Алжир готовится стать мировым лидером на рынке удобрений

Алжир намеревается стать «гигантом мирового рынка удобрений». Об этом 6 октября текущего года заявили представители руководства АНДР. Данной задумке сейчас соответствует все необходимые составляющие – наличие дешевого собственного сырья, его высокая стоимость и востребованность в мире и желание иностранных инвесторов серьезно вкладываться в данную сферу.

Алжир намеревается стать мировым лидером на рынке минеральных удобрений. Для этого у него имеются серьезные объемы фосфатного сырья. Напомним, что по разным данным, запасы алжирских фосфоритов составляют от 1.6 до 2.2 млрд тонн.

В любом случае, Алжир прочно занимает 3-е место в мире по их объемам после Марокко и Китая. Причем Россия, занимающая серьезные позиции в мире по производству удобрений, занимает 5-е место по их запасам (1.3 млрд тонн).

До сих пор использование фосфоритов было в Алжире периферийной отраслью. Так, в среднем она приносила ежегодно казне этой страны 500 – 700 млн долларов. При этом она была вынуждена закупать за рубежом фосфатосодержащую продукцию на многие миллиарды долларов.

Некоторое время подобное положение дел алжирских лидеров напрягало не сильно, поскольку в условиях достаточных заработков АНДР от продажи на мировом рынке нефти и газа данные затраты казались им несущественными.

Соответственно, подобное противоестественное положение, при котором Алжир тратил средства на покупку товаров, фактически произведенных из его же сырья, сохранялось, пока стоимость фосфатов там была относительно низкой – порядка 80 долларов за тонну.

Именно этим и объяснялось то, что на фоне многолетних обсуждений алжирскими чиновниками ситуация в данной сфере практически не менялась.

Однако в условиях более чем троекратного увеличения стоимости этого сырья положение решительно изменилось. Это объясняется последствиями короновирусной пандемии и украинским кризисом.

В таких условиях добыча и переработка фосфоритов в планах руководства АНДР должна стать уже в обозримой перспективе как минимум третьей по значимости статьей доходов страны и полностью ликвидировать зависимость от закупок за рубежом удобрений и других фосфатосодержащих товаров.

Заметим, что значительную их часть составляла российская продукция.

Между тем, уже сейчас генеральный директор Asmidal Group, дочерней компании ведущей государственной алжирской энергетической структуры Sonatrach, Мухаммед Тахар Хеуайн указывает на стремление своей страны стать ведущим мировым игроком в производстве удобрений.

Выступая накануне в эфире алжирского Национального радио канал 3, он отметил, что национальная индустрия производства удобрений переживает новый бум благодаря полученным инвестициям, благодаря чему в Европу экспортируется около 7 млн тонн фосфатного сырья.

Кроме того, он утверждает, что Алжир производит 700 000 тонн удобрений и «обогащенных фосфатов» для их производства, в том числе кормов сельскохозяйственных животных и производных различных химических веществ.

По данным Мухаммеда Тахара Хеуайна, его страна намерена «увеличить эти объемы, поскольку стоимость фосфоритов увеличивается и этот динамизм не оставляет равнодушными иностранных инвесторов, толкающихся между собой в дверях ради налаживания партнерских отношений с алжирской стороной».

По его словам, об этом просигнализировал «мега-проект интегрированных фосфатов PPI, алжирско-китайское партнерство», причем якобы этот проект не единственный, и что в ближайшее будущее будут заключены целый ряд схожих договоров. Их реализация, как утверждает Мухаммед Тахар Хеуайн, позволит Алжиру стать одной из ведущих стран-экспортеров удобрений в мире.

Напомним, что после многолетних переговоров алжирская и китайская стороны подписали соглашение о создании совместного предприятия по добыче фосфатов на сумму 7 млрд долларов в марте 2022 года. Кроме основного своего назначения данное соглашение подразумевает строительство портовых сооружений в алжирском порту Аннаба.

Со стороны АНДР здесь участвуют фирма Manal и Asmidal, «дочка» Sonatrach, от КНР – концерны по производству азотных и фосфорных удобрений Wuhuan Engineering и Tian’an Chemical. Они создали совместную компанию Algerian Chinese Fertilizations Company (ACFC), в которой алжирцам принадлежит 56 процентов акций, в то время как китайским структурам – оставшиеся 44 процента.

Расчет состоит в запуске проекта по разработке фосфоритного сырья на месторождениях в Блед-Эль-Хадба, Джебель-Онк (вилайя Тебесса), которое стороны намерены перерабатывать на месте. Ожидается, что мощность проекта по производству удобрений составит 5,4 млн тонн в год, который привлечет 12 000 рабочих мест в строительстве, 6000 прямых рабочих мест и 24 000 косвенных рабочих мест на этапе эксплуатации.

Данная сделка состоялась спустя более чем через три года после того, как Sonatrach и китайский государственный конгломерат Citic подписали сделку на 6 млрд долларов по добыче фосфатов в Тебессе.

При этом по данным Хеуайна, «Мы изучаем предложения от иностранных инвесторов и в первом квартале 2023 года запустим другие подобные проекты».

По его словам, требования к инвесторам у алжирской стороны высокие, в том числе относительно необходимости соблюдения сроков реализации этих проектов, поскольку «удобрения тесно связаны с продовольственной безопасностью, ставшей глобальной проблемой».

Он указывает, что речь в данном случае речь идет о расширении ассортимента удобрений, производимых в Алжире, который уже является крупным производителем мочевины, на 46%. «Это удобрение в основном предназначено для выращивания зерновых культур, Алжир производит 3 миллиона тонн этого удобрения в год при внутреннем потреблении от 150 000 до 200 000 тонн. Мы удовлетворяем внутренний спрос, и большая часть продукции идет на экспорт».

Говоря о росте производства фосфорных удобрениях, Хеуайн также упомянул о партнерстве между Fertial, дочерней компанией Asmidal, и иностранными партнерами, направленном на увеличение производственных мощностей.

Благодаря этому, по его словам, их «производство будет увеличено на 100% по сравнению с 2021 годом», и если на тот момент Алжир удовлетворял в них свои потребности на 70%, то теперь он сможет пускать часть данной продукции на экспорт.

Насколько реалистичны алжирские мечтания стать «главной фосфатной державой?» Заметим, что подобное, казавшееся еще три года назад нереальным, теперь уже обсуждается. Во всяком случае, Алжир способен как минимум в разы увеличить свою долю на этом рынке. Даже при сохранении прежнего ограничительного законодательства по отношению к иностранным инвесторам они действительно готовы вкладываться в данную отрасль, поскольку стоимость фосфатного сырья и удобрений по-прежнему остается высокой. Соответственно, работать в ней выгодно даже на алжирской территории.

Однако представляется сомнительным то, что Алжир сможет перегнать здесь не только Марокко, обладающего в разы большими объемами фосфоритов, но и Китай. Как представляется, главная причина меньшей привлекательности Алжира состоит именно в удобствах работы в этих конкретных странах. Особенно с Марокко, дающим максимум привилегий иностранным инвесторам.

52.24MB | MySQL:103 | 0,511sec