Израиль зафиксировал 50-процентное увеличение лицензионных платежей от экспорта газа в 2022 году, чему способствовали рекордно высокие мировые цены на фоне перспектив энергетического кризиса в Европе в контексте российской военной операции на Украине. Добыча газа в стране также выросла более чем на 20% с первой половины года, при этом израильское правительство планирует еще больше увеличить экспорт в рамках амбициозной задачи удовлетворить растущий спрос со стороны Европы. В этом контексте в июне Израиль, Египет и Европейский союз подписали меморандум о взаимопонимании, что теоретически должно еще больше увеличить добычу газа в Израиле. Большая часть увеличения добычи пришлась на газовые месторождения «Тамар» и «Левиафан» в Восточном Средиземноморье, крупнейшие в Израиле. Экспорт в соседние с Израилем страны, в основном в Египет и Иорданию, вырос на 35%, а общая добыча выросла до 10,85 млрд куб. м в годовом исчислении до июня. В то время как Израиль обычно рассматривается как региональная держава, в руководстве страны остро осознают, что геополитические события в Европе означают, что страна может играть более значительную роль в удовлетворении энергетических потребностей Европы. Однако в ЕС не все согласны с такой перспективой: член Европарламента от ирландской партии «Зеленых» Грейс О’Салливан выразила обеспокоенность по поводу увеличения закупок газа у Израиля: «В случае замены российского газа израильским газом ЕС просто меняет одну оккупирующую державу на другую. Для меня удивительно, что президент Европейской комиссии [Урсула фон дер Ляйен] может осудить действия Израиля в плане строительства поселений и убийства журналистов, с одной стороны, а затем в том же месяце вылететь в Тель-Авив для подписания газовых соглашений. Энергетический кризис в Европе привел к дипломатическому отступлению и неспособности выполнить наши самые основные обязательства перед палестинским народом, который продолжает ежедневно сталкиваться с преследованиями. Я также понимаю, что последний Меморандум о взаимопонимании, подписанный с Израилем, был первым в истории ЕС, исключающим упоминание палестинских территорий. Поворот ЕС в сторону Израиля отражает отсутствие амбиций в плане полного отказа от ископаемого топлива и неизбежную реальность того, что газ, как правило, поступает от правительств, которые демонстрируют полное пренебрежение к правам человека и международному праву». Но это очень невнятная оппозиция. Ничего удивительного в позиции Брюсселя нет: из двух зол выбирают меньшее: российская «угроза» не идет ни в какое сравнение с палестинским досье. После визита фон дер Ляйен в страну бывший посол Израиля в Европейском союзе Одед Эран заявил, что энергетическое затруднение Европы дает Израилю возможность углубить отношения с Брюсселем.
Насколько все эти ожидания на «израильское газовое чудо» имеют право на жизнь? Как утверждают европейские эксперты, способность Израиля удовлетворить европейский спрос, хотя и ограничена, не является незначительной. Например, ЕС импортировал около 155 млрд куб. м из России в 2021 году, в то время как Израиль сможет экспортировать 10 млрд куб. м в год, чтобы удовлетворить спрос Европы. Ранее в этом году Египет импортировал рекордное количество газа из Израиля, стремясь утвердиться в качестве международного энергетического центра и сохранить экспорт сжиженного природного газа (СПГ) на почти рекордном уровне. Индикатором растущего спроса Европы на СПГ, в 2021 году является то, что почти 80% грузов СПГ направлялось в Азию, в то время как сейчас 65% идет в Европу, которая стремится отказаться от российского газа после начала военной операции России на Украине. Египет также стал ключевым игроком в рамках этих усилий, поскольку он является единственным каналом доставки израильского газа в Европу. Израиль поставляет свой газ по арабскому газопроводу, который изначально был построен для транспортировки природного газа из Египта в Иорданию, Сирию и Ливан. Однако с 2019 года поток в газопроводе был изменен, и теперь газ идет только из Израиля. Израиль начал экспортировать природный газ в Египет еще в 2020 году в рамках сделки, капитализация которой оценивается в 19,5 млрд долларов, и которая разрабатывалась годами. Сделка между американской Noble Energy и израильскими Delek Drilling и Dolphinus Holdings, частной египетской компанией, контрольный пакет акций которой принадлежит египетскому Управлению общей разведки, также является победой египетского правительства, которое стремится построить региональный энергетический хаб. Израиль первоначально экспортировал 200 млн куб. футов газа в день в Египет; газ с «Левиафана» поставляется в Dolphinus в объеме 2,1 млрд куб. м в год, что должно увеличится до 4,7 млрд куб. м в год к второй половине 2022 года. До заключения сделки с Египтом единственным клиентом, покупающим газ с «Левиафана» была Иордания, и с течением времени список ближайших клиентов, которым имело смысл продавать газ, медленно сокращался, в основном потому, что многие либо обнаружили, либо верили, что найдут свой собственный газ.
Ранее в этом году министр энергетики Израиля обозначил новые возможности для растущей энергетической отрасли страны с учетом выдачи лицензий для новых участков для разведки газа в Восточном Средиземноморье. «Мир изменился, и мы не можем это игнорировать. Спрос на газ растет, особенно в Европе, после ситуации с Россией, и им нужны стабильные поставки, и министерство провело переоценку в середине года, а не в конце года, поскольку мы считаем возможным увеличить поставки», — заявил генеральный директор Министерства энергетики Израиля Лиор Шиллат. Но эти оптимистичные оценки наталкиваются на чисто технические трудности. До недавнего времени Израиль, Греция, Кипр и Египет рассматривали возможность строительства газопровода EastMed в Восточном Средиземноморье, что многие аналитики считают неосуществимым, учитывая огромные расстояния. Этот проект, который объединил бы все потенциальные месторождения в Восточном Средиземноморье, также должен был исключить Турцию, но он потерпел крах в январе, когда администрация президента США Дж. Байдена вышла из проекта, сославшись на экономические и экологические проблемы.