25 октября с. г. в Дохе было объявлено, что эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани очень заинтересован в развитии двусторонних отношений «до новых высот», и он принял приглашение президента Бангладеш посетить Дакку после чемпионата мира по футболу. В свою очередь министр иностранных дел Ак Абдула Момен заявил, что правительство Бангладеш создало 100 особых экономических зон, куда могли бы инвестировать катарские инвесторы, и призвал посла изучить возможность инвестирования в различные сектора, включая сектор СПГ и электроэнергетику. Во время визита министр иностранных дел и посол Катара Кахтани обменялись мнениями по различным двусторонним вопросам, представляющим взаимный интерес. Они выразили удовлетворение состоянием отличных двусторонних отношений между Бангладеш и Катаром в различных областях, включая политическую, экономическую, оборонную, трудовую и торговую. Министр поблагодарил Катар за организацию вторых консультаций Министерства иностранных дел в Дохе в прошлом месяце. В рамках этих консультаций были обсуждены многие актуальные вопросы, представляющие интересы Бангладеш, включая набор рабочей силы, включая врачей, медсестер, инженеров и техников в Катар, увеличение текущей «квоты на поставку» СПГ в Бангладеш, готовность Дакки внести свой вклад в продовольственную безопасность Катара путем прямых поставок продовольственного зерна и сельскохозяйственной продукции, расширению двусторонней торговли и катарским инвестициям в СЭЗ и парки высоких технологий Бангладеш, а также устойчивому решению кризиса рохинджа. В этой связи индийские эксперты отмечают, что Бангладеш и Катар только недавно укрепили двусторонние связи, но .катарский бизнес уже проявил интерес к инвестициям прежде всего в энергетический сектор Бангладеш, терминалы хранения сжиженного газа, энергетический и инфраструктурный сектор.
Ведущий мировой производитель СПГ Qatargas будет поставлять дополнительный сжиженный природный газ в объеме около миллиона тонн в год для удовлетворения растущего спроса на газ в Бангладеш. «Qatargas подтвердил, что мы поставим не менее 1,0 млн тонн СПГ в год с 2025 года», поскольку страна ищет иностранные поставки, чтобы восполнить внутренний дефицит газа. Бангладеш стремился импортировать дополнительно около 2,0 млн тонн СПГ в год, но Qatargas подтвердил решение предоставить только еще около половины дополнительных потребностей. По словам высшего руководства бангладешской компании Petrobangla, она рассмотрит вопрос о поставках на 1,0 млн тонн СПГ в год в будущем. В настоящее время Qatargas поставляет СПГ в Бангладеш в рамках долгосрочного соглашения с Petrobangla. Государственная корпорация также заключила соглашение о купле-продаже (SPA) с катарской RasGas на ежегодную закупку до 2,5 млн тонн сжиженного природного газа в год в течение более 15 лет. В течение первых пяти лет сделки RasGas будет поставлять ежегодно около 1,8 млн тонн СПГ в год, что увеличится до 2,5 млн тонн в год в течение следующих 10 лет, согласно соглашению. Цена покупки была установлена на уровне около 12,65% от средней трехмесячной цены на сырую нефть марки Brent плюс 0,50 постоянных долларов за миллион британских тепловых единиц (MMBTU). Если у Petrobangla будет больший спрос в течение первых пяти лет, она может ежегодно увеличивать объем импорта до 2,5 млн тонн в год, а в течение следующих 10 лет она оставляет за собой возможность сокращать объем на 10% в год. Если Бангладеш в любой год будет потреблять меньше базового количества СПГ, ей придется заплатить цену по принципу «бери или плати». В рамках годовой программы поставок Qatargas поставит в общей сложности 40 партий СПГ в Бангладеш в течение 2022 года. В течение 2021 года было поставлено на один груз меньше, или 39 партий СПГ. Обычный объем груза СПГ составляет 138 000 куб. м. Бангладеш в настоящее время с трудом справляется с растущим спросом на природный газ из-за сокращения добычи природного газа на местных месторождениях и повышения цен на СПГ на международном рынке. В свою очередь Катар заинтересован в рекрутировании рабочей силы в Бангладеш. Для поддержки своей экономики страна в значительной степени зависит от иностранной рабочей силы: 89,% жителей Катара являются иностранными гражданами. Напротив, Бангладеш является одной из крупнейших стран-экспортеров рабочей силы в мире. В Катаре работают около 400 000 экспатриантов из Бангладеш, что составляет 12,5% от общего числа населения страны. Важно отметить, что приток денежных переводов из Катара за последние пять лет достиг отметки в 1 млрд долларов. Помимо чисто экономических моментов есть и гуманитарная составляющая.
Катарская благотворительная организация управляет несколькими школами, детскими домами и учебными центрами в Бангладеш.
Общие отношения предполагают, что эти две страны могут быть жизнеспособными партнерами друг для друга.
