Поездка главы МИДа ФРГ Ф.-В. Штайнмайера на Ближний Восток

Состоявшийся 5-7 июля с.г. вояж шефа Федерального МИДа Франка-Вальтера Штайнмайера в Израиль, Сирию и Ливан, которому в ряде немецких СМИ предпослана приставка «блиц» (а Bild назвала его даже Rekord-Reise), и в самом деле был рекордно быстрой поездкой, и в ходе нее действительно были установлены рекорды. Один из них — разом три страны, три столицы. Второй — число представителей немецких СМИ, которых, если верить Jerusalem Post, было около сорока. Третий — весьма скупые информационные сообщения из уст этих СМИ, многие из которых предпочли попросту отмолчаться.

Для того чтобы понять, что же произошло, для начала упомянем и о том, что предварительная информация о поездке, размещенная на сайте МИДа ФРГ, в которой упомянуто немало важнейших тем, нынче вовсе снята. По многим косвенным признакам есть основание полагать, что глава МИДа рассчитывал на весьма значительные результаты, вполне вероятно, на значительное продвижение в различных векторах ближневосточной проблемы, прежде всего израильско-палестинском и сирийско-израильском. Все это говорит о том, что планируемый Штайнмайером ближневосточный прорыв не удался.

Позиция Федерального правительства по Ближнему Востоку в сегодняшнем измерении ясно очерчена в информационном сообщении на сайте МИДа ФРГ. Во-первых, она рассматривается в контексте европейских обязательств в указанном регионе. А они — в настоящее время — состоят в том, что «Европа и США должны быстро и координировано» искать и находить подходы к решению проблемы. Своеобразную отмашку на принятие решений дало каирское напутствие Барака Обамы. «США вместе с энергичными ближневосточными обязательствами от президента Обамы предполагают высокий темп», — приводит сайт мнение Франка-Вальтера Штайнмайера. Успех на Ближнем Востоке может быть достигнут тогда, когда Европа и Соединенные Штаты говорят одним голосом, указывается на сайте МИДа ФРГ. Чтобы унисон состоялся, после высказывания Барака Обамы настала очередь Европы, мнение которой поехал озвучивать Штайнмайер. Заметим при этом, что Израиль в лице шефа МИДа А. Либермана несколько недель назад мнение ФРГ и ЕС выслушал, будучи в Германии, а до этого в Италии и Франции. Но ЕС и/или лично Ф.-В. Штайнмайер решил, что до президента, премьер-министра и шефа МИДа Израиля, а затем и до лидеров Палестины, Сирии и Ливана надо донести мнение Старого Света в персональном формате или «в режиме четырех глаз», как буквально следует из выражения немецких СМИ (по-русски — просто «с глазу на глаз»).

Во-вторых, Евросоюз отводит Германии, по мнению МИДа ФРГ, роль звена, которое «укрепляет региональную среду решительными шагами». Это означает, что либо сама ФРГ в силу особых отношений как с Израилем, так и с каждым из ее ближневосточных партнеров из числа палестинцев, сирийцев и ливанцев вызвалась выступить в качестве регулятора в решении спорных вопросов, либо уполномочена Евросоюзом. Второе менее вероятно, если вспомнить, что на роль главного миротворца в регионе (особенно в Ливане и Сирии) давно и с разной долей успехов и неудач претендует Франция.

В-третьих, истоки данной активности связываются с конкретной персоной на мировом политическом поле. Речь идет о известной на Ближнем Востоке персоне — Ф.-В. Штайнмайере, шефе Федерального МИДа, который в 14-й раз посещает регион, досконально знает его особенности и может попытаться определенным образом повлиять на ситуацию, приводя аргументы в пользу компромисса между конфликтующими сторонами. Эта миссия особенно важна лично для Штайнмайера на фоне подготовки к выборам, которые состоятся через считанные недели, а немецкие эксперты называют его наиболее вероятным кандидатом на пост канцлера (подробнее об этом ниже).

