Готов ли Израиль к новому СВПД

Наблюдая в течение последних месяцев за продвижением переговоров по решению иранской ядерной проблемы, мало кто в Израиле реально верил, что это может иметь устраивающие Израиль результаты. Имеется в виду ожидания того, что Иран вернется к тому положению, что станет опять возможным контролировать его продвижение на пути реализации ядерного проекта, и на этом фоне со страны снимут санкции.

Во главу угла в Израиле ставят подготовку текста Соглашения по СВПД, подписание которого ожидается со дня на день. Выступая в истекший четверг в израильском парламенте (Кнессете) премьер-министр Израиля Яир Лапид сказал, что его правительство не против вообще Соглашения СВПД. Оно выступает, как процитировал премьер-министра интернет-ресурс Walla, «против текста данного готовящегося соглашения». На фоне контактов по согласованию текста соглашения с президентом США  Дж.Байденом, премьер-министр заявил, что американцы «получили большую часть наших предложений по включению в формулировку ядерного соглашения». Американцы, добавил премьер, приняли большую часть того, что мы предложили, это «долгожданное изменение, диалог с ними идет хорошо, и мы его продолжим».

Почему же тогда сегодня в Израиле растет беспокойство и политики все громче говорят о том, что их не устраивает возвращение к тому СВПД, которое было принято в середине июля 2015 г.? В принципе, в последние дни идет динамичное воздействие на США, с тем, чтобы исправить готовящееся  новое соглашение. Оно должно более соответствовать тому, чего ждет от этого документа еврейское государство, которое может стать первой потенциальной жертвой нуклеизации ИРИ.  В тот самый день, когда тогдашний президент США Б.Обама дал добро на подписание СВПД, в Израиле многими политиками овладело глубокое разочарование или  чувство неудовлетворенности. Это продолжается до сих пор. Более того, за прошедшие годы такие ощущения стали более острыми. В то же время, многие политики, в основном – военачальники, заявляют, что СВПД 2015 г. был совсем не плохим документом, который сумел на время остановить продвижение иранского ядерного проекта военного назначения. Сегодня многие говорят, что любой вид соглашения СВПД более предпочтителен, нежели его отсутствие.  Но часть политиков в Израиле думает по-другому, проявляя серьезное беспокойство. Секретарь Совета  национальной безопасности Эяль Хулата совершил только что визит в Вашингтон, там же находится министр обороны Бени Ганц.  В США выезжают в эти дни и делегации экспертов, цель поездок которых состоит в том, чтобы убедить американских переговорщиков в том, что последние предложения с той или другой стороны лишь укрепляют иранские позиции, не решая основной цели – замедлить или предотвратить продвижение ИРИ в сторону овладения атомным оружием. Вместо этого Ирану будет создан льготный режим, он продолжит развивать ядерную программу, усилит давление на недовольных внутри страны, увеличит помощь своим сателлитам, не свернет с пути всевозможных провокаций на региональном и глобальном уровнях.

Вообще, пишет интернет-сайт «Пейамэ Эсраиль»,  Израиль сейчас находится отнюдь не в выигрышном состоянии. Трудно представить, что у Дж.Байдена есть возможность  изменить ситуацию, повернув ее в выгодном для Израиля направлении, ответив на его предложения и просьбы.  Уже почти решенное США снятие санкций в нефтяной сфере даст Ирану возможность нарастить в ближайшем будущем свою финансовую мощь. Но можно понять и американского президента. В числе его предвыборных обещаний значится возврат к СВПД. С другой стороны, в стране предстоят промежуточные выборы. За него отдали голоса более 70% американских евреев, симпатизирующих демократам. Байден должен привлечь их на свою сторону, показать им, что его план работает на пользу Израиля. Если этого не случится, нынешний президент столкнется с серьезными вызовами своей политической карьеры. Израиль должен наилучшим образом учесть нынешнюю ситуацию и обратить ее в свою пользу. Однако на этом направлении Израиль пока не имеет никаких достижений.

Нужно отметить еще одну особенность израильского восприятия решения иранской ядерной проблемы. Много раз звучала мысль о том, что если Израиль поймет, что дипломатическое решение проблемы не обеспечит еврейскому государству необходимой безопасности, оно  может прибегнуть к военной опции. Но против нее как раз и выступают представители военной элиты, считающие, что Израиль в одиночку вряд ли сумеет реализовать операцию, способную лишить ИРИ его атомной инфраструктуры.  Кроме того, в армии сомневаются, что такое решение будет окончательным и Израиль сумеет реально остановить продвижение иранской ядерной программы. Военные аналитики все чаще высказываются в том плане, что даже если Израиль уничтожит главные объекты атомной инфраструктуры, они через совсем короткое время возродятся к жизни, ибо в Иране  имеется научный потенциал, который никакими бомбардировками невозможно свести на нет. Получив доступ к экспорту нефти, Иран решит все свои экономические проблемы, и завершит такие приоритетные проекты как атомный. Так что продвижение такого архиважного для страны проекта как атомный практически невозможно остановить. Поэтому Израилю придется думать над тем, как жить с ядерным Ираном, строить свою внешнюю политику с учетом этого крайне важного фактора.

Три дня назад популярный израильский интернетсайт Ynet  опубликовал мнение о готовящемся соглашении видного аналитика генерала Амоса Ядлина, руководившего несколько лет военной разведкой АМАН. Касаясь вопроса о готовящемся соглашении, А.Ядлин сказал, что это скорректированный текст СВПД 2015 г., в котором будут учтены изменения в стратегическом балансе сил. По всей видимости, будут корректировки в вопросе о центрифугах, где Иран допустил явные нарушения требований СВПД от 2015 г. Учитывая выход США из Соглашения в 2018 г., ИРИ потребовала гарантий на случай повторения подобного в будущем.

Генерал А.Ядлин считает, что рассуждая на тему возвращения к соглашению или его отсутствию, следует признать, что лучше плохое соглашение, чем никакое. В то же время в военно-политической элите есть и мнение, что лучше жить без соглашения, чем с плохим. Так же  считает и  правительство страны. А.Ядлин задается вопросом — как преобразовать обещания президентов США, что у Ирана никогда не будет ядерного оружия, в реальные шаги. Понятно, что нужна программа действий в этом направлении. Недостатками соглашения бывший глава военной  разведки АМАН считает то, что  по истечении срока его действия Иран получает легитимацию международного сообщества на полную свободу действий для неограниченной реализации ядерной программы. Срок действия договора приходится на период между 2026 и 2031 гг., когда с ИРИ будут сняты все ограничения. Другая проблематичность готовящегося СВПД связана с трудностями контроля над иранской ядерной программой и военными проектами ввиду неприсоединения Ирана к Дополнительному протоколу к Договору о нераспространении ядерного оружия. С большим сомнением аналитик оценивает предоставление Ирану сотен миллиардов долларов вследствие снятия с него экономических санкций. Велика вероятность того, что эти средства Иран использует на поддержку террора и создание конвенционального оружия для войны с Израилем, создание напряженности в регионе Ближнего Востока. Речь идет о том, что Иран займется разработкой   баллистических ракет, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет и др.

Говоря о свободе действий для Израиля, генерал А.Ядлин полагает, что Израилю нужно быть уверенным, что для приведения в действие альтернативного мирному пути решению, нужно осознать, что нет иного пути. Однако нужно иметь и легитимацию на такого рода действия.

52.3MB | MySQL:103 | 0,490sec