Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 июля – 2 августа 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Иране. К 31 июля иракскую территорию покинули последние подразделения стран-партнеров США по международной коалиции. Таким образом, в Ираке остались только американские войска. 1 августа в Иране начался суд над большой группой активистов оппозиции, обвиняемых в ор-ганизации массовых выступлений протеста после недавних выборов президента ИРИ.

Борьба с терроризмом и наркоторговлей стали главными темами на встречах президентов Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана, состоявшихся в 30 июля в Душанбе. Стороны договорились координировать свои усилия в борьбе с исламским экстремизмом и выразили обеспокоенность ростом торговли наркотиками, которая является одним из главных ис-точников финансирования экстремистов.

Президент США Б. Обама направил послания руководителям ряда арабских государств, в которых призвал их нормализовать отношения с Израилем и разработать меры укрепления доверия в регионе в ходе диалога с Израилем. В числе получателей посланий называют лидеров Бахрейна, Египта, Иордании и Саудовской Аравии.

В Александрии на минувшей неделе прошла очередная встреча представителей государств бассейна Нила (Бурунди, Египет, Кения, Демократическая Республика Конго, Руанда, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия), на которой обсуждались вопросы заключения соглашения о распределении квот на воды этой реки. Из-за жесткой позиции Египта, для которого водная безопасность является высшим приоритетом национальной безопасности, а свыше 80 проц потребностей в пресной воде удовлетворяются за счет Нила, переговоры завершились безрезультатно, а их участники договорились перенести обсуждение вопроса на шесть месяцев. Отметим, что АРЕ категорически отказывается уменьшать свою ежегодную квоту, заявляя, что потребности страны в воде возрастут с нынешних 71,6 млрд куб. м до 82,2 млрд куб. м к 2017 г. Другие страны бассейна Нила также заявляют о росте своих потребностей в воде и настаивают на увеличении национальных квот.

В конце июля из Ирака были выведены последние подразделения ВС Австралии и Великобритании. В результате на иракской территории остались только войска США (около 130 тыс. человек), а также советники и инструкторы из миссии НАТО по обучению армии Ирака. Сейчас американские войска размещены за пределами иракских городов и резко сократили свое участие в решении задач по обеспечению безопасности. Между тем ситуация в сфере безопасности в Ираке остается сложной. 31 июля в Багдаде была совершена серия терактов, приведших к гибели 29 и ранению около 70 человек.

28-29 июля в Ираке находился министр обороны США Р. Гейтс, обсудивший с премьер-министром страны Н. аль-Малики вопросы обеспечения безопасности и поставок американского оружия. Глава Пентагона заявил в Багдаде о возможности досрочного вывода из Ирака 5000 американских военнослужащих, «если тенденция уменьшения насилия сохранится». Гейтс также провел встречу с президентом курдской автономии М. Барзани в столице региона Эрбиле. В ходе переговоров с арабскими и курдскими лидерами Р. Гейтс призвал обе стороны урегулировать имеющиеся между ними разногласия до ухода из Ирака американских войск.

1 августа в иранской столице начался первый судебный процесс по делу активистов оппозиции. На скамье подсудимых оказались около 100 человек, которым предъявлены обвинения в организации массовых протестов после прошедших 12 июня выборов президента страны. В числе обвинений фигурируют нападения с нанесением ущерба на государственные и военные объекты и учебные заведения, связи с радикальными вооруженными оппозиционными группировками, незаконное владение оружием и взрывными устройствами и их использование, организация заговора против существующего в ИРИ режима, сотрудничество с враждебными Исламской республике зарубежными СМИ. По имеющейся информации к суду по аналогичным обвинениям могут быть привлечены еще до 100 сторонников оппозиции. В то же время на минувшей неделе власти освободили из тюрем 140 лиц, задержанных в ходе протестов, заявив, что они совершили лишь незначительные правонарушения. Президент ИРИ М. Ахмадинежад обратился 28 июля к главному судье страны с просьбой освободить всех, кто был задержан за участие в событиях, произошедших после 12 июня.