Определенным стимулом в аспекте срочности поездки Франка-Вальтера Штайнмайера по странам Ближнего Востока служил и фактор международного значения: накануне встречи «большой восьмерки» в Л?Акуилe, как заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель, ближневосточное урегулирование станет одним из главных предметов дискуссий. Заметим, что основными темами G8 стали не международные, а экономические: реформирование финансовой системы, изменение правил торговли, влияние индустрии на глобальный климат. Что касается неэкономических тем, то, согласно информации ВВС, «большая восьмерка» в совместном заявлении выразила «глубокую озабоченность» ядерной программой Ирана и осудила недавние ядерные испытания Северной Кореи. Кроме того, по сообщению газеты «Коммерсантъ», в декларации по политическим вопросам лидеры G8 призвали возобновить переговоры на Ближнем Востоке, назвали главным приоритетом решение проблем в Афганистане и Пакистане, а также выразили готовность сообща бороться с пиратством и транснациональной преступностью. Озаботились они и положением в Африке, где 800 млн жителей не имеют доступа к чистой воде. Специальное отдельное заявление было посвящено только борьбе с терроризмом.

Иными словами, Ближний Восток упоминался, но только в перечне проблем, и ни главным, ни одним из главных, как утверждала канцлер, предметов дискуссии не стал. Почему А. Меркель не была проинформирована о повестке дня, неизвестно. Факт, что по неизвестным причинам она оказалась в заблуждении, в которое ввела и своего заместителя, а почему это могло случиться — мы скажем в конце обзора. Но внешне ситуация выглядела следующим образом: для Германии, как, надо полагать, видится из официального Берлина, очень важно было выглядеть на саммите, как минимум, творцом успешного внешнеполитического курса в указанном регионе и, в идеале, до которого пока далеко, — диспетчером, регулирующим действие сложных встречных политических сил.

Учтем еще одну важную причину стремительности Штайнмайера. Ситуация для кардинального решения ближневосточного конфликта стимулируется таким благоприятным внутрирегиональным фактором, как потеря ливанской «Хизбаллой» финансовой поддержки со стороны Ирана и Сирии в силу кризисных тенденций в обеих странах. Следствием явится вполне вероятный ее минимум министерских портфелей в новом правительстве Ливана при аппетитах в треть портфелей, что означает резкое снижение политического веса «Хизбаллы». Одновременно происходит явное потепление в отношениях Израиля с Египтом, который дистанцируется от ливанской шиитской «Хизбаллы» вплоть до арестов ее членов и объявления ее дестабилизирующим фактором в регионе. Прибавим к этому предоставление Суэцкого канала для прохода подводной лодки, построенной, кстати, в Германии по заказу Минобороны Израиля, что обеспечивает стратегическую маневренность по отношению к Ирану с его неизменными угрозами уничтожить еврейское государство. Данное обстоятельство — тоже важный показатель коренных перемен, явно ослабляющий экстремистский исламский фактор.

Военно-политический расклад в регионе действительно меняется довольно быстро. Поспешность, с которой Ф.-В. Штайнмайер перемещался по странам региона, может быть выражена кратко: три страны, три столицы за день (заголовок в Bild). А это своего рода сверхскоростной режим визита такого ранга и такой степени ответственности, когда вся обстановка предполагает, казалось бы, неспешный, всесторонний и детальный обмен мнениями в поисках компромисса. «Мир на Ближнем Востоке: Штайнмайер заставляет спешить» — выносит в заголовок Handelsblatt.

Немецкие обозреватели обращают внимание на то, как выстроил Штайнмайер график визита. Программа встреч и обстоятельных бесед с израильскими лидерами то ли случайно, то ли намеренно была организована как бы по нарастающей, от умеренных политиков до экстремалов: президент Израиля Шимон Перес, лидер оппозиции бывший коллега Штайнмайера Ципи Ливни, премьер-министр Биньямин Нетаньяху, министр иностранных дел Авигдор Либерман. Учитывая все же, что Ф.-В. Штайнмайер не новичок на политическом поле, случилось это не само собой. Тактика проста: определить общий характер настроений лидеров, чтобы на этом фоне отчетливее выделялась последующая фигура, вплоть до замыкающей, наиболее спорной и скандальной. Делалось это для того, чтобы определить, кто из названных персон более всего склонен синхронизировать ближневосточное время по евро-американским часам и, следовательно, более всего предпочтителен в переговорном процессе. Напомним в этой связи, что в интервью незадолго до ближневосточной поездки на вопрос немецкого еженедельника Juedische Allgemeine, каково ваше впечатление от г-на Либермана, который «в настоящее время не имеет в Европе репутацию лучшего министра иностранных дел, считается арабоненавистником и не видит приоритета в достижении мира с палестинцами», шеф Федерального МИДа ответил общими фразами, совершенно не комментируя свое восприятие личности А. Либермана.

