Недавний инцидент в секторе Газа, связанный с физическим уничтожением 15 августа 2009 г. властями ХАМАС ведущих руководителей салафитско-джихадистской организации «Джунд ансар Алла – Воинство сторонников Аллаха», поставил немало вопросов, связанных с возникновением этой и подобных ей религиозно-политических структур в пределах палестинского региона, их отношениях с правящим там движением ХАМАС, как и идеологией и деятельностью этих структур. В этом отношении немалый интерес может представлять опубликованное 20 августа 2009 г. лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» интервью одного из руководителей действующей в секторе Газа организации «Ансар ас-сунна – Сторонники Сунны» Абу Хамзы Аль-Микдаси, в котором этот человек как раз и отвечает на все эти вопросы. Как отмечала редакция этого саудовского «внешнего» издания, интервью было получено корреспондентом газеты в Рамалле через «надежного посредника».
Итак, первый вопрос интервью: «Когда в Газе была создана первая салафитская организация?». По словам интервьюируемого, это произошло в 2005 г., когда возникла группа «Джейш аль-ислям – Армия ислама», известная своим участием в похищении израильского капрала Гилада Шалита. В дальнейшем же, подчеркивал Абу Хамза Аль-Микдаси, «после того, как ХАМАС заявил о своем участии в (парламентских – Г.К.) выборах, а также усилилась экономическая блокада Газы, возникли и другие организации – “Джейш аль-умма – Армия уммы”, “Ат-Таухид – Единобожие”, “Аль-Джихад – Джихад”». В своем большинстве, добавлял далее интервьюируемый, «они состояли из членов исламских движений – ХАМАС, Исламский джихад, а также из тех, кто входил в вооруженные формирования других действующих в секторе Газа организаций».
Впрочем, подчеркивал Абу Хамза Аль-Микдаси, во вновь возникшие салафитские структуры влилась и «Джейш аль-ислям», состоявшая из членов клана Дагмаш (обычно рассматривавшегося в качестве одной из ведущих семей Газы, поддерживавшей ФАТХ – Г.К.), «вырезанного ХАМАС» (после осуществленного этим кланом в 2007 г. похищения английского журналиста Алена Джонстона – Г.К.). По словам Абу Хамзы Аль-Микдаси, «большинство участников организации “Джейш аль-ислям” было представлено членами этой семьи, после того, как случилось то, что случилось, все члены этой организации влились в другие салафитско-джихадистские структуры». Естественный вопрос корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Все же, правда ли, что некоторые из вас входили в ХАМАС, в Бригады Аль-Кассама (Бригады Изз Ад-Дина Аль-Кассама – вооруженное крыло движения ХАМАС – Г.К.), и почему они ушли из этих формирований?». Отвечая на этот вопрос, Абу Хамза Аль-Микдаси говорил: «Конечно, правда. Мы это и не скрываем. Среди нас есть и члены Джихада (Исламского джихада – Г.К.), Комитетов народного сопротивления (созданных противниками курса Ясира Арафата в рядах движения ФАТХ – Г.К.), других организаций. Причины же их прихода к нам каждый раз особые. Например, личная убежденность в том, что эти организации проводят политический курс, который меняется в зависимости от тех или иных обстоятельств, в силу чисто политических соображений и не зависит от твердой идеологической логики».
Корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат» интересовал и вопрос, связанный с тем, как Абу Хамза Аль-Микдаси (и, естественно, сторонники салафитских группировок) определяет «салафитскую организацию» и в чем состоит различие между «салафитской» и «салафитско-джихадистской» организацией. Естественно, отвечал интервьюируемый, идея «салафитской организации» восходит к асхабам – сподвижникам Пророка, которые и есть «люди сунны и общины». Если салафизм, таким образом, представляет собой старую традицию, то он – «похвальное следование по верному пути, а вовсе не некий новый путь». Это – «путь, базирующийся словом и делом на трех великих основах – Книга Господа (Коран – Г.К.), Сунна Пророка … и путь асхабов». Наконец, различие между «салафитской организацией» и «салафитско-джихадистской организацией» состоит в том, что «первая (салафитская организация – Г.К.) временно не обращается к обязанности джихада».
Но почему, все же, салафитский курс возможен в палестинской среде сектора Газа? И как Абу Хамза Аль-Микдаси, и салафиты этого палестинского региона относятся к тому, что корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат» называл «христианским обществом»? Это происходит потому, отвечал интервьюируемый, что «палестинское общество сохраняет верность традиции, оно мухафаза – консервативно, оно видит в исламе путь, по которому оно должно идти». Собственно, поэтому-то, говорил далее Абу Хамза Аль-Микдаси, «Господь Всемогущий и позволяет нам претворять шариат на этой земле с помощью доброго и благонравного слова». А что «христианское общество»? Это то, «на что нас обрек Господь – неизбежное зло». Видимо, с неизбежным злом необходимо только мириться.
