Вновь к вопросу о салафитско-джихадистских организациях Сектора Газа: интервью бывшего командира подразделения «Изз Ад-Дин Аль-Кассам»

Важнейшей чертой ситуации в секторе Газа после 15 августа 2009 г. (когда в Рафахе вооруженные сторонники ХАМАС, представленные вооруженным крылом этого движения «Изз Ад-Дин Аль-Кассам», разгромили организацию «Джунд ансар Алла – Воинство сторонников Аллаха», провозгласившую создание в этом городе «исламского эмирата») стали попытки иных салафитско-джихадистских группировок этого палестинского региона развернуть «кампанию мести» против правящего там режима. Частью этой «кампании» стали взрывы в Газе, целью которых было уничтожение нескольких отделений службы безопасности ХАМАС в этом городе. Как отмечали источники, связанные с этими группировками, организатором взрывов стал бывший командир подразделения «Изз Ад-Дин Аль-Кассам» Махмуд Талеб, ныне разыскиваемый властями сектора, уже арестовавшими несколько его бывших сослуживцев, обвиняемых в создании собственной салафитской группировки. Несмотря на преследование, М. Талеб смог дать интервью (обращаясь к возможностям электронной почты) внештатному корреспонденту (пишущему под псевдонимом) лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат», опубликованное этой газетой 6 сентября 2009 г. Этот документ, вне сомнения, представляет значительный интерес.

Речь идет, прежде всего, о том (а это был первый вопрос внештатного корреспондента), как М. Талеб хотел бы «представить себя» и сказать, к какой организации он принадлежит. Его ответ стоит процитировать полностью (хотя читатель этой статьи и окажется в полном недоумении перед множеством арабских слов): «Меня зовут Аль-Абд Аль-Факир иля Алла Абу Муатасим Аль-Макдаси или Махмуд Талеб». Имя, которое носит сегодня М. Талеб, требует расшифровки, и не только потому, что недоумение читателя статьи должно быть рассеяно. Итак, этот человек представляет себя в качестве «обращенного к Господу бедного раба Абу Муатасима иерусалимского». Стоило бы заметить, в этой связи, что используемое автором статьи для перевода на русский язык определения «Аль-Макдаси» как «иерусалимский» не столько проясняет, сколько искажает смысл этого определения, — термины одной цивилизационной матрицы (в случае М. Талеба – мусульманской) не всегда могут быть адекватно переданы с помощью терминов другой цивилизационной матрицы (в случае автора – иудео-христианской). Называя себя «Аль-Макдаси» (от арабо-мусульманского Аль-Кудс – лишь формально Иерусалим), М. Талеб выстраивает в связи с центральным городом Палестины принципиально иную цепь ассоциаций, чем та, которая в той же связи возникает у иудея или (вновь иная цепь ассоциаций) у христианина. Для М. Талеба речь идет не о «городе Давида» или городе «страстей Господних», но о городе, который был «первой кыблой (направлением, в сторону которого молится мусульманин) и второй святыней (после Мекки)», городом, куда однажды на чудесном коне Бурак был перенесен Пророк Мухаммед и где он молился (на этом месте возведена мечеть Аль-Акса – Удаленная – от Мекканского Храма) прежде чем был вознесен к престолу Господа. Этот «Аль-Кудс» в принципе едва ли совместим с «Иерусалимом» иудеев или христиан.

Обычно слово «Абу» используется по отношению к мужчине, имеющему детей, а в сочетании с другим именем, например, Муатасим, обозначает «Отец Муатасима», что предполагает, что сын этого мужчины (чаще – первый) носит это имя. Впрочем, возможны и другие ситуации, когда сочетание имени со словом «Абу» выступает в качестве, в частности, псевдонима человека, если речь идет о его революционной или подпольной деятельности. Но в любом случае, М. Талеб выбирает имя «Муатасим – Ищущий прибежища», естественно, у Господа. Назвал ли он так своего сына, есть ли у него этот сын, но идея «бедного раба», «ищущего прибежища» у Господа, выражена в избранном им для себя имени более чем очевидно. Этот Господь – Аллах, Всевышний мусульман, который повелевает М. Талебу «освободить» Аль-Кудс – Бейт аль-макдас – Дом святости (синонима всей Палестины) от «врагов» ислама.

К какой организации он принадлежит? Ответ вновь звучал символично: «Я принадлежу к салафитско-джихадистской организации (джамаъа), которую простые люди называют “Джальджалят”». М. Талеб не назвал реального названия той структуры, которую он возглавляет, он вновь выступил в роли «обращенного к Господу бедного раба», по сути дела, сказав (утверждать так автору позволяют его консультации с носителями арабского языка), что речь идет о «Голгофе». Да, разумеется, он имел в виду образ мук и страданий, но не Господних, а человеческих, — почитаемый в мусульманской традиции «Иса» (образ которого вовсе не идентичен образу Иисуса) – всего лишь «сын Марьям» – Марии. Важнее, тем не менее, другое, — так его организацию называют «простые люди», а он – один из них, если он просто «принадлежит» к этой организации. Эти «простые люди» (как везде и повсюду!) на стороне преследуемых и страждущих, восходящих на свою «Голгофу». В какой же степени власть ХАМАС держится на поддержке «простых людей», если, скрываясь от специальной службы правящего в секторе Газа движения, М. Талеб «переходит из дома в дом». А это – дома «простых людей».

