Об использовании президентом ИРИ М.Ахмадинежадом особенностей шиитского мировоззрения

Последние годы президент ИРИ  М. Ахмадинежад всё более активно использует особенности шиитского мировоззрения как инструмент идеологического противодействия оппозиционным силам – в основном, консервативному и умеренному духовенству, технократам, либерально-реформистскому крылу.  В ответ, некоторые представители духовенства Ирана обвиняют президента в «милленаризме».

Что такое шиитский милленаризм и какую роль играет это понятие в нынешних политических спорах в Иране? Термин милленаризм исходит из раннего Христианства от латинского слова «mille», что значит «тысяча». Среди христиан – это мистическое учение о предстоящем на земле «тысячелетнем царстве божьем», что должно наступить после возвращения Христоса на землю. Но, со временем, термин приобрел более широкое значение: убеждение в любом религиозном, социальном или политическом обществе о предстоящей роковой перемене, в которой коррумпированные и грешные будут наказаны и после которой наступит некая утопия. Подобные понятия существуют в иудаизме и зороастризме. Согласно шиитскому мировоззрению, пришествие имама Махди (он же Скрытый имам, двенадцатый имам (часто называемый Имамом эпохи (Имам-е заман)) состоится накануне Судного дня, в который коррумпированные политики и бесчестные богословы будут отстранены, и  на земле установится справедливое исламское правление. Таким образом, любое правительство, предшествующее приходу Скрытого имама, по определению является несправедливым и  коррумпированным. Данный тезис заложен в основу религиозно-философского учения квиетизма, в соответствии с которым духовенству не следует участвовать непосредственно  в управлении государством. Ряд шиитских богословов, в том числе аятолла Хоссейн Боруджерди в Иране и великий аятолла Али Аль-Систани в Ираке разделяют эту позицию.

Но консервативное иранское духовенство разделяет другую позицию, ссылаясь на труды аятоллы Хомейни, в которых идеолог исламской революции обосновывает данное богословам право временно управлять исламским государством до пришествия Скрытого имама.  «Новшество» М. Ахмадинежада состоится в том, что президент ИРИ пытается применить это право к себе, хотя он не является богословом ни по происхождению, ни по образованию. Он всё чаще и чаще связывает себя со Скрытым имамом, что вызывает у части иранского духовенства недовольство, и обвинения в том, что М. Ахмадинежад использует веру в возвращение Скрытого имама в своих политических интересах, то есть обвиняют его в милленаризме. Следует отметить, что при появлении двенадцатого Скрытого имама, исполнительная и духовная власть в иранском государстве и обществе становится лишней, так как власть должна перейти к возвратившемуся имаму.

В августе 2008, консервативный Американский политический фонд, Американский институт предпринимательства для исследования общественной политики (American Enterprise Institute for Public Policy Research), опубликовал хронологический анализ содержания заявлений президента ИРИ на тему скорого пришествия мессии и религиозных высказываний президента. Спекуляции М. Ахмадинежада о своём неком божественном предназначении свидетельствует о последовательном превалировании в них политического акцента над религиозным.  С целью демонстрации этой тенденции его заявления могут быть разделены на четыре этапа (Таблица 1). 1

Таблица 1

Трансформация смысла заявлений М. Ахмадинежада и его сторонников о скором пришествии Скрытого имама

Этап/общая направленность

Основные идеи

I. Упоминание учения о «Махдавияте» (пришествии имама Махди) как такового ·    Вера в Спасителя усиливается;

·    Скорейшее пришествия Имама эпохи — есть цель правительства;

·    Все события в мире предрешены Имамом эпохи;

·    Политика в сфере культуры ориентирована на подготовку условий пришествия Спасителя;

·    Вооруженные силы ИРИ являются вооруженными силами Имама эпохи.

II. Чудеса ·    М. Ахмадинежад – есть чудо третьего тысячелетия;

·    Имам эпохи присутствовал на выступлении М. Ахмадинежада в Колумбийском университете (США);

·    Запуск Ираном ракеты – есть проявление чуда;

·    М. Ахмадинежад избежал похищения и убийства во время пребывания в Багдаде и Риме благодаря вмешательству чуда;

·    Правление М. Ахмадинежада потерпело бы крах, если бы это не было угодно Имаму эпохи.

III. Идеологическая составляющая ·    Вера в Имама эпохи гармонично согласуется с  принципом верховенства духовного лидера аятоллы А.Хаменеи;

·    Между иранским национализмом и культом Имама эпохи существует прочная связь;

·    Исламская Республика существует и выживает благодаря воле Имама эпохи;

·    Имам эпохи — вершитель всех событий в мире;

·    Необходимость демонстрации поклонения и учтивости при  упоминании Имама эпохи;

·    Необходимость более частого упоминания Имама эпохи;

·    Исламская Республика является ранним воплощением правления Имама эпохи;

IV. Идентификация врагов Имама эпохи ·    Лица, позволяющие публикацию богохульных высказываний в отношении Имама эпохи;

·    Лица, высмеивающие заявления М. Ахмадинежада об Имаме эпохи;

·    Некий базирующийся в США комитет, порочащий имя Имама эпохи;

·    США, вторгшиеся в Ирак в попытке найти и уничтожить Имама эпохи или отсрочить его пришествие;

·    Лица, подвергающие критике веру М. Ахмадинежада в Имама эпохи;

·    Лица, упоминающие Имама эпохи для того, чтобы сеять смуту;

·    Шиитское духовенство;

·    Лица, отрицающие связь между правлением М. Ахмадинежада и Имамом эпохи;

·    Лица, невидящие ореол света, исходящий от М. Ахмадинежада;

·    Лица, препятствующие борьбе правительства М. Ахмадинежада с коррупцией;

·    Лица, высмеивающие поклонение правительства М. Ахмадинежада мечети «Джамкаран», которое считается прибежищем Имама эпохи.

