О развитии экономики Алжира

В течение десятилетий Алжир считался аграрной страной и полностью обеспечивал продуктами питания не только внутренний рынок, но и страны Европы.

Однако после получения независимости в 1962 г. страна начала интенсивно добывать и экспортировать нефть. Доходы от экспорта энергетического сырья позволили Алжиру в 1970-е годы развернуть программу индустриализации.

Страна избрала импортозамещающую модель развития, что привело к образованию высококонцентрированного обрабатывающего сектора, который находился в государственной собственности. Благодаря специальным защитным барьерам, предприятия не испытывали конкуренции со стороны иностранных компаний. При этом обрабатывающая промышленность изначально зависела от импортируемого сырья, оборудования и комплектующих.

В начале 1990-х годов импортные закупки сократились, а внешняя торговля была либерализована. Как следствие, доля обрабатывающего сектора в ВВП значительно сократилась.

В итоге, по данным Международного валютного фонда, экономика Алжира того периода имела следующую структуру: почти 38% ВВП производилось в нефтегазовой отрасли, 9% — в сельском хозяйстве, 8% — в секторе строительства и всего 6% приходилось на обрабатывающую промышленность.

При этом доля услуг, производимых в государственном секторе, была достаточно велика и составляла 10%.

Следует отметить, что за последние 7-10 лет вклад в ВВП отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) существенно возрос (на 13%), а строительства и обрабатывающей промышленности, напротив, снизился.

Доля государственного сектора осталась неизменной, в районе 10-12% ВВП. Увеличение же доли нефтегазовой отрасли свидетельствует об усилении структурных диспропорций в экономике Алжира и зависимости страны от ТЭК.

При анализе эффективности экономики Алжира необходимо учитывать не только вклад каждого сектора в ВВП, но и число занятых.

Так, в 1994-2003 гг. в среднем в сельском хозяйстве было занято 20% экономически активного населения, в государственном секторе – 23%, в строительстве – 12%. В добывающей и обрабатывающей отрасли – всего 8%.

Данная статистика свидетельствует о высокой производительности добывающей и обрабатывающей промышленности, низком развитии агропромышленного комплекса и чрезмерно «раздутом» государственном секторе.

Более того, на протяжении многих лет Алжир сталкивается с проблемой безработицы. Причем наиболее негативным для экономики является значительная безработица среди молодежи. На Диаграмме 1 представлена динамика безработицы и реального ВВП в 1994-2004 гг.

Диаграмма 1

Динамика безработицы и реального ВВП в 1994-2004 гг.,  %

Источник: IMF Country Report No. 06/101, March 2006.

Несмотря на снижение безработицы в Алжире с 2000 г., ее уровень по-прежнему намного выше, чем в других странах региона и ОПЕК (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2

Уровень безработицы в Алжире, Тунисе, Марокко, Иране и Египте

в 1999-2004 гг., %

Источник: IMF Country Report No. 06/93, March 2006.

Еще одной особенностью экономики Алжира является значительная доля государственного сектора.

На протяжении нескольких десятилетий распределение всех ресурсов в экономике, производство, ценообразование и кредитования осуществлялось при помощи административных рычагов. Первые попытки реформы государственного сектора были предприняты в 1994 г.

В частности, большинству компаний предоставили финансовую самостоятельности, а имеющуюся на тот момент задолженность списали. Однако реформы оказались неэффективными, так как  компании не имели практики самостоятельного ценообразования, оставались убыточными и продолжали использовать доступные банковские кредиты.

В 1995 г. было создано 11 отраслевых холдингов, целью которых было реструктуризировать предприятия, а затем приватизировать их.

Компании сразу были разделены на 3 группы:

·       те, которые необходимо было закрыть;

·       те, которые подлежали реструктуризации;

·       те, которые можно было сразу продать.

Следует отметить, что большинство компаний попало либо в первую, либо во вторую категорию.