В Тегеране 30 июля полиция разогнала несколько сотен сторонников оппозиции, пришедших на кладбище, чтобы почтить память своих соратников, погибших входе последних беспорядков.

31 июля М. Ахмадинежад заявил об отсутствии у него разногласий с верховным руководителем ИРИ А. Хаменеи, которого он почитает как «своего отца».

Иран намерен в марте 2010 г. завершить сооружение на границе с Афганистаном 700-километровой заградительной стены с целью предотвращения проникновения на свою территорию наркотиков из соседней страны.

Министр обороны США Р. Гейтс заявил 27 июля, что Вашингтон будет добиваться от ООН гораздо более жестких санкций в отношении Ирана, если эта страна откажется от предложения о переговорах по своей ядерной программе. Ответ из Тегерана американцы ждут до конца сентября, когда в Нью-Йорке откроется очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. При этом США не намерены вести «бесконечные переговоры» и желают видеть прогресс на них до конца 2009 г.

На встрече с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху Р. Гейтс подтвердил «необходимость использовать все средства, чтобы предотвратить получение Ираном ядерного военного потенциала», а глава израильского военного ведомства Э. Барак заявил, что «никакие варианты в отношении Ирана не отменяются», в т. ч. военные, хотя, по его словам, «приоритеты должны быть отданы дипломатии и санкциям».

После переговоров со спецпредставителем президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчеллом премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отдал распоряжение о замораживании проекта по строительству домов на 900 квартир в Восточном Иерусалиме. Вместе с тем сообщается, что Митчеллу на переговорах с Нетаньяху не удалось достигнуть прогресса по вопросу расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).

Июль 2009 г. стал месяцем самых крупных потерь войск международной коалиции в Афганистане после 2001 г. Только убитыми иностранные войска потеряли 74 человека, в т. ч. 41 американского и 22 британских военнослужащих. Столь большие потери обусловлены проведением американскими и британскими войсками масштабных войсковых операций против боевиков радикального оппозиционного движения «Талибан». В настоящее время в Афганистане находится контингент ВС США численностью 56 тыс. человек и 32 тыс. военнослужащих из 41 страны.

В опубликованном на минувшей неделе докладе ООН говорится об увеличении в первом полугодии 2009 г. на 25 проц числа жертв вооруженного насилия среди мирного афганского населения. Всего за шесть месяцев погибли 1013 афганцев, их которых 59 проц стали жертвами действий повстанцев и террористов, а 30,5 проц – жертвы действий афганской армии и сил коалиции.

Командование сил коалиции намерено применить в Афганистане новую концепцию, предусматривающую значительное сокращение (но не полный отказ) практики нанесения авиационных ударов, жертвами которых зачастую становятся мирные граждане. Западные военные также сократят действия, нарушающие традиции местного населения. В первую очередь, речь идет об обысках частных домов.

30 июля движение «Талибан» обратилось к населению страны с призывом бойкотировать намеченные на 20 августа президентские выборы и присоединиться к джихаду против иностранных войск. Талибы также предупредили о подготовке нападений на правительственные здания и намерении блокировать дороги страны. В то же время афганское правительство заключило на местном уровне в северо-западной провинции Бадгис первое перемирие с талибами, что позволит провести предвыборную кампанию в регионе в более безопасных условиях.

30 июля на встрече в Душанбе с президентом России Д. Медведевым президент Пакистана А. А. Зардари заявил, что он надеется на совместное с Москвой содействие нормализации ситуации вокруг Афганистана.

Пакистанские ВМС 30 июля получили от Китая первый из четырех заказанных фрегатов типа F-22Р. Полностью программа постройки фрегатов должна быть завершена в 2013 г.

