Анализ закона Афганистана о частном внутреннем и иностранном инвестировании

Закон о частном внутреннем и иностранном инвестировании 2002 г. (далее – Закон об инвестировании) был принят для того, чтобы поощрить и защитить частное внутреннее и внешнее инвестирование в Афганистане. Целью этого законодательства являлось обеспечение экономического развития страны, расширение рабочего рынка, повышение национального благосостояния, кроме того, улучшение уровня жизни граждан и помощь процессу восстановления народного хозяйства в Афганистане.

Данный нормативно-правовой акт состоит из 4 глав, включающих в себя 30 статей.

Согласно положениям анализируемого закона, а также закона о торговле, зарегистрированные внутренние или внешние инвесторы (как физические, так и юридические лица) могут инвестировать во все секторы афганской экономики: как в производство, так и в сферу услуг.

Причем созданные внутренние, внешние или совместные предприятия могут иметь следующие формы:

• со 100%-м капиталом внутреннего частного инвестора;

• со 100%-м капиталом иностранного частного инвестора;

• любое сочетание внутреннего и внешнего частного капитала;

• совместное предприятие между правительством Афганистана и частным сектором, внутренним или иностранным инвестором.

В последних двух случаях обе стороны будут решать процентное отношение капитала по взаимному соглашению.

Закон об инвестировании, помимо прочего, предусматривает создание специализированного органа, осуществляющего контроль за инвестиционной деятельностью в стране.

Так, Верховная комиссия по инвестициям является главным органом правительства для проведения политики по инвестированию. Она также осуществляет координационную деятельность и мониторинг.

В состав Верховной комиссии входят:

• министр торговли;

• министр юстиции:

• министр иностранных дел;

• министр финансов;

• министр планирования;

• министр реконструкции.

Министр торговли председательствует в Верховной комиссии. В случае если рассматриваемый проект принадлежит к определенному сектору народного хозяйства, то на очередное собрание Верховной комиссии будут приглашены соответствующие министры.

Верховная Комиссия имеет 2 ротационных поста по частному сектору со сроком занятия должности 1 год. На срок первого года представители избираются Торговой палатой. Впоследствии сами инвесторы будут предлагать Верховной комиссии новый порядок избрания представителей.

При необходимости президент страны может изменить состав Верховной комиссии.

В рамках Министерства торговли создается Бюро по частному инвестированию с целью претворения данного законодательства в жизнь. Полномочия, обязанности и организационный устав Бюро дополнительно обговорены в поправках к Закону об инвестировании и одобрены Верховной комиссией.

Верховная Комиссия имеет свой Секретариат, причем директор Бюро по частному инвестированию также занимает должность Секретаря Верховной комиссии.

Законом об инвестировании предусмотрены некоторые льготы для потенциальных инвесторов.

1. Краткосрочные: отказ от налогообложения дается на 4 года, начиная с даты выдачи лицензии, или сроком на 3 года, начиная с запуска производства (в зависимости от того, что будет раньше).

2. Среднесрочные: отказ от налогообложения дается на 6 лет, начиная с даты выдачи лицензии, или сроком на 5 лет, начиная с запуска производства (в зависимости от того, что будет раньше).

3. Долгосрочные: отказ от налогообложения дается на 8 лет, начиная с даты выдачи лицензии, или сроком на 7 лет, начиная с запуска производства (в зависимости от того, что будет раньше).

Определять, к какой из 3 вышеприведенных категорий относится то или иное инвестирование, будет с должным учетом всех общепринятых норм Бюро по частному инвестированию.

Примечательно, что при наличии особых обстоятельств для инвестиционных проектов, требующих более длительных сроков отдачи, Верховная комиссия с должным учетом всех общепринятых норм может согласиться на продление срока льгот по налогообложению.

Иностранные инвесторы в зависимости от того, классифицируется ли одобренный проект как краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный имеют право арендовать недвижимость на соответственно 10, 20 или 30 лет.

Аренда земли зависит от выполнения проекта. Верховная комиссия при наличии необходимости и обоснованной причины может продлить срок аренды.

Стоит особо отметить, что в соответствии с Законом об инвестировании, частные инвесторы имеют право продажи одобренных проектов после урегулирования юридических и финансовых вопросов и получения согласия Верховной комиссии. Причем денежные средства от продажи могут быть переведены за пределы Афганистана.

Кроме того, учредители инвестиционного проекта при наличии долевого участия иностранного капитала могут продать акции афганским гражданам или правительству Афганистана.

Важно подчеркнуть, что все инвесторы (как иностранные, так и внутренние) имеют право пользования банковской системой Афганистана, включая открытие счетов в иностранной валюте, получение кредитов и займов с целью содействия инвестированию в Афганистане.

Однако законодательство содержит особый пункт, который предусматривает следующее: по возможности частным инвесторам следует нанимать афганский персонал, обладающий соответствующими знаниями, данным образом способствуя повышению их технического и профессионального потенциала.

Далее несколько слов о, пожалуй, наиболее «спорном» и неоднозначном институте, как конфискация.

Согласно анализируемому закону, государство не имеет права конфисковать или отчуждать инвестиции внутреннего или иностранного инвестора без соответствующих юридических процедур и без решения суда и надлежащего юридического оформления.

Конфискация иностранных или внутренних инвестиций разрешается только с целью обеспечения общественного интереса. В случае возникновения подобной ситуации, перед конфискацией, государство обязано выплатить справедливую компенсацию по данной инвестиции на основе превалирующей рыночной стоимости или на основе оценочной стоимости, произведенной признанной международной фирмой.

Более того, частные инвесторы имеют право вывозить из Афганистана любые средства без уплаты налогов, полученные от правительства и являющиеся результатом конфискации.

В случае если у инвестора, интересы которого затронуты, имеются какие-либо жалобы, он имеет право обратиться в Верховную комиссию, которая предпримет надлежащие меры для удовлетворения разногласий.

Каков же механизм разрешения возникающих споров, в соответствии с Законом об инвестировании?

Споры между иностранными и внутренними инвесторами, с одной стороны, и Бюро по инвестированию и государственными служащими, с другой стороны, могут быть разрешены напрямую по взаимному соглашению мирным путем при соблюдении данного законодательства и основных документов инвестиционного проекта, включая специфические контракты, которые были подписаны, и соглашения, которые уже были приняты.

В случае же, если разногласия не могут быть урегулированы данным путем, стороны могут разрешать разногласия в соответствие с положениями Вашингтонской конвенции 1965 г. или в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Решение, принятое на основе данных международных соглашений по урегулированию разногласий и/или вынесенное по ним суждение следует считать окончательным и обе стороны обязаны принять это окончательное решение.

В случае различий между положениями данного законодательства и положениями существующих законов, относящихся к внутреннему и внешнему инвестированию, преимущество будет дано данному нормативно-правовому акту.

В заключение назовем те сферы афганской экономики, которые не попали под юрисдикцию Закона об инвестировании: строительство нефтепроводов и телекоммуникационной инфраструктуры, нефтегазовая промышленность, добыча полезных ископаемых, отрасли тяжелой индустрии. Инвестирование в данные секторы будет регулироваться отдельным законодательством.

42.38MB | MySQL:87 | 0,891sec