Что касается приватизации, то 100% частный капитал допускался во все отрасли, кроме финансового сектора, нефтегазовой отрасли, связи. В результате приватизации было продано 400 компаний. Однако доля государственного сектора в экономике остается значительной: 1.2 тыс. предприятий по-прежнему находятся в государственной собственности.

При анализе экономики Алжира необходимо обратить внимание на особую роль нефтегазовой отрасли.

Располагая значительными запасами энергетического сырья, страна является одним из основных экспортеров нефти и газа на мировом рынке.

С одной стороны, это позволяет Алжиру получать большие доходы от экспорта. Именно благодаря этому у страны один из самых высоких показателей подушевого ВВП (см. Диаграмму 3).

Диаграмма 3

Динамика реального подушевого ВВП в 1999-2004 гг., %

Источник: IMF Country Report No. 06/93, March 2006.

С другой стороны, большая доля экспортных доходов в общих доходах делает экономику крайне уязвимой от колебаний мировых цен на нефть. Например, резкое падение мировых цен на энергоносители в 1980-е годы, а также их «скачки» со 145 до 45 долл. за барр. в 2008 г. подорвали поступательное экономическое развитие страны.

Негативную роль в развитии Алжира сыграла также внутриполитическая нестабильность на протяжении последних десятилетий и особенно борьба за власть в 1990-е годы. В результате военных действий снизился уровень жизни населения, увеличилось социальное расслоение и безработица, возросла зависимость от нефтегазового сектора, пришло в упадок сельское хозяйство.

Для более полного анализа структуры экономики сравним данные по Алжиру с аналогичными показателями по странам Магриба (общее название Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса) и ОПЕК (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительные показатели по Алжиру, странам Магриба и ОПЕК, в % к ВВП

Показатели

Алжир

Страны Магриба

ОПЕК[1]

Подушевой ВВП (в долл.)

2627,0

2605,0

8594,0

Подушевой ВВП без учета

«нефтяных» доходов (в долл.)

2331,0

2024,0

5331,0

Доля отраслей, кроме ТЭК, в ВВП

55,0

77,7

62

Реальный рост ВВП

5,2

5,3

7,5

Государственные расходы

29,3

36,7

31,7

Платежный профицит/дефицит

6,9

(0,5)

9,8

Государственные доходы

36,2

35,7

41,3

Сальдо торгового баланса

16,8

(1,0)

16,6

Источник: World Economic Outlook.

Данные Таблицы 1 свидетельствуют о том, что, несмотря на существующие проблемы, экономика Алжира более развита, нежели экономика других стран Магриба.

В частности, у Алжира выше показатель подушевого ВВП, более диверсифицирована экономика, профицитный торговый и платежный балансы. Странам ОПЕК Алжир уступает лишь по уровню подушевого ВВП и темпам реального роста ВВП.

Данные по основным макроэкономическим показателям за 1995-2004 гг. представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Основные макроэкономические показатели по Алжиру,

1995-2004 гг.

Показатели 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Национальный

доход и цены

(ежегодное изменение в %)

Реальный ВВП

3,8

3,8

1,1

5,1

3,3

2,2

2,6

4,7

6,9

5,2

Реальный ВВП (без учета нефтяной отрасли)

3,6

3,6

3,2

5,5

2,5

1,2

5,5

5,3

6,0

6,2

Подушевой ВВП,

тыс. долл.

1,6

1,7

1,7

1,7

1,8

1,8

1,8

1,8

2,1

2,6

Инфляция

29,8

18,7

5,7

5,0

2,6

0,3

4,2

1,4

2,6

3,6

Показатели платежного баланса

(в % к ВВП)

Доходы

30,6

32,2

33,5

27,8

29,8

38,3

35,3

35,3

37,0

36,2

             в том числе ТЭК

18,2

20,3

21,4

15,3

18,5

29,4

23,5

22,2

25,6

25,6

Расходы

32,0

29,2

31,2

31,7

30,3

28,6

31,3

35,0

29,2

29,3

Баланс

(1,4)

3,0

2,4

(3,9)

(0,5)

9,7

4,0

0,3

7,8

6,9

Дефицит (без учета «нефтяных» поступлений)

(26,5)

(24,3)

(27,1)

(24,9)

(26,0)

(27,3)

(28,1)

(32,5)

(27,7)

(30,2)

Показатели

торгового баланса

(млрд долл.)