С целью увеличения двусторонней торговли и взаимного экономического сотрудничества Дакка особое внимание уделяет Ближнему Востоку и стремится к сотрудничеству по крайней мере в 12 секторах из десяти ведущих стран арабского мира или Ближнего Востока, чтобы преодолеть продолжающийся энергетический кризис, последствия российско-украинской войны и финансовые потери от эпидемической короны. Максимальный акцент сделан на энергетическом секторе с точки зрения инвестиций на льготных условиях и импорта энергоносителей с Ближнего Востока. Помимо Катара Дакка активно развивает отношения в этой отрасли и с главным региональным конкурентом Катара в лице КСА. Правительство Бангладеш готовится принять участие в 14-м заседании Совместного комитета (JC), которое состоится в Эр-Рияде 30-31 октября. Бангладеш будет представлена на этой встрече высокопоставленными представителями Департамента экономических отношений Министерства финансов. До участия во встрече было проведено несколько межведомственных встреч по инициативе Министерства финансов. В преддверии этой встречи Саудовская Аравия запросила, какого рода сотрудничество Бангладеш хочет развивать для увеличения двусторонней торговли. В этой связи Департамент экономических отношений (ERD) уже подготовил план экономического сотрудничества и инвестиций, который будет представлен саудитам на самой встрече JC. Уже известно, что будет запрошена помощь для разрешения продолжающегося энергетического кризиса. Частые отключения и рост цен на все виды топлива увеличили себестоимость производства в стране. Более 80% мазута (кстати в значительной части поставляемой Россией в КСА и затем реэкспортируемого в Бангладеш), импортируется из некоторых стран Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ. По данным Bangladesh Petroleum Corporation или BPC, страна ежегодно импортирует 6,5 млн тонн мазута. Из них ежегодно импортируется 4 млн тонн дизельного топлива. Более 90% транспортных средств в транспортном секторе страны зависят от мазута. Опять же, 34% мощностей по производству электроэнергии также зависит от мазута. В отношении этих видов топлива страна критически зависит от Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока. Бангладеш импортирует очищенный и сырой мазут. Иностранными компаниями, поставляющими нефть, являются Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco) из Саудовской Аравии, Abu Dhabi National Oil Company Limited (ADNOC) из Объединенных Арабских Эмиратов, Kuwait Petroleum Corporation (KPC) из Кувейта, Petco Trading Labuan Company Limited (PTCL) из Малайзии, Emirates National Oil из Объединенных Арабских Эмиратов, китайская PetroChina (Сингапур) Pte Ltd и Unipec (Сингапур) Pte Ltd, индонезийская PT Bumi Siak Pusaku (BSP), таиландская PTT International Trading Pte Ltd, индийская Numaligarh Refinery Limited (NRL). Помимо этого, BPC также закупает мазут через открытый тендер. Но более 80% мазута импортируется из стран Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию. Ранее в 2019 году с Саудовской Аравией были подписаны два соглашения и четыре меморандума о взаимопонимании для развития различных секторов Бангладеш, включая энергетический и промышленный секторы. Эти соглашения и соглашения были заключены в присутствии премьер-министра Шейх Хасины на церемонии, организованной в ее офисе. Если эти соглашения будут реализованы, двусторонняя торговля и инвестиции страны с Бангладеш серьезно увеличатся и будет купирован продолжающийся кризис в энергетическом секторе страны. Кроме того, государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Aramco уже проявила интерес к строительству, эксплуатации и обслуживанию нефтеперерабатывающего завода. Это проект будет стоить от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Саудовская фирма Engineering Dimension LLC с большим энтузиазмом относится к инвестированию в Бангладеш. Компания заинтересована в инвестировании в семь проектов и обязалась инвестировать около 1,685 млрд долларов во время Международной инвестиционной конференции, состоявшейся в Дакке в ноябре прошлого года. Engineering Dimension – также является одной из компаний, проявивших интерес к строительству скоростной автомагистрали Дакка Восток-Запад. Некоторые инвестиции Саудовской Аравии уже находятся на стадии разработки. К ним относится развитие контейнерного терминала Patenga с терминалом Red Sea Gateway в рамках государственно-частного партнерства. Саудовская ACWA Power, всемирно известная энергетическая компания, выразила заинтересованность в инвестировании около 600 миллионов долларов в строительство электростанции с комбинированным циклом мощностью 730 МВт в Читтагонге. Саудовская Al-Fanar планирует инвестировать 100 млн долларов в проект строительства солнечной электростанции мощностью 100 МВт в рамках совместного предприятия, а саудовская «Аль-Бавани2 заинтересована в инвестировании около 10 млн долларов в трудоустройство квалифицированных кадров для строительных и инженерных проектов.
В общем, в КСА Бангладеш будет запрашивать сотрудничество со странами ССАГПЗ в 12 секторах. К ним относятся развитие двусторонних экономических и торговых отношений, трудовых ресурсов, занятости и консульства, частной авиации, туризма и культуры, инвестиций со стороны Фонда развития Абу-Даби, электроэнергетики, энергетики и минеральных ресурсов, сектора информационных и коммуникационных технологий, образования, науки и техники, морской среды. Одним из них является сотрудничество в области развития, сельского хозяйства, здравоохранения и санитарного просвещения, а также гуманитарной и благотворительной помощи. Саудовская Аравия уже выразила свое позитивное отношение к расширению сотрудничества с Бангладеш. Бангладеш и Саудовская Аравия уже подписали несколько соглашений и меморандумов о взаимопонимании для увеличения двусторонней торговли и инвестиций. Помимо этого, Дакка планирует дать импульс двустороннему торгово-экономическое сотрудничеству с Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, Бахрейном, Оманом, Ираком, Кувейтом, Ливаном, Египтом и Турцией. Коммерческий советник посольства Бангладеш за рубежом уже направил этим странам официальное письмо с предложением увеличения двусторонней торговли и экспорта рабочей силы. Кроме того, правительство приняло специальную инициативу от Ближневосточного отделения-1 Департамента экономических отношений (ERD). План в этом отношении также будет представлен на заседании JC, которое состоится с Саудовской Аравией. Управление инвестиционного развития Бангладеш (BIDA) также имеет отдельную программу для Ближнего Востока. В связи с этим министр финансов Ахмад Мустафа Камаль заявил, что в настоящее время в Бангладеш созданы отличные условия для инвестиций. Существует значительный потенциал для инвестиций на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), особенно в крупную инфраструктуру, информационные технологии, связь, сельское хозяйство, электроэнергетику и энергетику, медицинские сектора.