Наступление дня «Х» для Абъея

22 июля с.г. Международный арбитражный суд (МАС) в Гааге опубликует результаты демаркации границ суданского штата Абъей. Это серединный штат страны, вокруг которого было сломано «много копий».

Во-первых, на протяжении всей гражданской войны между Севером и Югом территория штата являлась «яблоком раздора» и полем постоянных боевых действий. Во-вторых, в штате разведаны значительные запасы углеводородов, что переводит вопрос о его будущей государственной принадлежности в область стратегическую.

На днях представитель ООН в Судане Ашраф Гази выступил с обвинениями в адрес руководства Суданского Народно-Освободительного Движения (СНОД), подчеркнув, что южане до сих пор не вывели с территории штата свои воинские формирования. Соответствующее соглашение о демилитаризации Абъея является ключевым пунктом Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). Место противоборствующих сторон, согласно указанному соглашению, должны были занять т.н. «смешанные» части, сформированные из военнослужащих суданской армии и СНОД. Сразу отметим, что эта идея фактически провалилась. Эти части, и то очень малочисленные, существуют фактически только на бумаге. А.Гази особо подчеркнул, что южносуданские власти продолжают сохранять боеспособные части в ключевых районах Абъея. Кроме того, наблюдателей ООН не допускают в два района Абъея: Агок и Акук.

Естественно, руководство СНОД как на уровне исполнительной, так и законодательной ветви власти категорически опровергают все обвинения в свой адрес. Более того, было заявлено, «что А.Гази дезинформировали представители Хартума, которые сами стягивают войска в нефтеносные области штата». При этом было косвенно подтверждено, что в штате находились войска, но они были передислоцированы туда временно в связи с визитом в Абъей лидера СНОД С.Кира на прошлой неделе. Причем говорилось ни о каких-то крупных войсковых соединениях, а о «группах телохранителей». Визит С.Кира был обставлен как «поездка дружбы», с целью предотвращения этнических столкновений в штате после объявления результатов демаркации. Напомним, что вся проблема состоит в том, что штат населяют два племени-антагониста: мессерия (кочевники, и соответственно, сторонники Хартума) и динка (представители которого составляют традиционный костяк СНОД).

Как обстоит дело в действительности?

Представляется, что А.Гази сильно прав. По данным независимых наблюдателей, южане грубо нарушили достигнутые ранее договоренности и разместили в штате до двух дивизий своих войск. Причем эти военнослужащие распылены по штату мелкими группами. Естественно, южносуданская дивизия по численности сильно отличается от аналогичного формирования любой из европейских стран. Но до 10 тыс. человек вместе они насчитывают. Кроме того, южносуданцы имеют в штате тяжелое вооружение. Это, прежде всего, танки. Их немного, но их дислокация позволяет им довольно быстро и оперативно подойти к спорным границам штата. Плюс к этому среди местных динка имеется некоторое количество иррегулярных воинских формирований.

Северяне расположили свои части в основном по северной границе, и их дислокация сильно уступает южносуданской с точки зрения боевой тактики.

Впрочем, это уже имеет мало значения. Международный арбитражный суд в Гааге 22 июля с.г. вынесет не устраивающее Джубу решение. Напомним, что южане настаивают на демаркации, проведенной аж в 1957 году, что категорически не устраивает Хартум. И, похоже, что теперь он побеждает в этом споре.

Это очень важная победа президента Судана Омара аль- Башира. Можно сказать, что она принципиальная. Джуба вынуждена пойти на компромисс, причем с очень большими издержками для себя. Деление штата по сценарию Хартума означает отход большей части углеводородных месторождений от еще призрачного нового независимого государства на Юге. Сам по себе этот факт может означать первый шаг к невозможности провозглашения такого государства в результате референдума в 2011 году. Нынешняя победа суданских властей не могла бы состояться без активной поддержки в этом вопросе со стороны США. Спецпредставитель США по Судану С.Грейшен сделал все возможное, чтобы демаркация, проведенная МАС, была принята южанами. Этим самым он делает очень важный шаг на пути выполнения ВМС и одновременно фактически предопределяет итоги референдума. Такая позиция сейчас четко определяет стратегию американцев, которым надо быстро достичь нескольких целей: А) сдвинуть ВМС с «мертвой точки», даже путем ущемления интересов лояльных им южан; В) попытаться технически предопределить итоги референдума о независимости Юга в пользу единства Судана. Следующий шаг – проведение всеобщих выборов в 2010 году.

В настоящее время С.Грейшен находится в Судане, где решает параллельно сразу несколько задач, в том числе и по вопросу Абъея. Судя по отзывам Грейшена о результатах визита – они более чем положительные. Ему вторят суданские чиновники. Все это только подтверждает тезис о том, что США делает ставку на Хартум, а не на Джубу, в рамках свой долгосрочной стратегии.

Возможны ли какие-то волнения в Абъее после объявления результатов демаркации 22 июля с.г.?

Представляется, что нет. Американцы сделали все возможное, чтобы этого не допустить. И визит южносуданского лидера С.Кира в Абъей на прошлой неделе преследовал цель прежде всего убедить вождей динка «не поднимать бузу». Без поддержки СНОД всякое вооруженное противостояние в Абъее невозможно. Тем более, что по некоторым данным, С.Кир все-таки отдал приказ об отводе войск из Абъея.

Южане пошли на такое развитие событий от безысходности. У них нет выбора. Это видно хотя бы потому, что СНОД отказался посылать под предлогом отсутствия финансовых средств представительную делегацию в Гаагу для присутствия при объявлении результатов демаркации. Денег у южносуданцев действительно нет, но кажется, что здесь шаг больше демонстративный.

52.11MB | MySQL:103 | 0,508sec