Оценки в Израиле и США изменения стратегии AIPAC. Часть 3

На промежуточных выборах в Конгресс в 2022 г. произраильская лоббистская организация – Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC) проводит новую политику, которая на сегодняшний день демонстрирует «впечатляющие результаты».

Генерал-майор в отставке д-р Эран Лерман, вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security), пытается разобраться в причинах, заставивших AIPAC изменить стратегию.

Он отмечает, что «за годы своего существования с момента основания в 1951 г., Американо-израильский комитет по общественным связям избегал прямого участия в выборах в Конгресс США и президентских выборах, хотя умело «ставил оценки» американским политикам по масштабам их поддержки и приверженности [Израилю], тем самым влияя на отношение к ним со стороны произраильски настроенных спонсоров и избирателей».

Эксперт отмечает, что текущий год выборов в Конгресс США — избирается вся Палата представителей треть Сената — считается особенно важным из-за политической поляризации в стране и возможности победы республиканцев, которая нейтрализует право президента принимать законы. «На этом фоне и перед лицом усиления антисионистского элемента в левом прогрессивном крыле Демократической партии руководство AIPAC решило отбросить свою традиционную осторожность и создать «Комитет политического действия» (PAC) и «суперкомитет» под названием «Объединенный демократический проект» (UDP, далее «Проект»), который мог бы, согласно закону США, направлять спонсорские средства на избирательные кампании, и особенно на очернение кандидатов, проблематичных для Израиля».

Э.Лерман считает, что такое решение основано на сочетании нескольких соображений:

Во-первых, необходимость время от времени демонстрировать политическую силу организации. Как и любой механизм сдерживания, имидж AIPAC в глазах Конгресса, администрации США и общественности — как силы, обладающей возможностью предотвратить нанесение ущерба основам особых израильско-американских отношений, – находится под угрозой, если очевидные проблемы не решаются успешно на протяжении длительного времени. Отмечается, что AIPAC в конце концов потерпел поражение в попытке предотвратить продажу Саудовской Аравии администрацией Рональда Рейгана самолетов-разведчиков AWACS, что на тот момент считалось крупнейшей вооруженной сделкой в истории США. Хотя произраильское лобби вынудило Белый дом приложить огромные усилия для достижения результата. Так же было на выборах 2002 г., когда двое антиизраильски настроенных конгрессменов (одна из них, Синтия Мак’Кинни, впоследствии участвовала в организованной Турцией «флотилии свободы») в конце концов потерпели поражение на праймериз от Демократической партии США на фоне их враждебной по отношению к Израилю позиции в разгар террористической активности.

Во-вторых, у AIPAC особую озабоченность вызывает агрессивное поведение членов Конгресса, известных как «отряд» (Александрия Окасио-Кортес из Нью-Йорка, Рашида Тлаиб из Мичигана и Ильхан Омар из Миннесоты), которые проводят яростную антиизраильскую политику. Эксперт указывает на то, что Р.Тлаиб, семья которой с Западного берега р. Иордан, недавно инициировала законопроект о проведении мероприятий по случаю дня палестинской «Накбы» («День Катастрофы», отмечается палестинцами 15 мая, на следующий день после дня основания Израиля; этот день связан с изгнанием и бегством палестинских беженцев). По мнению Э.Лермана, она отрицает право Израиля на существование. Он отмечает, что хотя «отряд» потерпел решительное поражение в голосовании по финансированию израильской ПРО «Железный купол» (420 против 10), он успел сорвать включение соответствующего пункта в общий закон о бюджете. «AIPAC действительно опасается действовать против них напрямую, хотя И.Омар и столкнулась с ожесточенной борьбой в своем округе. Цель в данном случае заключается в том, чтобы этот элемент в рядах широкого прогрессивного лагеря в Демократической партии не сохранился и не укрепился», – полагает эксперт.

В-третьих, из принципиальных соображений AIPAC стремится продемонстрировать свои возможности перед левыми конкурентами (такими как J-Street), еврейской общиной США и теми в Израиле, кто склонен к поиску других политических опор (в лице Республиканской партии, евангелистов). Лобби также старается доказать, что в отношении Израиля Демократическая партия США все еще не является «проигранным делом». В ней по-прежнему существует произраильский мейнстрим, принципиальные позиции которого отражаются в посланиях президента Байдена, несмотря на разногласия по иранскому вопросу. «Большая часть ее электората по-прежнему без колебаний поддерживает пакет помощи и другие проявления приверженности Израилю, и результаты праймериз 2022 г. должны усилить эту тенденцию и не допустить того, чтобы AIPAC отождествлялся только с Республиканской партией», – пишет эксперт.