Саудовская Аравия заявила, что не поддастся давлению США, требующих от арабских государств «дипломатических жестов» в отношении Израиля. В Эр-Рияде считают, что израильская поселенческая активность на ЗБРИ и Восточном Иерусалиме ставит под угрозу мирный процесс на Ближнем Востоке. Глава саудовского МИД принц С. аль-Фейсал после переговоров в Вашингтоне с госсекретарем США Х. Клинтон подчеркнул, что «Израиль должен определиться: или он хочет настоящий мир, или будет продолжать ввергать регион в водоворот нестабильности и насилия». По словам Фейсала, не может быть и речи об улучшении отношений между арабскими странами и Израилем, пока последний не примет арабскую мирную инициативу, а израильская армия будет продолжать оккупировать арабские территории. Руководитель саудовской дипломатии отверг постепенный, «шаг за шагом» путь урегулирования и высказался за достижение всеобъемлющего мира, который завершил бы конфликт, решив такие проблемы как границы, Иерусалим, водный вопрос, беженцы и безопасность.

Президент США Б. Обама 31 июля продлил санкции в отношении Сирии, веденные год назад его предшественником Дж. Бушем (замораживание активов лиц, обвиняемых в подрыве суверенитета Ливана). При этом были отмечены «некоторые позитивные изменения», в т. ч. установление дипотношений и обмен послами между САР и Ливаном. Однако, по мнению Вашингтона, «действия отдельных лиц продолжают способствовать политической и экономической нестабильности в Ливане и в регионе в целом, что создает непрерывную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов». Ранее, 28 июля было сообщено о снятии с Сирии части американских санкций, введенных в 2003 г., в сфере гражданской авиации, информационных и коммуникационных технологий и оборудования.

В Ливане на минувшей неделе было объявлено о достижении рамочных договоренностей между политическими блоками по составу нового правительства после состоявшихся 7 июня парламентских выборов. Так, из 30 мест в будущем кабинете 15 получат сторонники нового премьер-министра Р. Харири, 10 – движение «Хизбалла» и его союзники, а 5 мест отдано в распоряжение президента страны М. Сулеймана, который будет обладать решающим голосом. Следующий этап формирования правительства – это сложная «торговля» за конкретные министерские посты между политиками внутри блоков.

Спецпредставитель президента США по Судану С. Грейшен на слушаниях в Конгрессе 30 июля предложил ослабить некоторые санкции в отношении этой страны и более не считать Судан государством, спонсирующим терроризм. По мнению Грейшена, такой шаг будет способствовать мирному урегулированию суданских конфликтов. Заявление С. Грейшена приветствовали в Хартуме, но негативно восприняли представители повстанческих группировок, действующих в Дарфуре на западе страны.

Обостряются отношения между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. Хамасовцы, контролирующие сектора Газа, запретили избранным здесь делегатам ФАТХа, покинуть анклав для участия в съезде своего движения до тех пор, пока власти ПНА не выпустят на свободу всех арестованных исламистов. Со своей стороны, руководство ФАТХа заявило, что эти действия ХАМАСа не помешают начать 4 августа работу съезда, который пройдет в г. Бейт-Лахем (Вифлеем) на ЗБРИ.

Приложение

О проблемах иностранной рабочей силы в странах ССАГПЗ

Многолетнее присутствие в странах-членах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) большого числа трудовых иммигрантов стало одним из решающих факторов трансформации их экономической, социальной и политической жизни. Во многом именно благодаря усилиям миллионов иностранных работников некогда глубоко отсталые аравийские монархии превратились в динамично развивающиеся государства. Зарубежные специалисты привнесли в регион новые технологии, организацию производства, эффективный менеджмент. Руками иностранных рабочих были воздвигнуты современные города, промышленные предприятия, объекты инфраструктуры.

