Арабский мир и Соединенные Штаты: любовь, которая далека от того, чтобы быть слепой

Чтение «разумной» (если не говорить «респектабельной») арабской прессы образовывает. Благодаря этой прессе, человек избавляется от иллюзий, естественно, политических, переставая, например, представлять себе ситуацию в арабо-американских отношениях как едва ли не стремление первой стороны выйти «из-под пяты» американского «мирового господства» и содействовать становлению «многополярного мира». Однако часть тех иллюзий, от которых человек избавляется, читая арабскую прессу, состоит и в том, что он также перестает наивно верить в то, что отношения арабского мира с Соединенными Штатами близки к некоему идеальному состоянию. Напротив, оказывается, что в арабском регионе, прекрасно осознающем роль и значение Соединенных Штатов в современном мире, в полной мере отдающем себе отчет, что только эта держава способна в наиболее адекватной мере содействовать и развитию арабских стран, и решению существующих в пределах этого региона конфликтных ситуаций (включая и те, которые были созданы ею самой), взаимодействуя с Соединенными Штатами, решают собственные задачи, которые определяются не тем, как видит мир Америка, а тем, что в этом мире соответствует собственным, национальным интересам арабских стран. Арабские страны предстают абсолютно самостоятельными субъектами международных отношений, если они и отдают должное существующей реальности – глобальному весу Соединенных Штатов, если понимание ими этого веса и есть их «любовь» (пусть это слово и странно звучит, когда речь идет о сфере мировой политики) к Америке, то эта «любовь» вовсе не слепа.

Лишь один пример – ближневосточный конфликт и возможность его решения в то время, когда во главе Соединенных Штатов находится администрация президента Барака Обамы. Как происходит арабо-американское взаимодействие в этой области, когда обе стороны (но, разумеется, отталкивающиеся от разных позиций и подходов) заинтересованы в достижении этого решения? Стоило бы обратиться к одному из «разумных» арабоязычных изданий – издающейся в Лондоне и финансируемой Саудовской Аравией газете «Аль-Хайят», опубликовавшей 30 июля 2009 г. написанную ее главным редактором Гасаном Шербелем передовую статью – «Час Обамы».

Этот известный журналист писал: «На Ближнем Востоке знают, каково значение Америки. Местные правители не ошибаются (в отношении Соединенных Штатов – Г.К.) даже в минуты крайнего гнева и раздражения, понимая сколь важны для них контакты с американским послом, не говоря уже об специальных представителях Белого дома, приезжающих в регион. Да, эти правители критикуют Америку, но никогда не сбрасывают ее со счета. Принимая русских, они одним глазом смотрят на Америку. Принимая европейцев, они понимают, что делают это только для того, чтобы “убить время” в ожидании приезда американцев. Они говорят о прекрасных отношениях с Китаем, помня, однако, сколь далек от них этот гигант».

Да, разумеется, продолжал Г. Шербель, «отношения с Америкой трудно, поскольку она – переменчивая страна, а люди на Ближнем Востоке предпочитают устойчивость, предпочитают четкие и раз и навсегда высказанные обязательства». Америка же «обращается к другому словарю, она выступает с инициативами и ошибается, останавливает свое движение, вносит в него поправки, а порой и отступает, приглашает идти вместе с ней, а затем меняет направление своего движения». Вот тогда-то, писал главный редактор «Аль-Хайят», «люди Ближнего Востока заявляют о ее отступлении или вероломстве, тогда-то наступает непонимание в его качестве непременного элемента» арабо-американских отношений.

Но что же Б. Обама и его устремленность к решению ближневосточного конфликта?

«Избрав Обаму, — говорил Г. Шербель, — Америка выбрала курс перемен в своей внутренней и внешней политике. Новый президент … смог внести изменения в образ Америки в исламской мире. … Люди Ближнего Востока застыли в ожидании Америки, которая была обещана им не как страна, действующая, опираясь на кулак, а как страна, протягивающая им руку. Конечно, метод действия Обамы, принявшего решение о том, чтобы покинуть Ирак, его отношение к событиям, захлестнувшим Иран, — все это вселяло надежды. Но перед ним стояло более значительное испытание – досье арабо-израильского мира». Б. Обама не может, в этой связи, забывать об «отпущенном ему времени». Он не может забывать о нем еще и потому, что «у Америки много противников, у нее немало и завистников». Американский президент «должен продвинуть вперед мирный процесс, пока еще его очарование действует, но перед ним слишком много препятствий» – «израильское правительство, сделавшее ставку на создание поселений и создание новой реальности, не верящее в мирный выбор, не считающее для себя обязательными прежние соглашения и обещания».

