | MySQL:103 | 0,756sec