В настоящее время в аравийских монархиях проживают почти 13 млн иностранцев, составляющих 35-40 проц от общей численности их населения и почти 70 проц рабочей силы. По различным оценкам, иностранцы составляют в Омане 18-25 проц населения, в Саудовской Аравии – 20-33 проц, в Бахрейне — 33 проц, в Кувейте — 50-60 проц, в Катаре — 75-80 проц и в ОАЭ – 85-90 проц населения. Приезжие составляют 24 проц рабочей силы в Омане, 35-60 проц в Саудовской Аравии, 45-60 проц в Бахрейне, до 80 проц в Кувейте, около 90 проц в Катаре и свыше 90 проц занятых в ОАЭ. Отметим, что официальная статистика не дает полных данных о количестве экспатриантов, а тем более о нелегальной иммиграции, причем в публикуемые материалы зачастую вносятся намеренные искажения, сильно занижающие показатели участия иностранцев в экономической жизни региона.

Можно говорить о комплексе причин побудивших правительства стран ССАГПЗ привлечь иностранную рабочую силу в столь больших масштабах. Это – малочисленность коренного населения (за исключением Саудовской Аравии), острая нехватка квалифицированных специалистов, ограничения на занятость женщин (они составляют лишь от 2 до 10 проц от общего числа занятых), в целом дешевизна иностранной рабочей силы, нежелание местных жителей заниматься не престижным и мало оплачиваемым трудом.

Первоначально основную массу экспатриантов составляли выходцы из других арабских стран – египтяне, йеменцы, палестинцы и др., которым отдавалось предпочтение ввиду культурной, этнической и языковой близости. Однако со временем власти усмотрели в «братьях-арабах» силу, способную влиять на местную общественную и политическую жизнь, причем в направлениях, далеко не всегда устраивающих правящие режимы. Более того, деятельность части арабских иммигрантов стала представлять потенциальную угрозу стабильности стран пребывания, способствовать образованию местных оппозиционных политических организаций, в т. ч. довольно радикальных. Это особенно относилось к политически активным палестинцам. К тому же арабские иммигранты активно требовали уравнения их в правах с коренным населением. Ограничения, особенно после исламской революции 1979 г. вводятся и в отношении выходцев из Ирана. Здесь сказывается боязнь активизации под их воздействием политической деятельности многочисленных местных шиитов (особенно в Бахрейне и Саудовской Ара-вии). Тем не менее, иранская иммиграция, по большей части нелегальная, продолжается. Происходит и рост иранского культурного влияния в странах-членах ССАГПЗ.

В результате правительства аравийских монархий сделали упор на выходцев из стран Южной и Юго-Восточной Азии: Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Индонезии, Филиппин, Таиланда и др. Растет число рабочих и специалистов, прибывающих из Южной Кореи и Китая. В целом это сравнительно дешевые, дисциплинированные и не всегда требовательные к условиям труда работники, не уступающие, а в целом ряде случаев превосходящие арабов в профессиональном отношении. Языковая проблема в значительной степени решается благодаря тому, что большинство иммигрантов владеют английским языком. Из-за опасения распространения экстремизма и терроризма повышенная заинтересованность проявляется к рабочим из немусульманских стран. В целом азиатские работники занимают преимущественно нижние и средние ступени социальной лестницы. Наиболее высокооплачиваемыми являются выходцы из Южной Кореи, а на низшем уровне находятся пакистанцы и бангладешцы. В настоящее время выходцы из азиатских стран составляют до 65 проц иммигрантов в аравийских монархиях. Преобладают индийцы (до 5,0 млн чел.), пакистанцы (до 2,0 млн), бангладешцы (1,8 млн). Многочисленными остаются и арабские общины: египетская (1,5 млн чел.), йеменская (1,0 млн) и другие. Отдельно следует упомянуть о гражданах стран Запада. Их число невелико – несколько десятков тысяч человек, но они играют важную роль в сфере научно-технического и финансового консалтинга, менеджмента, внедрения информационных технологий, оказания военно-технической помощи местным вооруженным силам.