В данной ситуации Штайнмайер повторил с точностью до наоборот маневр израильского премьер-министра, который вначале заслал в Европу Авигдора Либермана. Тот, как известно, наделал немало шума — Старый Свет принял его как фигуру, с которой не очень желательно общаться (Саркози, взяв манеру Либермана рубить с плеча, открытым текстом посоветовал шефу израильского кабинета поменять главу МИДа), но поневоле приходится считаться. Затем, удостоверившись в том, что все произошло так, как задумано, Нетаньяху сделал, что называется ход конем: предложил свой вариант идеи о двух государствах, обложив ее условиями: демилитаризовать сектор Газа и обязать палестинцев признать легитимность существования Государства Израиль. Естественно, на скандальном фоне, который без малейшего труда создал Либерман, не испорченный дипломатическим этикетом и поразивший ведущих политиков Франции и ФРГ настолько, что они даже ради приличия не предложили ни обедов в МИДе, ни пресс-конференций, предложение израильского премьер-министра выглядело чуть ли не подарком мировому сообществу.

Именно такую тактику расклада встреч в Иерусалиме — от простого к сложному — и определил для себя Штайнмайер.

Основная цель ближневосточного визита Штайнмайера для него лично как для вероятного кандидата на пост канцлера более или менее ясна. Однако в какой-то момент уже в ходе визита глава МИДа ФРГ понял, что все прежние наметки несостоятельны и скорее всего ожидаемый и обозначенный заранее мощным журналистском корпусом масштаб его ближневосточного прорыва нереален. Он резко поломал график заранее запланированных встреч в Израиле, каждая из которых была подготовлена, несмотря на израильскую спонтанность, с немецкой тщательностью и при, казалось бы, полном исключении неожиданностей. «Ближневосточный визит министра иностранных дел Германии Штайнмайера наполнен краткосрочными контактами», — констатировал Spiegel. «У хозяев не было времени — и это было обеими сторонами воспринято как доброе предзнаменование. Ибо мирный процесс пришел в движение», пишет издание. На Ближнем Востоке происходит разом так много событий, что мудрено поспеть за каждым. По этой причине «ряд согласованных прежде встреч в Израиле и на палестинских территориях Штайнмайеру пришлось отменить».

Предлагаем оставить на совести издания замечание «у хозяев не было времени», когда речь идет об одном из наиболее влиятельных политиков в Евросоюзе. Важен факт. Вместо назначенных бесед он отправляется на гору Скопус, чтобы отнюдь не любоваться видом, а обратить взор исключительно на Восточный Иерусалим и открывающийся оттуда масштаб еврейских поселений, которые и есть главный камень преткновения в поисках компромисса. При этом совместная евро-американская установка неизменна: расширение и новое строительство израильских поселений на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме (по оценкам МИДа ФРГ, их число находится в пределах 200) не приемлемо. Приостановить, а в идеале полностью застопорить строительство поселений, чтобы потом этим фактом выторговывать у высокого палестинского партнера два обязательства: признать легитимность Государства Израиль и убедить сектор Газа сдать все оружие и получить к тому же обещание впредь отказаться от насилия по отношению к Израилю.