Экспорт

10,3

13,2

13,8

10,1

12,3

21,7

19,1

18,7

24,5

32,2

              в том числе углеводороды

9,7

12,7

13,2

9,8

11,9

21,1

18,5

18,1

23,9

31,6

Импорт

(10,1)

(9,1)

(8,1)

(8,6)

(8,9)

(9,4)

(9,5)

(12,0)

(13,4)

(17,9)

Торговый баланс

0,2

4,1

5,7

1,5

3,4

12,3

9,6

6,7

11,1

14,3

             в % к ВВП

0,5

8,7

8,4

3,1

7,1

22,6

17,5

11,7

16,3

16,8

Государственные резервы

2,1

4,2

8,0

6,8

4,4

11,9

18,0

23,1

32,9

43,1

             в месяцах импорта следующего года

2,1

4,5

9,4

7,6

4,6

12,0

14,9

17,0

18,1

19,0

Цена на алжирскую нефть (долл/барр)

17,6

21,7

19,5

12,9

17,9

28,5

24,9

25,2

29,0

38,5

ВВП, млрд долл.

41,2

46,9

67,9

47,7

47,9

54,4

54,9

57,1

68,0

85,0


Источник: IMF Country Report No. 06/93, March 2006, IMF Country Report No. 00/105, August 2000, IMF Country Report No. 06/102, March 2006.

Проанализируем отдельно каждую группу показателей.

Рассмотрим первую группу данных по национальному доходу и ценам. В целом наблюдается улучшение экономического положения. В 1995 г., впервые с начала 1990-х, динамика экономического роста положительная. До этого наблюдалось снижение ВВП в среднем на 0.9% в год.

При этом следует отметить, что значителен вклад в экономический рост не только со стороны нефтегазовой отрасли, но и химической, пищевой промышленности, строительного сектора.

Благодаря программе по экономическому восстановлению рост в этих отраслях в 2001-2004 гг. составил в среднем 5.7% ВВП.

Так как значительная доля ВВП создается в сельском хозяйстве, производительность которого во многом зависит от природных условий, то динамика ВВП тоже подвержена климатическим факторам.

Так, сильная засуха в 1999 г. привела к снижению темпов роста производства в сельском хозяйстве и, следовательно, в целом в экономике. 2003 г., напротив, выдался урожайным, что благоприятно сказалось на темпах роста реального ВВП.

Вместе с тем, на экономике Алжира негативно сказывается большое количество неэффективных государственных предприятий, производство на которых неуклонно снижается.

Все это говорит о необходимости продолжения реформ, направленных на снижение доли государственного сектора и либерализации экономики.

Что касается инфляции, ее уровень был достаточно высок (порядка 30%) в начале 1990-х годов, когда государство перестало устанавливать цены директивно. Однако уже к 1997 г. инфляция снизилась до 5.7%, а в 2004 г. составила 3.6%.

Для более полной картины экономического развития Алжира следует проследить динамику показателей национального дохода и цен, которая представлена на Диаграмме 4.

Диаграмма 4

Динамика показателей национального дохода и цен,

1995-2004 гг., %

Источник: IMF Country Report No. 06/93, March 2006, IMF Country Report No. 00/105, August 2000, IMF Country Report No. 06/102, March 2006.

Из Диаграммы 4 видно, что при одинаковом уровне инфляции показатели реального ВВП и ВВП без учета нефтегазовой отрасли в указанный период сильно колебались. Связано это, помимо прочего, с теми «скачками» цен на углеводороды, которые обрушились на экономику Алжира в середине анализируемого периода времени.