По словам Г. Шербеля, нынешнее израильское правительство «надеется превратить любое подобие будущего мира в капитуляцию (арабов – Г.К.) перед этой новой реальностью, возникающей на Западном берегу и в Иерусалиме». А это-то и потребовало от администрации Б. Обамы «выступить против двух израильских требований – во-первых, сделать приоритетной (для Соединенных Штатов – Г.К.) “иранскую опасность”, а, во-вторых, повысить цену за любое замедление темпов поселенческой деятельности». В свою же очередь, «арабы, — как отмечал Г. Шербель, — осложняют задачу представителя Джорджа Митчелла своей неготовностью заранее делать Израилю подарки или как-то поощрять его за снижение темпов строительства поселений». Это определяется тем, что у них есть «предшествующий опыт», как и тем, что «образ правительства Нетаньяху таков, что он делает нелогичным выдвигать арабам требование об уплате цены за замораживание строительства поселений».

Б. Обама, продолжал главный редактор «Аль-Хайят», «нуждается в том, чтобы в отношении мирного процесса забрезжила бы надежда», поскольку только тогда он сможет «обратиться к рассмотрению иранского ядерного досье». Перед американским президентом «осталось всего несколько месяцев, поскольку потеря нынешней возможности заставит обратиться к прежней жесткости, к разочарованию, к политике … нанесения ударов». Б. Обама, писал он, «должен смотреть на часы и принимать трудные решения для того, чтобы содействовать тому, чтобы и люди Ближнего Востока также смогли бы принять трудные решения». Это означает лишь, что «ключ к тому, чтобы убедить арабов в том, что в Америке происходят изменения, лежит в изменении методов взаимодействия Америки с Израилем».

Итак, все четко и ясно. Мяч на вашей стороне, Ваше Превосходительство, президент Соединенных Штатов! Вам бить. Не промахнитесь! Мы «любим» вас, но наша любовь не только не слепа, но и прагматично. Вы хотите подтверждений?

Достигнутая в ходе поездки Дж. Митчелла в Иерусалим договоренность с министром обороны еврейского государства Эхудом Бараком о «частичном замораживании» поселенческой деятельности в обмен на то, что арабские государства пойдут на определенные шаги в «направлении нормализации отношений» с Израилем, была немедленно отвергнута в арабском мире. Впрочем, и значительно раньше, выступая в Каирском университете, Б. Обама призвал арабские страны пойти на «инициативы» в отношении второй стороны ближневосточного конфликта.

Все та же «Аль-Хайят» процитировала 30 июля 2009 г. слова официального представителя министерства иностранных дел Саудовской Аравии Усамы Ан-Накли, сказанные агентству «Франс пресс»: «Королевство признает Израиль только после того, как его войска будут выведены с оккупированных арабских территорий и принятия им принципа “двух государств”». По словам У. Ан-Накли, «позиция королевства хорошо известна – Израиль должен осуществить серьезный прогресс в направлении мира». Но, продолжал он, «как известно, Израиль продолжает принимать односторонние меры, направленные на то, чтобы изменить географическую и демографическую ситуацию, осуществляя строительство новых и расширяя уже существующие поселения».

Далее официальный представитель саудовского министерства иностранных дел говорил: «Арабская мирная инициатива очень четка – Израиль уходит с оккупированных арабских территорий и осуществляется решение крупных проблем конфликта. Только после решения этих проблем возникнет возможность прочного и справедливого мира, основанного на существовании независимого и жизнеспособного палестинского государства. Нормализация же отношений (с Израилем – Г.К.) наступит после решения этих проблем, а не ранее».

Не стоит забывать, что Саудовская Аравия не только ведущий игрок на ближневосточной политической арене и в арабо-мусульманском мире, но и страна, связанная с Соединенными Штатами отношениями «стратегического партнерства».

52.35MB | MySQL:106 | 0,635sec