Из сообщений немецких СМИ не явствует, что по части приостановки строительства поселений достигнуто согласие с Израилем. Отмалчиваются аналитики и эксперты по Ближнему Востоку. А тут еще и глава ПНА М. Аббас повел себя неожиданно, просто под стать Ф.В. Штайнмайеру, которого израильтяне, видимо, заразили своей горячностью и непредсказуемостью. Аббасу скорее всего не понравилось высказанное Штайнмайером требование к палестинцам в части безопасности: «соблюдать обязательства, которые ими были прежде сделаны», как пишет Handelsblatt. Предварительное выдвигаемое Израилем условие для мирного решения — безопасность государства. Руководство ПНА по-прежнему не дает гарантий по поводу прекращения минометных и ракетных обстрелов с палестинской территории, что немецкая сторона также считает основополагающим условием переговорного процесса. Что касается обязательств со стороны Израиля, то, как свидетельствует The Jerusalem Post, Ш. Перес в ходе встречи с Ф.-В. Штайнмайером изложил ряд «последних значительных изменений на Западном берегу», охарактеризованных как «важный прорыв, который Израиль и палестинцы смогли увидеть воочию». Самое важное изменение, по его словам, заключалась в том, что 25 из 41 израильских контрольно-пропускных пунктов были демонтированы и это позволило достичь большей свободы передвижения и стимулировать дальнейший прогресс в экономических проектах, предпринятых Японией в Иерихоне, Францией в Вифлееме и Германией в Дженине.

Очевидный факт взаимопонимания лидеров ФРГ и Израиля, видимо, до такой степени возмутил Махмуда Аббаса, что он, заранее предупрежденный о прибытии Штайнмайера, под предлогом безотлагательности отбытия в Иорданию оставил вместо себя, как сообщает Deutsche Welle, высокопоставленного представителя ПНА Саиба Эриката. Тот поблагодарил правительство Германии за техническую и финансовую помощь, оказываемую палестинцам, и высказал надежду на укрепление позиций Европы в ближневосточных процессах. «Европа играет важную в продвижении мирного процесса между палестинцами и израильтянами, а также оказывает серьезную помощь в проведении реформ и развитии институтов власти в Палестинской автономии», — отметил палестинский чиновник, оставляя в стороне ответ на вопрос, отчего же Европа не удостоена данного признания из уст «благодарного» главы ПНА. Добавим, что в рамках ближневосточного визита шеф Федерального МИДа планировал принять участие в церемонии открытия в Рамалле учебных помещений для школьников 9-х и 10-х классов, построенных на средства немецкого правительства в рамках германо-палестинской инициативы «Будущее для Палестины», начатого в 2008 г. Но церемонию отменили, причем, как указано в СМИ, в связи с отъездом М. Аббаса. Что тоже непонятно, поскольку первоначальным протоколом открытие учебного учреждения (аналога советской школы продленного дня) было предусмотрено при участии палестинского министра планирования. Что случилось с Аббасом, мы знаем, а какая внезапная причина возникла перед этим министром и другими чиновниками, осталось тайной. Сайт МИДа ФРГ уточняет, что инициатива «Будущее для Палестины» была запущена в прошлом году благодаря усилиям Штайнмайера и палестинского премьер-министра Файяда. Цель инициативы заключается в реализации небольших, быстро реализуемых проектов для улучшения качества жизни палестинцев, особенно молодежи.

Отметим, что официальная пресса Иордании, в том числе Jordan Times, умалчивает факт нахождения в Иордании М. Аббаса, который прибыл в связи со срочной государственной или персональной необходимостью. Не исключено, что поспешное отбытие каким-то образом связано и с другой причиной — с началом второго раунда переговоров с США в лице специального ближневосточного посланника Джорджа Митчелла. В ходе переговоров, о начале которых не было официальных заявлений Израиля и США и которые были проведены в понедельник 6 июля с.г. в Лондоне, рассматривались разногласия между двумя сторонами по поводу еврейских поселений на Западном берегу. США хочет полностью остановить строительство поселений, создав основу для возобновления палестино-израильских мирных переговоров. Израиль настаивает на том, что строительство в существующих поселениях идет с учетом растущих семей, что стало раздражителем в отношениях с администрацией президента Барака Обамы. При этом Эхуд Барак в Лондоне заявил, что Израиль не исключает в перспективе введения временного моратория на строительство поселений. Позиция Махмуда Аббаса неизменна: «Мирные переговоры не могут быть возобновлены до тех пор, пока строительство поселений на палестинских территориях не будет полностью прекращено», отмечает Jordan Times.