Американский институт предпринимательства для исследования общественной политики, Но. 5, август 2008

Автор статьи (Али Альфонех, доцент в Американском институте предпринимательства и кандидат науки в Университете Копенгагене) утверждает, что указанные в первой подгруппе заявления, представляющие собой общее упоминание Имама эпохи и неизбежность его пришествия, вводят в современный иранский политический лексикон аргументацию о милленаризме (религиозная доктрина о пришествии мессии)  и готовят  общественное мнение к тому, что политика М. Ахмадинежада, основанная на вере в мессию, является справедливой.  Президент ИРИ и его сторонники утверждают, что вера в спасителя является благостью, а не религиозным суеверием, и что политика правительства ориентирована на подготовку условий для пришествия Скрытого имама.

По завершении первого этапа, когда общественное мнение оказывается уже вовлеченным в дискуссию о пришествии мессии, начинается второй  этап, в рамках которого делаются заявления о том, что Скрытый имам (он же Имам эпохи) покровительствует чудесной миссии М. Ахмадинежада и его администрации. Президент ИРИ и его сторонники считают, что «неудачная попытка американцев похитить и убить» М. Ахмадинежада, а также его «победы», такие как его «пламенная речь» перед главами государств на Генассамблее ООН в 2008 г., есть не что иное, как чудотворное вмешательство имама Махди. Иранские СМИ также публиковали комментарии М. Ахмадинежада о том, что «он чувствовал над собой светящийся нимб и ощущал присутствие Имама времени, когда выступал в Колумбийском университете». Подобная риторика призвана  закрепить в общественном сознании установку о божественном предназначении миссии М. Ахмадинежада. Представители духовенства с подозрением воспринимают заявления М. Ахмадинежада о  чудесах и прямых контактах с имамом Махди и считают, что действия президента ИРИ представляют собой попытки вмешательства политики в религию, которую духовенство рассматривает как сферу своего монопольного влияния.

В рамках третьего этапа президент ИРИ и его сторонники включают в риторику о скором пришествии имама Махди идеологические содержание. Именно на этом этапе в дискуссию вмешивается один из духовных отцов М. Ахмадинежада аятолла Мохаммад-Таги Месбах-Йязди, утверждающий, что вера в Скрытого имама гармонично сочетается с  приверженностью принципа верховенства духовного лидера ИРИ А.Хаменеи («велаят-е факих»). Таким образом, М.Т.Месбах-Йязди пытается объединить указанные понятия, доказывая, что Исламская Республика представляет собой раннюю форму правления Скрытого имама, единственного правителя мира.

Даже заявления о том, что правление М. Ахмадинежада представляет собой, так называемый в шиизме «период малого пришествия Скрытого имама» («Зохур-е согра»), призваны вызвать в общественном сознании некие параллели с «Малым и Большим исчезновением имама Махди» и сформировать соответствующие идеологические установки.

Общая риторика заявлений М. Ахмадинежада в рамках третьего этапа является  малопонятной и скорее экзотической не только для носителей западного менталитета и культуры, но для многих иранцев-шиитов. Ряд ведущих иранских клерикалов критически высказываются о злоупотреблении М. Ахмадинежада массовыми религиозными верованиями. В ответ на критику представителей духовенства президент ИРИ и его сторонники изменили направленность своих публичных заявлений (четвертый этап), выставляя в них своих оппонентов в качестве врагов Всевышнего.

Вывод Альфонеха в конце этой статьи (в августе 2008), что президент ИРИ пытается перехватить для себя и использовать религиозный авторитет, чтобы укрепить позицию Корпуса стражей исламской революции (его союзники) в ущерб части духовенства, был подтверждён недавними событиями в связи с президентскими выборами. КСИР помог Ахмадинежаду противостоять требованиям оппозиции о пересчёте голосов. Но другой прошлогодний вывод автора, что Ахмадинежад подрывает авторитет рахбара Хаменеи своими заявлениями об Имаме эпохи, опровергнут недавними событиями, в разгаре которых Хаменеи однозначно и многократно поддерживал Ахмадинежада, которому он полностью покровительствует.

Итак, следует отметить некую опасность для исследователя политических событий в Исламской Республике Иран преувеличивать значения религиозных высказываний и М. Ахмадинежада и любого иранского политика, не учитывая контекста речевой культуры Ирана, особенно в политической сфере, где свойственны утрирования, громкие высказывания, и ссылки на религию.

1.http://www.aei.org/docLib/20080820_No523414MEOg.pdf       

52.51MB | MySQL:103 | 0,473sec