Что касается данных платежного баланса, то следует отметить высокий уровень расходов. Это объясняется большим размером государственного сектора и обширной инвестиционной программой правительства. Алжир может себе позволить активно инвестировать в создание инфраструктуры, увеличение человеческого капитала и жилищное строительство.

В итоге у Алжира самые высокие (в % к ВВП[2]) показатели капитальных расходов бюджета по сравнению с Египтом, Саудовской Аравией и Ираном (см. Диаграмму 5).

Диаграмма 5

Капитальные расходы в Алжире Иране, Египте и Саудовской Аравии

в 2000-2005 гг., % ВВП

Источник: IMF Country Report No. 06/93, March 2006.

Также следует учитывать зависимость экономики Алжира от динамики мировых цен на энергоносители.

Рост цен в середине 1990-х позволил стране перейти от дефицита платежного баланса в 8.7% в 1994 г. к профициту в 2.4% ВВП в 1997 г. Вместе с тем, падение цен на нефть в 1998 г. привело к сокращению доходов  и значительному дефициту платежного баланса в 3.9% ВВП.

Тем не менее, благодаря снижению обменного курса национальной валюты по отношению к доллару, уменьшению государственных расходов и росту цен на нефть весной 1999 г. удалось сократить дефицит до -0,5% ВВП.

Однако при исключении из общей суммы государственных доходов поступления от экспорта энергоносителей Алжир сталкивается с хроническим дефицитом платежного баланса, который колеблется от 26 до 32% ВВП.

Еще одним важной составляющей экономической картины государства является динамика показателей платежного баланса. На Диаграмме 6 отражен данный показатель за 1995-2004 гг.

Диаграмма 6

Динамика показателей платежного баланса Алжира,

1995-2004 гг. в % от ВВП

Источник: IMF Country Report No. 06/93, March 2006, IMF Country Report No. 00/105, August 2000, IMF Country Report No. 06/102, March 2006.

И наконец, последняя группа макроэкономических показателей по торговому балансу.

Согласно некоторым данным, позиции Алжира на внешних рынках достаточно уязвимы, так как значительную часть экспорта страны составляют углеводороды.

Ввиду благоприятной конъюнктуры на мировых энергетических рынках Алжиру удавалось в течение последних 10 лет активно наращивать экспорт и выходить на профицитное торговое сальдо. Даже при резком падении цен на нефть в 1998 г. стране удалось сохранить профицит.

В 2001 г. правительство начало реализацию реформы тарифов. В итоге средняя ставка импортного тарифа сократилась с 26 до 19%, что послужило стимулом увеличения импортных поставок.

Данные по динамике показателей торгового баланса представлены на Диаграмме 7.

Диаграмма 7

Динамика показателей торгового баланса Алжира,

1995-2004 г., млрд долл.

Источник: IMF Country Report No. 06/93, March 2006, IMF Country Report No. 00/105, August 2000, IMF Country Report No. 06/102, March 2006.

Из Диаграмм 6 и 7 отчетливо видно, что «нефтяной фактор» является не только локомотивом, который «тащит» экономику государства, но и своеобразным остовом всей экономико-финансовой структуры современного Алжира.

Принимая во внимание планируемые реформы правительства и анализ макроэкономических показателей 2005-2009 гг., можно осуществить прогноз развития страны на период до 2010 г. (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Динамика и прогноз основных макроэкономических показателей,

2005-2010 гг.

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Национальный доход и цены

(ежегодное изменение в %)

Рост реального ВВП, %

5,3

4,7

5,1

4,9

4,8

4,8

Рост реального ВВП,% (за исключение нефтяной отрасли)

6,6

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Инфляция

2,7

6,0

7,0

6,8

6,6

6,4

Показатели бюджета

(в  % к ВВП)

Доходы

40,8

42,5

41,7

40,6

39,8

39,0

            в том числе ТЭК

31,3

33,7

32,7

31,2

30,2

29,1

Расходы

(28,2)

(28,4)

(27,7)

(26,8)

(26,2)

(26,6)

Баланс

12,6

14,1

14,0

13,8

13,6

12,4

Дефицит (без учета «нефтяных» поступлений)

(33,7)

(38,0)

(35,2)

(31,7)

(29,4)

(28,8)

Показатели торгового баланса

(млрд долл.)