Поселения — «вопрос, по которому обе стороны не находят общего языка», отмечает Spiegel. И, судя по результатам израильской части вояжа Штайнмайера, не нашли. Berliner Zeitung приводит в этой связи выражение Штайнмайера: «Время работает против мира», высказанное после его встречи с израильским премьер-министром без уточнения, по чьей же вине оно теряется. Но «решения не приходят за ночь», несколько раз повторил он, будучи в Иерусалиме, даже если это рассматривать в арабско-сказочном формате «тысяча и одна ночь». Тем не менее сомнительно, чтобы министр иностранных дел Германии смог даже не развязать, а слегка ослабить израильско-палестинский узел, уже эта цель была бы расценена как весьма амбициозная, что могло бы стать успехом гостя из Берлина, указывает Spiegel. Либерман, сам житель поселения, про которое, как и про другие 200, принято добавлять: «на оккупированных территориях», на вопрос издания, собирается ли Израиль заморозить их расширение, ответил: «Я так не думаю».

Одна из важнейших задач в ходе вояжа — сделать Сирию более сговорчивой в продвижении ближневосточной проблемы. Для этого она должна «играть иную роль, чем прежде, когда ее рассматривали в качестве союзника Ирана», пишет Spiegel. Отрезанный от важнейшего партнера на Ближнем Востоке, вовлеченный во внутриполитические баталии (уже не на улицах, а в коридорах высшей власти), неспособный решить важнейшие социальные проблемы, из-за которых не отменяется угроза массовых волнений, вплоть до государственного переворота, Иран может не только изменить свою позицию по отношению к Израилю, но и, что не менее важно, пойти на конструктивный диалог с Западом по вопросу о ядерной программе. А дипломатический капитал в Дамаске, который Штайнмайер посетил впервые в декабре 2006 г., накоплен, констатирует Spiegel. То есть все готово, остается только запустить политический механизм.

Сирийская составляющая поездки на Ближний Восток была обозначена Федеральным МИДом за две недели до вояжа. При этом имело место странное изменение тематики предстоящих переговоров.

В сообщении МИДа ФРГ от 24.06.2009 г. сказано: в ходе предстоящей встречи шефа внешнеполитического ведомства ФРГ Ф.-В. Штайнмайера и заместителя премьер-министра Сирии А. Дардари «основной упор будет сделан на связи Сирии с ЕС и на двусторонних отношениях». Через несколько часов повестка дня по каким-то причинам была изменена. Так, согласно официальной информации, 25 июня Штайнмайер встретился с Дардари. В центре обсуждения были три темы: мирный процесс на Ближнем Востоке, оценка и перспективы германо-сирийских отношений и региональные проблемы. Причем ожидалось, что оно будет продолжено в Дамаске.

Легко заметить, что вектор Сирия – ЕС вообще не упомянут.

Выделение первой темы в отдельную, хотя на первый взгляд она выглядит составляющей третьей темы, видимо, не случайно, поскольку в проблему урегулирования ближневосточного конфликта и обеспечения прочного мира втянуто, по существу, все международное сообщество, в том числе и Германия, представляющая одну из основных стран Евросоюза. В беседе шеф Федерального внешнеполитического ведомства подчеркнул «необходимость более быстрого прогресса в ближневосточном мирном процессе», для чего нужно достичь согласия всех сторон относительно «возвращения к прямым мирным переговорам по Ближнему Востоку». Для этого важно, по мнению Штайнмайера, вовлечь в них «умеренные силы в регионе» (не уточняя, какие силы он имеет в виду), чтобы подключить их к активному участию в миротворческих усилиях. Это задача и Сирии, указал он. Сайт МИДа ФРГ не приводит ответного высказывания на этот счет из уст сирийского вице-премьера, однако упоминает о том, что «Дардари подчеркнул важную роль ЕС в регионе Ближнего Востока». Оба высоких собеседника согласились с тем, что итоги выборов в Ливане — это «еще один важный шаг на пути к политической стабилизации в стране». В данном контексте Федеральный министр приветствовал обмен послами и установление дипломатических отношений между Сирией и Ливаном. «Это является важным вкладом в обеспечение стабильности в регионе в целом», — так оценил он данные усилия. Вместе с тем Федеральный министр выразил озабоченность состоянием прав человека в Сирии, выступил за освобождение сирийских правозащитников и активистов оппозиции, которые содержатся в тюрьмах. Таким образом, анализ их беседы не содержит ярко выраженного акцента на вопросе «Мирный процесс на Ближнем Востоке», о котором говорится в официальном документе скороговоркой. При этом немецкие СМИ отмечают, что высокие лица наверняка сверили позиции для того, чтобы Штайнмайер имел на руках все аргументы в предстоящем разговоре с Израилем, который числился в программе ближневосточного вояжа под номером один.