Тогда сколько же «салафитско-джихадистских организаций действует в секторе Газа, каковы ведущие среди них и какова их численность»?
По словам Абу Хамзы Аль-Микдаси, в секторе Газа действует четыре такие группировки. Это – «“Джунд ансар Алла”, “Ансар ас-сунна”, “Джейш аль-умма” и (объединившиеся – Г.К.) “Ат-Таухид ва аль-джихад – Единобожие и джихад”». Конечно же, интервьюируемый исламистский деятель сектора Газа отказался отвечать на вопрос о численности этих организаций, однако заметил: «Хотел бы подчеркнуть, что салафитские организации имеют в своих рядах большое число молодых людей, исповедующих идею джихада, знающих Книгу Господа и постоянно присутствующих на молитвах в мечети». Отвечая на вопрос о том, в чем состоит «конечная цель» деятельности салафитских организаций, интервьюируемый сообщал: «Наша цель ясна – распространение исламского шариата среди сынов нашего народа с помощью тех способов, к опоре на которые призывает ислам. Мы призываем к искоренению пороков, к джихаду против сионистского врага, с Божьей помощью, вплоть до освобождения земли вознесения – ард аль-мисра (Пророк Мухаммед совершил исра – вознесение к престолу Всевышнего из Иерусалима – Г.К.)». Отсюда вытекает и взгляд салафитов сектора Газа на «израильскую оккупацию» (существование Израиля – Г.К.): «Мы смотрим на оккупацию так же, как смотрят на нее все сыны нашего народа – это агрессивный противник. Наш долг – вести против него джихад всеми возможными способами».
Насколько, все же, салафитские организации сектора Газа являются, собственно палестинскими, с одной стороны, и каковы их отношения с Аль-Каидой, с другой, — эти вопросы также были заданы Абу Хамзе Аль-Микдаси. По его словам, «все борцы, состоящие в рядах салафитско-джихадистских организаций, действующих в пределах Бейт аль-Мукаддас – Дома святости (исторической Палестины – Г.К.), палестинцы». Одновременно, как он подчеркивал, «у нас на это время нет отношений с Аль-Каидой, но, быть может, в будущем мы их установим». Корреспондент, тем не менее, задавал, в этой связи, и дополнительный вопрос: «Каким курсом вы следуете и принесли ли вы мубаяъа – клятву верности кому-либо за пределами Палестины?». Ответ Абу Хамзы Аль-Микдаси был почти обстоятелен: «Наш курс ясен. Он исламский. Мы черпаем наши законы из исламского шариата, а не из позитивистских установок. Мы считаем войну и джихад против сионистов нашим основным приоритетом. Мы выступаем против покушений на то, что является святым для наших граждан. Мы стремимся добрыми методами распространять исламский шариат среди наших граждан, как к тому призывает ислам. Вплоть до этой минуты мы не приносили никакой клятвы верности ни одному мусульманскому или какому-то другому деятелю за пределами Палестины».
Важной темой разговора корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат» с Абу Хамзой Аль-Микдаси стали вопросы, имеющие отношение к позиции салафитов сектора Газа в отношении ХАМАС (но также и официальных властей Палестинской Национальной Администрации – ПНА), обвинений, выдвигаемых руководством этого движения против, в частности, «Джунд ансар Алла» и других салафитов.
Интервьюируемый, в этой связи, говорил: «У нас нет никаких политических контактов с ХАМАС или с кем бы то ни было. Мы критикуем и политику ХАМАС, и политику палестинских правительств. Мы считаем, что эти правительства руководствуются позитивистскими законами, а не теми принципами власти, которые были ниспосланы Господом». В свою очередь, Абу Хамза Аль-Микдаси отрицал и существование каких-либо контактов между салафитами сектора Газа и, как он говорил, «руководством Администрации (ПНА – Г.К.) в Рамалле: «Существование таких связей – это часть обвинений, выдвигаемых ХАМАС для того, чтобы оправдать то, что это движение совершило в отношении организации “Джунд ансар Алла”. Это ложные обвинения, распространяемые с помощью средств массовой информации ХАМАС …, чтобы исказить образ и нанести ущерб престижу наших моджахедов, каждую минуту наносящих удары по оккупантам (израильским – Г.К.), где бы они ни находились. Это происходит в то время, когда ХАМАС всеми силами ищет примирения (с Израилем – Г.К.), чтобы продлить свое существование в Газе. Основываясь на наших убеждениях, мы категорически отвергаем как правительство ХАМАС, так и власть в Рамалле, потому что мы считаем, что они правят на основе позитивистских законов, потому что между нашим видением и нашей точкой зрения, с одной стороны, и точками зрения этих правительств, с другой, существуют кардинальные различия. Этими правительствами манипулируют евреи, крестоносцы (Запад – Г.К.) и другие силы. Именно они поддерживают существование этих правительств на благословенной земле Палестины».