Многие иностранцы, имеющие образование, занимают высокооплачиваемые должности, в т. ч. в сфере управления компаниями. В то же время большинство приезжих занято тяжелым ручным трудом. Растет число женщин-иммигрантов (свыше 3 млн чел.), занятых в сфере услуг и в качестве домашней прислуги. Характерно, что до 98 проц иностранцев работают в частном секторе. Основная масса трудовых мигрантов проживает сегрегированно, в нищенских лагерях на окраинах городов. По отношению к иностранцам часто не соблюдается трудовое законодательство, их рабочий день во многих случаях не регламентирован, а зарплаты значительно ниже, чем у местных жителей, к тому же они зачастую не выплачиваются месяцами. Приезжие регулярно подвергаются негуманному обращению со стороны работодателей и местных властей. В случае конфликта происходит разрыв контракта, и работник становится нелегалом, подлежащим депортации. Компании, замеченные в нарушениях в отношении иностранцев, редко привлекаются за это к ответственности. В то же время любые объединения иностранных работников с целью улучшения условий труда считаются незаконными.

В последние годы отмечается рост числа протестных выступлений иностранных рабочих, требующих регулярных выплат зарплат, улучшения условий труди и жизни, прекращения дискриминации в различных сферах. Под давлением этих выступлений власти вынуждены идти на меры по снижению социальной напряженности, улучшению условий труда и проживания мигрантов.

Наряду с несомненной необходимостью, присутствие в странах-членах ССАГПЗ большого числа иностранных работников создает их властям и населению значительные экономические, демографические, социальные и культурные проблемы, представляет одни из серьезных вызовов их национальной безопасности. Правительства осознают необходимость реальных шагов по ограничению зависимости от иностранной рабочей силы, уменьшения безработицы среди коренного населения. Еще одним важным аспектом, вызывающим опасение в странах-членах СААГПЗ, является то, что подавляющая часть экспатриантов «относятся к этническим группам, которые в силу глубокой культурной традиции не склонны ассимилироваться и принимать местную культуру». В результате «все чаще возникает впечатление, что страны Залива — не арабские и не мусульманские государства, а азиатские». Уже сегодня в ОАЭ, Кувейте и Катаре коренные жителя стали фактически национальным меньшинством. К тому же, «иностранные диаспоры становятся все более тяжелым финансовым бременем» и «являются главным источником инфляции и бюджетного дефицита». Ведь только сумма ежегодных денежных переводов, ежегодно отправляемых мигрантами на родину, превышает 30 млрд долларов. В регионе растет недовольство присутствием приезжих, нарастает отчужденность в отношениях между местными жителями и мигрантами, усиливается поддержка радикальных течений в исламе, отмечаются пока локальные межкультурные конфликты. Местные граждане все более настойчиво требуют от властей своих стран принять меры по снижению непропорционально высокой доли иностранцев в сфере занятости. Это особенно относится к молодежи, среди которой неуклонно растет безработица.

В аравийских монархиях приняты и выполняются программы замещения иностранных работников (программы «саудизации», «оманизации», «кувейтизации» и др.), однако процесс национализации кадров идет медленно и не всегда эффективно. Введены квоты на иностранную рабочую силу, особенно в частном секторе, ужесточаются иммиграционные законодательства и пограничный контроль, вводятся ограничения на трудоустройство иностранцев на многие виды работ, которые выделены строго для коренных жителей. Регулярно во всех странах региона проводятся специальные операции по выявлению иностранцев с просроченными визами и нелегалов.

В целом, сегодня и на обозримую перспективу экономическое и социальное развитие всех аравийских монархий по-прежнему во многом будет зависеть от использования труда иностранцев, а поэтому радикально сократить их численность не представляется возможным. Возможные изменения в этом вопросе будут определяться экономической целесообразностью, а также развитием внутриполитической ситуации в странах региона.

55.82MB | MySQL:116 | 1,134sec