Комментируя предстоящий визит Штайнмайера в Сирию, агентство Syria-News указало со ссылкой на информационные источники в ФРГ, что «немецкий министр проведет переговоры со своим коллегой Валидом Муаллемом по различным горячим темам: положение в Палестине, арабо-израильский конфликт, ситуации в Ираке, Ливане, развитие двусторонних отношений между Берлином и Дамаском». Переговоры пройдут в первой половине дня во вторник, а во второй половине дня состоится пресс-конференция по итогам сирийских встреч. Иными словами, в интерпретации сирийских СМИ программа переговоров носит принципиально иной тематический характер. В информации Syria-News указаны министр по европейским делам правительства Германии Гюнтер Глузер, упомянувший о перспективности идеи подписания соглашения о партнерстве с ЕС, усиливающем региональную роль Сирии, и советник немецкого канцлера по вопросам безопасности Христоф Тониген, который, как планируется, посетит Сирию с визитом 14 июля с.г. (то есть следом за шефом МИДа ФРГ). Таким образом, согласно первоначальной версии МИДа ФРГ, окончательная повестка бесед в ходе визита Штайнмайера должна была выглядеть следующим образом: политический пакет (усиление региональной роли Сирии в решении ближневосточного конфликта и других проблем региональной безопасности) и экономический пакет (усиление хозяйственных контактов Сирии с ЕС и Германией).

ФРГ рассматривается Сирией не просто как важнейший экономический партнер, но и как то важное звено, с помощью которого Сирия может выйти на ЕС. «В последние годы, — отмечает Syria-News, — наблюдается улучшение германо-сирийских отношений, особенно экономических, в рамках которых Германия предоставляет поддержку Сирии в ее усилиях по достижению хозяйственной открытости. Это происходит, в частности, за счет развития экономической и финансовой политики и повышения эффективности управленческих структур».

О том, насколько будет сложна миссия Штайнмайера в Сирии, свидетельствовали, по существу, первые же высказывания президента Израиля Шимона Переса в главной встрече с Франком-Вальтером Штайнмайером (6.07.2009) по вопросу о контактах «Хизбаллы» с Ираном на предмет ее ракетного оснащения для использования против Израиля. Как подчеркнул Перес, сообщает Lebanese Broadcasting Corporation, для Сирии важно понять, что Израиль не просто намерен отказаться от Голанских высот в обмен на мир с Сирией и преподнести их, что называется, на блюдечке с голубой каемкой. Это стратегический выбор, потому что Израиль не пойдет на уступки, зная о прочных отношениях Сирии с Ираном, о продолжающейся поддержке «Хизбаллы» в целях укрепления ее военного потенциала. Беседуя с Федеральным министром, президент Израиля обусловил начало серьезных партнерских отношений с Сирией обязанностью Б. Асада «говорить правду по всем вопросам, касающимся его отношений с Ираном и «Хизбаллой», подчеркивает Lebanese Broadcasting Corporation. Однако встреча во вторник 7 июля высокого германского гостя с сирийским президентом такой готовности не показала. Поэтому вопрос об усилении региональной роли Сирии в качестве миротворческого звена в ближневосточном конфликте, каковым Сирия поначалу позиционировала себя в предварительных переговорах с ФРГ, отпал сам собой. Он оказался декларативным, а потому нежизнеспособным, отмечают немецкие СМИ.

Что же произошло в Сирии? По сообщению Deutsche Welle, в ходе переговоров Франка-Вальтера Штайнмайера с президентом Сирии Башаром Асадом и министром иностранных дел страны Валидом Муаллемом прозвучали призыв высокого немецкого гостя «к конструктивному участию в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке» и его убежденность в том, что «основа для установления мира на Ближнем Востоке должна быть заложена еще в нынешнем году». Чтобы достичь прогресса в мирных переговорах, необходимо «сдерживать разрушительные силы в регионе», заявил Штайнмайер. В этой связи он упомянул вооруженное формирование «Хизбалла», которому оказывает поддержку официальный Дамаск, и радикальное движение ХАМАС. Он также упомянул, что Израиль готов вести переговоры с Сирией без участия международных посредников, а глава сирийского МИДа в свою очередь заявил, что его страна будет участвовать в переговорах с Израилем при условии возвращения Сирии Голанских высот.