Экспорт

45,8

56,0

57,3

57,1

58,0

59,0

            в том числе углеводороды

45,1

55,2

56,5

56,2

57,2

58,1

Импорт

(22,3)

(26,0)

(29,4)

(33,0)

(37,0)

(41,7)

Торговый баланс

23,5

30,0

27,9

24,1

21,0

17,3

            в % к ВВП

22,9

25,9

22,9

19,0

15,7

12,3

Государственные резервы

55,6

76,3

95,4

110,1

121,7

130,6

             в месяцах импорта следующего года

21,0

25,5

28,4

29,2

28,7

27,4

Цена алжирской нефти (долл/барр)

55,3

61,7

60,0

58,0

57,3

56,5

Источник: IMF

Из данной таблицы можно заключить, что, несмотря на мировой финансовый кризис, экономические прогнозы в отношении алжирского национального дохода остаются благоприятными.

Планируется уменьшение государственного присутствия в экономике, в частности в банковском секторе. Вместе с тем, из-за увеличения государственных расходов и заработной платы на государственных предприятиях, а также ввиду финансово-экономического кризиса инфляция, по прогнозам, увеличится с 2.7% в 2005 г. до 6.4% в 2010 г.

Это потребует от правительства усиления контроля ликвидности и повышения реальных процентных ставок. Реализация Договора Сотрудничества с ЕС о либерализации торговли приведет к усилению конкуренции в экономике, что в среднесрочном плане негативно скажется на экономическом росте. Общий рост реального ВВП будет в среднем ниже 5%. Рост в отраслях, за исключением нефтегазового сектора, снизится до 3% в год.

Однако в долгосрочном плане открытие экономики приведет к увеличению эффективности за счет обмена технологиями и свободного доступа к иностранному оборудованию и товарам.

Доходы Алжира останутся на высоком уровне – порядка 40% ВВП, в том числе от экспорта углеводородов – 30% ВВП. Государственные расходы в абсолютном выражении вырастут в виду реализации государственной инвестиционной программы и увеличении заработных плат в государственном секторе. В процентном отношении к ВВП расходы даже несколько снизятся. Сальдо торгового баланса останется на стабильно высоком уровне – более 10% ВВП. Вместе с тем баланс, очищенный от доходов нефтегазовой отрасли, останется дефицитным, хоть и в меньшей степени (29% к 2010 г.).

Таким образом, в Алжире, как и в целом в странах Магриба и Ближнего Востока, мировой финансовый кризис пока не привел к серьезным экономическим потрясениям, хотя его последствия, естественно, ощущаются. Экономика Алжира развивается достаточно динамично, ее общий рост на декабрь 2008 г., по данным отчета Всемирного банка, составил 4.9% против 3.1% на декабрь 2007 г. Валютные резервы Алжира на сентябрь 2008 г. достигли 140 млрд долл.

По прогнозам алжирского министра энергетики и шахт Ш. Хелиля, к 2010 г. цена на «черное золото» поднимется до 70 долл. за барр. и позволит Алжиру развивать энергетические проекты, а также сделает рентабельными инвестиции в них.

При условии установления прогнозируемых цен на нефть экспорт Алжира может достичь отметки в среднем от 58 до 63 млрд долл. Причем наряду с экспортом увеличатся импортные закупки, что связано с обширной государственной инвестиционной программой, экспансией основной нефтегазовой компании страны СОНАТРАК, а также реализацией Договора Сотрудничества с ЕС по либерализации торговли.

 


[1]             Данные по Ираку в сравнительную таблицу не включены.

[2]             ВВП без учета доходов нефтегазовой отрасли.

52.61MB | MySQL:106 | 0,542sec