Э.Лерман указывает на «ряд явных достижений по результатам вмешательства «Объединенного демократического проекта» в промежуточные выборы: в большинстве (но не во всех) избирательных округах США, где лобби мобилизовалось против кандидата, считавшегося для Израиля проблематичным, или, точнее, поддержало и профинансировало оппозиционного ему кандидата, – результатом стало поражение сторонников критической линии в отношении Израиля».

Эксперт упоминает 11-й округ Огайо, этнический состав которого гарантирует победу лицам афроамериканского происхождения. Здесь «Проект» организовал кампанию в поддержку произраильского кандидата Шонтель Браун (Shontel Brown). Она получила от него более миллиона долларов на внеочередных выборах, состоявшихся в 2021 г. после того, как освободилось место, и снова на праймериз в 2022 г., на которых она с небольшим перевесом выиграла у своего радикально настроенного оппонента – Нины Тернер (Nina Turner), которую поддержал Берни Сандерс и прогрессивные левые.

В 4-м округе Мэриленда, в ходе особенно важных предвыборных баталий «Проект» поддержал произраильского афроамериканского кандидата Гленна Айви (Glenn Ivey). Эксперт акцентирует внимание на том, что большая часть усилий была направлена ​​на победу над Донной Эдвардс (Donna Edwards), членом Конгресса с 2009 г. Проблема с ней заключалась в том, что «она относилась к прогрессистам, и то, как она голосовала, стало проблематичным с точки зрения друзей Израиля». Отмечается, что значительные суммы — более 6 млн долларов — были вложены в бот-атаки (контрагитацию), в результате чего освещались неудачи Эдвардс как женщины-конгрессмена. Старшие коллеги по партии – в том числе спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, чью позицию по отношению к Израилю эксперт определяет в терминах «обычно сочувствующая», – резко критиковали AIPAC и UDP за использование атак ботов на Д.Эдвардс. Несмотря на это в июле 2022 г. победил именно Г.Айви, сократив отставание примерно в двадцать процентов. Э.Лерман подчеркивает, что добиться этого и проложить нужному кандидату путь в Конгресс удалось в «явно демократическом округе», т.е. «послание тем, кто выбрал антиизраильскую линию, вполне очевидное».

Эксперт приводит еще один пример – в Северной Каролине в 4-м округе «Проект» поддержал также афроамериканку Валери Фуши (Valery Foushee) против Ниды Алам (Nida Alam) и других; из-за этого В.Фуши хоть и потеряла поддержку прогрессистов, но выиграла праймериз. В первом округе кандидат, поддерживаемый AIPAC, Дональд Дэвис (Donald Davis) победил Эрику Смит (Erica Smith), которую лобби тоже определило в качестве проблемного кандидата для Израиля.

Особое внимание Э.Лермана привлек 9-й округ Мичигана, который в последние два года представлял конгрессмен Энди Левин (Andy Levin), еврей, чей отец Сандер (до него был членом Палаты представителей от того же округа в течение 36 лет) и дядя, сенатор-ветеран Карл Левин, были видными политиками-демократами. Хотя Э.Левин определял себя как сиониста, тем не менее, в Конгрессе отождествлялся с теми, кто критически относился к политике Израиля по палестинскому вопросу, и придерживался линии J-Street. Поэтому «Проект» сплотился в поддержку его оппонента Хейли Стивенс (Haley Stevens), которая и одержала победу на выборах.

Э.Лерман считает, что «этот неполный список достижений продемонстрировал политическую мощь произраильского лобби в Вашингтоне (а также на местах) в критический момент и в разгар ожесточенного внутреннего конфликта за будущее Демократической партии США. В то время как власть прогрессивных левых крепнет — перед лицом экстремизма «в духе Трампа» по ту сторону баррикад — результаты, особенно в Мичигане и Мэриленде, доказали, что по-прежнему существует прочная основа для поддержки Израиля, и что основная часть Демократической партии, которой принадлежит президент Байден, способна и желает противостоять экстремистским тенденциям».