То есть речь шла о констатации тех позиций, которые были прежде, и никаких позитивных подвижек просто не случилось. Об этом Deutsche Welle сообщило: «Единства по вопросу о возобновлении сирийско-израильских переговоров достичь не удалось».

Четверть объема репортажа из Дамаска Spiegel посвятил описанию красот «Народного дворца», вторую четверть — рассказу о том, каким видится Германии участие Сирии в переговорном процессе. Репортаж озаглавлен: «Сирийские сувениры для Штайнмайера». Что это за сувениры, ясно из следующей журналистской реплики: есть признаки подвижек со стороны Дамаска, которые состоят в том, что Сирия «снижает тормозной потенциал» (выражение Штайнмайера), то есть понимает, что продолжение поддержки палестинского ХАМАСа и ливанской «Хизбаллы» — путь не совсем продуктивный. И все же, констатирует издание, «конкретных результатов не было», несмотря на полтора часа беседы. Ни единым словом немецкие СМИ не упоминают о планируемых беседах по экономическому пакету (усиление хозяйственных контактов Сирии с ЕС и Германией). До этого, судя по всему, вообще не дошло.

Трехдневная поездка Штайнмайера по странам Ближнего Востока завершилась визитом в Ливан, где он встретился с недавно избранным премьер-министром страны Саадом Харири, президентом страны Мишелем Сулейманом и спикером ливанского парламента Набихом Берри. Главной темой встреч стало участие Ливана в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В результате явного внешнеполитического просчета Франции, поставившей не на того кандидата в премьер-министры, а, значит, при упущенной ею возможности стать посредником между Ливаном и Сирией, Германия сделала попытку заменить выбывшее европейское звено. Однако маловероятно, что это случилось.

Рассматривать вояж следует в двух аспектах: временном и результативном. Временной предполагает ответ на вопросы: почему вояж предпринят именно сейчас и почему он столь быстр? Результативный: на что рассчитывал Штайнмайер и что получил? Ответ на последний вопрос в определенной степени дает отсутствие пресс-конференций — ни в одной из стран у журналистов не было возможности спросить у Штайнмайера, чего он добивался и каковы плоды его усилий.

Обратим внимание на то, когда состоялся вояж, — после заседания министров иностранных дел G8 в Триесте (25-27.06.2009) и накануне саммита G8 в Аквилe (8-10.07.2009). Это дает ответ на вопрос, почему сейчас и почему все так срочно: потому что в Триесте был одобрен некий план, о выполнении которого надо было доложить в Аквиле. Почему Штайнмайер, тоже понятно. Потому что Германия пытается перехватить лидерство главного европейского миротворца на Ближнем Востоке, каковым является Франция. Сделать это охотнее всего попытается Штайнмайер, чей политический рейтинг в последние дни подвержен весьма настораживающим перепадам. Напомним, что он — наиболее серьезная кандидатура на пост канцлера, а до выборов остались считанные недели. При этом, начиная с июля 2008 г., когда началась борьба за кресло канцлера, который, по традиции, означает первое лицо в германской государственности, популярность Штайнмайера шла по нарастающей. К началу нынешнего июля она достигла небывалого пика, как вдруг резко сменилась уровнем, самым низким (не исключено, что в связи с явными неудачами дипломатических усилий и с нарастающим числом убитых бундесверовцев в Афганистане) с июля 2008 г. Этот график, опубликованный журналом Focus, позволяет понять, почему у Штайнмайера были убедительные причины совершить демарш, призванный вернуть недавно взятую высоту. Поскольку в государстве сейчас накопился узел проблем, который безуспешно пытаются решить министры экономики и финансов вкупе с канцлером А. Меркель, которая теряет политические очки в глазах общества, предлагая неэффективные меры выхода из кризиса, необходим важный рывок, чтобы она и остальные конкуренты на основной пост в государстве оставили надежды и смирились с поражением.

