Турция продолжает предпринимать шаги по «нормализации» отношений с Израилем. В частности, официально сообщено о том, что между двумя странами будут восстановлены дипломатические отношения на уровне чрезвычайных и полномочных послов. Продолжаем анализировать процесс нормализации турецко-израильских отношений.
Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=89107#more-89107.
Напомним, что в ней мы затронули высказывания турецких обозревателей, связавших процесс «нормализации» отношений между Турцией и Израилем с «концом в мире политического ислама». При этом, лицом и основным актором, представляющим политический ислам в мире названы Братья-мусульмане, существующие в различных ипостасях в разных странах Ближнего Востока.
Одной из таких ипостасей является ХАМАС, представленный в Палестине, ограничение деятельности которого в Турции и ограничение поддержки которого в Израиле называется ключевым условием израильской стороны при нормализации отношений с Анкарой. По этой самой причине, как заявила турецкому изданию Daily Sabah временный поверенный в делах Израиля Ирит Лилиан, ХАМАС выступил против нормализации отношений между двумя странами.
Продолжаем цитировать материал турецкого издания:
«Что касается палестинского вопроса, Турция часто заявляла, что улучшение отношений с Израилем может помочь найти решение кризиса. Во время совместной пресс-конференции с президентом Палестины Махмудом Аббасом в столице Анкаре на этой неделе Эрдоган сказал, что «наши палестинские братья также заявляют, что эти шаги будут способствовать решению палестинского вопроса и улучшению положения палестинского народа».
Турция заявила, что позиция Анкары по отношению к палестинцам не изменится, несмотря на усилия по нормализации отношений с Израилем.
Лилиан, однако, исключила вмешательство третьих лиц в процесс.
«Я могу только надеяться, что решение палестинского вопроса будет найдено, но могу заверить вас, что позиция Израиля по этому вопросу не изменилась. Израиль считает, что единственным решением являются прямые переговоры между двумя сторонами, любое участие третьих сторон, конечно, должно быть согласовано с обеими сторонами», — сказала она, добавив, что Израиль не видел готовности вести переговоры с палестинской стороны в последние два года.
Закрытие офиса ХАМАСа в Стамбуле станет вкладом Турции в этот процесс, сказала Лилиан и подчеркнула, что международное сообщество должно предпринять шаги, чтобы вернуть стороны за стол переговоров.
Говоря о газопроводе Восточное Средиземноморье, запланированном подводном трубопроводе для подачи природного газа из Восточного Средиземноморья в Европу, против которого решительно выступает Турция, Лилиан сказала, что Израиль никогда не отказывался от этого проекта, но перспективы сотрудничества с Анкарой в сфере энергетики будут изучены на более поздних этапах.
В январе 2022 года Эрдоган объявил, что Турция готова сотрудничать с Израилем по проекту газопровода в Восточном Средиземноморье. После кризиса 2010 года Израиль создал стратегический союз с Грецией и администрацией киприотов-греков, двумя акторами с давней неприязнью к Турции, и в последние годы регулярно проводил трехсторонние встречи и совместные военные учения. Трио было частью Восточно-средиземноморского газового форума, созданного в 2019 году с другими государствами, включая Египет и Иорданию, без Турции. В 2020 году Израиль, Греция и администрация киприотов-греков подписали соглашение с EastMed о строительстве трубопровода для транспортировки газа из Восточного Средиземноморья в Европу, что вызвало возражения Анкары».
Итак, резюмируя изложенное выше в Части 1 и в Части 2 нашей публикации, получается следующая картина:
- Турция и Израиль – то, что называется, «согласились не соглашаться». Сохраняя противоречия, они решили «нормализовать» дипломатические отношения.
- Как можно судить, одним из предварительных условий со стороны Израиля, было ограничение деятельности ХАМАСа на территории Турции и поддержки в Палестине.
- В обмен на это, Израиль «направил» своих туристов в Турцию, спасая туристический сезон. Более того, стороны договорились провести заседание торгово-экономической комиссии, которой не было уже более десятилетия. При этом заметим, что в последние годы товарооборот с Израилем у Турции был на уровне около 6 млрд долл., из которых 4 млрд – экспорт Турции. То есть, положительное сальдо было в пользу турецкой стороны, а объем турецкого экспорта сопоставим, допустим, с экспортом в Россию.
- Речь не идет о том, чтобы Израиль немедленно переключил свои энергетические проекты на Турцию, разменяв на отношения с Грецией, Кипром и Египтом. Однако, как можно судить стороны договорились, что Израиль «выслушает турецкое предложение».
- Обращает на себя внимание, что свои верительные грамоты турецкий посол вручит в Иерусалиме. Очень серьёзный жест, если он состоится со стороны Турции.
- Насчет «конца политического ислама» — это очень смелое заявление турецких аналитиков. Скорее впору говорить о том, что Турция свернула / заморозила пока проект с «Братьями-мусульманами», переключаясь на более перспективное направление. Это направление, как можно судить, связано с Организацией тюркских государств.