По мнению эксперта, «именно значимость достижений UDP привела к беспрецедентно резкой реакции со стороны еврейских левых элементов в США. Не только явные антисионистские голоса, такие как радикальное движение «Еврейский голос за мир», но и лобби J-Street, считающее себя представителем на американской арене израильских левых сионистов, выбрали путь радикальной делегитимации AIPAC и его моделей участия в политической жизни». Э.Лерман полагает, что для левых «сам факт того, что некоторые доноры UPD являются республиканцами, и организация поддерживает (наряду с упомянутыми выше демократами) десятки кандидатов от Республиканской партии на выборах в ноябре 2022 г., лишает AIPAC права играть какую-либо роль в жизни Демократической партии США и в американской политике в целом». «С точки зрения левых — и значительной части еврейства США — те, кто оспаривает результаты президентских выборов 2020 г. и проявляет какие-либо признаки симпатии к тем, кто напал на Конгресс в январе 2021 г., «перешли последнюю черту» и стали врагами демократического порядка. Это также отразилось в выступлении президента Байдена в Филадельфии, когда он раскритиковал республиканцев и MAGA (кампанию Трампа под лозунгом Make America Great Again) как тех, кто отказывается признавать авторитет Конституции. В условиях крайней поляризации позиция AIPAC в пользу двухпартийной поддержки Израиля подвергается нападкам со стороны левых на принципиальном уровне», – пишет эксперт.

Он отмечает, что дебаты по партийным расхождениям сказываются на позициях по существенным вопросам, главным из которых является иранская ядерная программа. «В то время как AIPAC внимательно прислушивается к позиции израильского правительства, J-Street (действия которой определяются взглядами определенных сотрудников израильской службы безопасности и разведки) предпочла решительно поддержать возвращение к ядерной сделке с Ираном и мирное урегулирование конфликта с Тегераном». Э.Лерман напомнил о необычной реакции премьер-министра Израиля, который «резко заявил о том, что поддержка J-Street примирения с Ираном ставит под вопрос претензии этой организации считать себя сионистской и произраильской».

В этих обстоятельствах, полагает Э.Лерман, «решение AIPAC отступить от своей традиционной политики и напрямую вмешаться в политическую борьбу в США следует рассматривать как послание, направленное также и Израилю. В частности, оно адресовано тем в израильской политической и профессиональной системе, которые склонны, особенно в последние годы и не без оснований, рассматривать Демократическую партию как «безнадежное дело», и в контексте поддержки Израиля делать ставку на республиканскую «базу» – евангелистов, ортодоксальных евреев, – а не на основные течения либерального американского иудаизма. Таким образом, достижения политической кампании AIPAC свидетельствуют о том, что борьба за благосклонность Демократической партии и, следовательно, за будущее отношений между Израилем и американскими евреями имеет долгую перспективу».

При этом эксперт считает, что Израиль имеет «законное право предъявлять требования американскому еврейству или, по крайней мере, его широким кругам, которые считают себя преданными Израилю и его безопасности, но голосуют за демократов и испытывают симпатию к нынешней администрации». По его мнению, «в условиях иранской ядерной проблемы они должны быть готовы принять участие в кампании, включая шаги в Конгрессе, которые заставят администрацию Байдена выполнить свои обязательства и остановить дрейф в сторону плохого, «слабого и краткосрочного» соглашения (тогда как он обещал стремиться к «более прочному и долгосрочному» соглашению и в процессе дать Израилю свободу действий)». Он настаивает на том, что «двухпартийная поддержка важна, но это средство, а не цель. Если есть кто-то, кто не согласен с тревожными данными, которые предоставляет Израиль [по иранской ядерной программе], имеет право на предметное обсуждение этого вопроса. Но те, кто предостерегают Израиль от противостояния действующему президенту, за которого проголосовало большинство американских евреев, забывают ужасный урок времен Рузвельта. Это был президент, которым американские евреи восхищались и за которого голосовали в соотношении девять к одному, но он и пальцем не пошевелил, чтобы спасти европейских евреев, за исключением тех случаев, когда было уже слишком поздно». При этом Э.Лерман делает оговорку, что, конечно «сравнение с Байденом не уместно, т.к. он гораздо более привержен Израилю, чем Рузвельт, тем не менее, необходимо помнить и напоминать, что вызов со стороны Ирана равносилен экзистенциальной опасности»[i].

[i] אןאיר  עם הגרעין עסקת על והמאבק J-Street עם העימות במבחן AIPAC של החדשה האסטרטגיה / JISS. 14.09.2022. https://jiss.org.il/he/lerman-aipacs-new-strategy/

53.03MB | MySQL:103 | 0,445sec