Отметим при этом интересную особенность. Ангела Меркель — осторожный и расчетливый политик. Она умело пожинает лавры, когда кто-либо из кабинета министров добивается успехов, и способна оставаться в стороне, когда в перспективе такого успеха не уверена. По большому счету, она дальновидна. Ее рейтинг в последние дни взлетел вверх — и не потому, что ею была найдена панацея от экономических бед, а за счет фактического провала ближневосточной миссии Штайнмайера. И в самом деле, зачем Меркель вдаваться в подробности международных миссий (тот же Афганистан) или решение проблем, которым десятки лет (мир на Ближнем Востоке), если они предельно опасны с точки зрения перспективы потерять авторитет и популярность. Меркель ведет себя крайне осмотрительно, предпочитая отмалчиваться, как она это делает в отношении проблемных и кризисных регионов (Афганистан, Иран, Ближний Восток). За много лет не прозвучало ни единой ее программной речи, если говорить о ее видении региональных конфликтов в названных зонах. Для этого, как принято считать, есть, грубо говоря, мальчики для битья в лице минобороны Ф. Й. Юнга, который, к примеру, проявляет полную неосведомленность и беспомощность в ведении афганской темы, и главы МИДа Ф.-В. Штайнмайера, который уже или еще не добился таких прорывов, о которых можно было бы громко заявить: это победа немецкой дипломатии. Немецкий вклад ограничивается, по существу, значительными финансовыми впрыскиваниями; не случайно в той же Западной Европе бытует мнение о том, что ФРГ попросту откупается от проблем вместо того, чтобы решать их за столом переговоров. Прибавим к этому скандальную информацию Bild, появившуюся на днях: оказывается, несмотря на то что военнослужащие бундесвера исправно выплачивают деньги в страховой фонд, их семьи не вправе получить страховую сумму в случае их гибели в Афганистане; в документах не значится графа: «в случае войны». Так, семьи 21 погибшего в Афганистане бундесверовца оказались откровенно обманутыми страховыми компаниями. Страховые суммы выплачиваются из бюджета государства. «В каком же государстве мы живем?!» — восклицает по этому поводу Bild. Выплаты по страхованию жизни исключаются в том случае, если прямой или косвенной причиной смерти стали военные действия. Но в других действиях в Афганистане бундесвер не участвует, даже если просто охраняет ход строительства моста в горном кишлаке или патрулирует местность. Так что даже если есть туго набитый кошелек (в данном случае — немецких страховых компаний), то не всегда он столь охотно распахивается. Хотя, говоря шире, понятно, что наличие денег у компаний или у государства и дипломатическое мастерство — вещи разные.

«Роль министра иностранных дел Германии на Ближнем Востоке традиционно невелика», подчеркивает, подводя итоги поездки, Spiegel. Однако амбиции — тоже штука неоспоримая. Коль на политической арене присутствуют подчиненные А. Меркель, позиционирующие себя в качестве знатоков военного искусства и активных миротворцев в регионах, пропахших порохом, то, как говорится, флаг им в руки. Насчет активности — спору нет, и Штайнмайер и Юнг, безусловно, преуспели. Чаще, чем они, никто из их коллег по Евросоюзу в кризисные регионы не ездит. Хуже обстоит дело с успехом.

Возвращаясь к упомянутому в начале статьи информационному сопровождению, скажем о полном отсутствии реакции на поездку со стороны западноевропейских соседей: Австрии, Швейцарии, Франции, Италии. Мало того, ни в ходе поездки, ни после нее не прозвучало ни единого комментария ближневосточных политиков и экспертов, которых в ФРГ и в названных странах предостаточно. Очень схожая ситуация с ситуацией «Либерман в Европе»: тоже три страны, тоже отсутствие пресс-конференций. Тоже впечатление такое, что поездки будто и не было или, что хуже, ее не заметили. Тоже своего рода рекорд.

Если Штайнмайер определил для себя формулу: «Отсутствие результата — тоже результат», то поездку на Ближний Восток может считать состоявшейся. Как это скажется на его политических очках накануне выборов, покажут ближайшие дни.

52.36MB | MySQL:103 | 0,513sec