Судан: цена мира

В последнее время эксперты и аналитики по ситуации в Судане все больше стали склоняться к мнению о том, что шансы южносуданской политической элиты, поддерживающей идею отделения Юга от Севера, добиться выгодного для себя решения на соответствующем референдуме, крайне малы. Также утверждается, что сохранение «единого и неделимого Судана» всецело отвечает интересам Хартума, который поэтому всячески поддерживает такие настроения («нам не зачем отделяться, с Севером надежнее и безопаснее», «если отделяться, то, как быть с нефтедолларами» и т.д.) в Южном Судане.

Однако, в реальности ситуация куда сложнее, правда, в то же время и значительно определеннее, чем может показаться со стороны. Поэтому стоит подробно – от простого к сложному – разобраться в современных коллизиях ситуации «Юг-Север».

Итак, начнем с базового компонента: чего больше всего хотят на Юге и на Севере Судана? Ответ, разумеется, крайне прост: нормальной сытой мирной жизни, без войн и насилий.

Теперь вопрос посложнее: как этого добиться? Анализ политической истории Судана 1955 – 2009 гг. дает нам три варианта ответа на данной вопрос: независимость Юга, «Новый Судан», жесткая диктатура.

Разберемся поподробнее с каждым из вышеперечисленных вариантов. Начнем с независимого Юга. Некоторым может показаться странным, но это факт, что идея независимого Юга в её современном виде плод мысли британских колониальных идеологов, рассчитывавших «суверенизировать Юг» с тем, чтобы в дальнейшем «добровольно» присоединить его либо к Кении, либо к Уганде, бывших на тот момент полноправными британскими колониями в отличие от Судана, бывшего до 1956 года «Англо-египетским кондоминиумом».

Именно британской политикой изоляции южносуданских районов от северных во многом объясняется та цивилизационная, культурно-идеологическая пропасть, отделяющая сейчас большинство южан от северян. Помня об этом, Джон Гаранг де Мабиор, пожалуй, самый известный южанин ХХ века, разработал другой вариант ответа на поставленный выше вопрос.

Гаранг предложил концепцию «Нового Судана», Судана «суверенного, демократического, децентрализованного, поликультурного, полирасового, полиэтнического, поликонфессионального и многоязыкового». Формально, кстати, эта концепция победила, так как приведенные выше характеристики «Нового Судана» являются частью ст.1. гл. 1 Временной конституции Судана 2005 года.

На деле, конечно, все совершенно иначе, сегодняшний Судан можно признать лишь суверенным государством, а все остальное лишь благожелательные декларации.

Таким образом, мы переходим к последнему варианту – жесткой диктатуре, причем, если возьмем временной отрезок с 2005 по 2009 гг. то можно увидеть очень интересную картину, хотя, сразу стоит оговориться, что следующий тезис достаточно спорен, своего рода «двойственной диктатуры», где режим С.Киира и СНОД южная диктатура, а режим О.аль-Башира и НКС северная.

Вообще история современного Судана до 2005 года знала две основных разновидности диктатур: военно-традиционалистскую, когда армия опиралась на сторонников дервишеских орденов «Аль-Ансар» и «Аль-Хатмийя» и их политические партии, и военно-исламистскую, где политической опорой вооруженных сил выступали сторонники исламо-фундаменталистского движения во главе с Хасаном ат-Тураби.

Итак, мы видим, что политические элиты Судана, как южная, так и северная, вынужденные ориентироваться на запросы большинства населения, пытались добиться достижения своей основной цели, пробуя эти варианты. Ни один из них так и не принес им желаемого результата.

Однако, негативный результат ещё более ценный, чем положительный. Опыт взаимоотношений южан и северян, накопленный с 1955 и по настоящее время, убедительно показывает, что южанам и северянам никогда не построить того единого и неделимого «Нового Судана», о котором так мечтал Гаранг. Что же остается?

По мнению автора ответ прост, хотя принять его тяжело: отделение Юга и становление независимого полноценного демократического южносуданского государства. Можно, правда, заметить, что этот вариант уже был опробован и дал негативный результат. Так оно и есть, за исключением, одного маленького нюанса, до сих пор отделиться от северян пытались южане, а сейчас «голубая мечта» Хартума забрать себе Абъей и отделиться от своей вечной «головной боли» — Юга. Разумеется, и южане, и северяне не смирятся с потерей нефтяной кладовой Судана – провинции Абъей, как итог возможен новый виток военного противостояния Юга и Севера.

Это прекрасно понимают и в Джубе, и в Хартуме. Абъей – ключ к решению проблемы Юга и Севера, вопрос только в том, как им воспользоваться. Этим ключом, как уже говорилось выше можно запустить новый виток гражданских войн в Судане, а можно и открыть дорогу к мирному сосуществованию и процветанию южан и северян.

Подытоживая, стоит выделить два варианта развития ситуации в Судане в свете всего вышеперечисленного:

— Первый вариант, наиболее, на наш взгляд, вероятный состоит в том, что решение гаагского арбитражного суда не устроит обе стороны, в результате произойдет военный конфликт, который приведет к тому, что в регионе возникнет ситуация «Ни мира, ни войны», тормозящее социально-экономическое и политическое развитие, как Юга, так и Севера (см. положение в 1990-е гг. в Судане). Понятное дело, что в таких условиях даже решительный прорыв на дарфурском направлении (если он вообще состоится на фоне новой гражданской войны Юга и Севера) будет нивелирован крайнем обострением отношений между двумя крупнейшими и важнейшими частями страны.

Второй вариант, менее вероятный, но более оптимистичный, заключается в мирном и взаимовыгодном урегулировании абъейской проблемы, благодаря чему станет возможным запуск постепенного многоступенчатого перехода от «Нового Судана» к «Судану двух братских государств». В рамках этого процесса обе стороны (Джуба и Хартум) будут в одинаковой степени сильно заинтересованы в скорейшем завершении мирного процесса в Дарфуре, что поспособствует разрешению этого кризиса.

Как бы там ни было одна вещь останется неизменной: южане и северяне будут жить вместе, но в разных государствах, уровень и характер отношений между которыми во многом закладывается уже сейчас поступками и решениями политических элит Юга и Севера Судана.

62.83MB | MySQL:102 | 0,483sec