Отрицая выдвигаемые ХАМАС против салафитов сектора Газа обвинения (касающиеся того, что они являются такфирийун – отлучителями, что они осуществляли преднамеренные убийства, как и взрывы в интернет-кафе, салонах красоты и христианских учреждениях Газы), Абу Хамза Аль-Микдаси подчеркивал: «Это лживые обвинения. Ислам, а вслед за ним и мы, не допускает ат-такфир – отлучения. Мы не отлучаем никого из сынов нашего народа. Мы не можем отлучить никого, кто говорит: “Нет Бога, кроме Аллаха”». Что же касается преднамеренных убийств, то, как он заявлял: «Мы, конечно, далеки от того, чтобы убивать. Нет никаких причин, которые ставили бы нас перед дилеммой: убивать или не убивать. Неправедное убийство любого человека – запрещено и с шариатской точки зрения недопустимо. Этот курс мы отвергаем. Но, чтобы все стало ясно, порой могут возникать обстоятельства, как это произошло в прошлую пятницу в Рафахе (ликвидация силами ХАМАС 15 августа 2009 г. провозглашенного в этом городе группировкой «Джунд ансар Алла» исламского эмирата – Г.К.), когда мы вынуждены противостоять и отражать нападение, всеми силами защищая себя».
Наконец, взрывы в Газе: «Это – неправда. Взрывы осуществляли сторонники Бригад Аль-Кассама …, а также люди из охраны ведущих фигур в правительстве (ХАМАС – Г.К.). … Однако я не отрицаю, что кто-то из нас имел отношение к некоторым из этих взрывов. Чаще всего это была личная инициатива. Взрывы, произошедшие в некоторых из упомянутых мест и осуществленные членами наших организаций, были направлены на то, чтобы положить конец распространению пороков. Но они осуществляли эти взрывы только после того, как владельцам этих мест … направлялись наши просьбы и советы. Если эти просьбы игнорировались, то осуществлялись взрывы. Однако это происходило поздно ночью, тогда, когда в этих местах уже никого не было. Но случаи взрывов, связанные с нашими сторонниками, были крайне немногочисленны».
«Тогда как же салафиты сектора Газа ответят на то, что произошло с организацией “Джунд ансар Алла”»? – задавал вопрос корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат». Абу Хамза Аль-Микдаси был, отвечая на этот вопрос, скорее, уклончив: «Мы ни с кем не находимся в состоянии войны. Мы ведем сражение с оккупацией (существованием Израиля – Г.К.), и от этого не отступимся. То, что произошло в прошлую пятницу (15 августа 2009 г. – Г.К.), как и последовавшие за этим преследования и репрессии против салафитов, как бы ни назывались их организации, мы категорически осуждаем. Мы заявляем, что пролитие мусульманской крови и внутреннее (между мусульманами – Г.К.) братоубийство недопустимы. Мы ждем, когда наши братья из “Джунд ансар Алла” выберут себе нового эмира, который будет руководить ими на основе принципа аш-шура – совещательности. Когда это будет сделано, мы продолжим наши контакты с их новым руководством, чтобы определить общие контуры наших совместных действий в будущем с тем, чтобы совместно действовать в интересах создания исламского эмирата – той цели, к которой мы все следуем».
Возможно ли, в этой связи, объединение всех действующих в секторе Газа салафитских группировок? По словам Абу Хамзы Аль-Микдаси, «до событий прошлой пятницы … мы прилагали настойчивые усилия, направленные на то, чтобы достичь реального объединения всех салафитско-джихадистских организаций под общим названием “Джунд ансар Алла фи акнаф Бейт Аль-Мукаддас – Воинство сторонников Аллаха в пределах Дома святости (исторической Палестины – Г.К.)”». Продолжая эту тему, он добавлял: «События, случившиеся в прошлую пятницу, произошли в тот момент, когда предпринимались практические шаги, направленные на решение этой задачи».
Наконец, вопрос, без которого общая картина салафитско-джихадистских организаций сектора Газа была бы неполной: «Откуда вы получаете финансовую помощь и достаточна ли она?». Ответ Абу Хамзы Аль-Микдаси гласил: «Мы получаем финансовую помощь от праведных мусульман, от людей добра (благотворителей – Г.К.), где бы они ни находились – как в пределах Дома святости (Палестины – Г.К.), так и за его пределами. Это – небольшие личные пожертвования. Однако, слава Богу, и у нас самих есть необходимые средства, с помощью которых мы способны удовлетворять наши нужды».