Следующий вопрос нештатного корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Правда ли, что вы были одним из командиров “Изз Ад-Дин Аль-Кассам”, и когда вы оттуда ушли?». Ответ М. Талеба не менее символичен: «Да, я был в рядах “Изз Ад-Дин Аль-Кассам”, я был занят в специальном подразделении, но я ушел оттуда, когда ХАМАС пошел на языческие (аш-ширкийя) выборы». Видимо, переспрашивает собеседник М. Талеба, «вы имели в виду парламентские (ат-ташриъийя) выборы?». И вновь ответ далекий от того, чтобы быть однозначным: «Как сказал великий ученый в сфере хадисов Пророка Наим бен Хамад: “Если та группа, к которой ты примыкал, покрыла себя пороком, то ты обязан быть таким, какой была эта группа до того, как она покрыла себя пороком. Даже если ты и один, ты займешь (если ты отверг порок – Г.К.) место этой группы”».

Тогда почему же идти в «салафитско-джихадистскую организацию», спрашивал внештатный корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат», имея в виду, что существуют и политические структуры иного толка, как и иные идеологические доктрины? М. Талеб, ссылаясь на один из хадисов Пророка, заявлял: «Я считаю, что салафизм и джихадизм отвечают Сунне Господа и Его Пророка, как и деяниям благочестивых предков». Иные идеи, как и деятельность основывающихся на этих идеях организаций, партий и движений, далеки от того, чтобы отвечать высшему идеалу, — собственно, так и стоит понимать этот ответ М. Талеба, ведь, по его словам, «салафизм – не идея, а путь, по которому необходимо идти». Однако, при этом, он настойчиво повторял, отвечая своему собеседнику, что только «участие ХАМАС в языческих выборах содействовало распространению салафизма» в секторе Газа. Но ХАМАС обвиняет салафитов в том, что они «провозглашают неверными – куффар мусульман», замечал внештатный корреспондент лондонского арабоязычного издания: «Кровь, честь и имущество мусульман, — отвечал ему М. Тарик, — для нас харам – запретны. Разрешено из этого только то, что разрешает шариат и что считал неправедным Пророк … Мы считаем неверными только тех, кого таковыми считали Господь и Пророк. Тот, кто верует не в ислам – тот неверный – кафир». Иными словами, ХАМАС – организация, публично апеллирующая к исламской риторике и «претворяющая в жизнь» положения шариата, идентична Израилю, Западу, коммунистам или либералам?

Тогда, наверное, добавлял собеседник М. Талеба, стоило бы «принести присягу верности – мубаяъа Усаме бен Ладену?». Ответ был предельно ясен: «Да. Шейх Усама – наш эмир и наш властитель. … Он – человек истины. Его путь правилен. Он – шейх, который сражается, который полон самопожертвования, который поклоняется Господу». Приносилась ли салафитами Газы такая «присяга верности» кому-либо из зарубежных шейхов»? Нет, отвечал собеседник корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат», но, добавлял он далее, перечисляя имена ведущих идеологов джихадистского салафизма, «Абу Мухаммед Аль-Макдаси, ливиец Абу Яхъя, палестинец Абу Каттада, как и мудрец уммы шейх Айман Аз-Завахири – все они наши шейхи, и мы вооружаемся их наукой». А «Аль-Каида», интересовался далее корреспондент? М. Талеб, в этой связи, замечал: «Мы не входим организационно в «Аль-Каиду», но мы следуем ее путем, нас с ней связывает истинная вера. Они – наши братья, мы помогаем им, и мы преданы им».

Внештатный корреспондент ведущего арабоязычного издания современного мира перешел к «земным» вопросам – о получении организацией М. Талеба помощи, о том, «достаточна ли она?». Собеседник корреспондента возвращался к символам и сравнениям: «Скажу, как говорил наш Благородный Пророк …, моя доля – в тени моего копья». Отвечая же на вопрос корреспондента о том, не стремятся ли «салафитско-джихадистские организации» Газы к созданию «единой организации», он сказал: «Мы видим необходимость собрать всю умму и, в первую очередь, моджахедов, под одним знаменем. … Мы стремимся и к единству всех моджахедов в пределах Бейт аль-макдас – Дома святости», говоря иначе – Палестины «от реки до моря».

Корреспондента волновали и отношения М. Талеба с властями ХАМАС. Из ответов его собеседника стало ясно, что «для правительства ХАМАС» он стал «преступником номер один, представляющим опасность для национальной безопасности». Однажды, как говорил М. Талеб, он «сам сдался властям, чтобы положить конец вражде». Но ХАМАС «не выполнил поставленные условия», и «помощью Господа» собеседник корреспондента «бежал». Будет ли его организация «мстить за то, что произошло с “Джунд ансар Алла”»? Ответ был многозначен: «Мы не будем мстить. Мы лишь выполним то, что требует от нас шариат в отношении пролития крови наших братьев из “Джунд ансар Алла” и крови нашего шейха Абу Мухаммеда Аль-Макдаси». Являются ли салафиты Газы, продолжал корреспондент, «силой, способной противостоять ХАМАС»? Ответ вновь был многозначен и символичен: «Сила – только у Господа. Мы не стремимся к тому, чтобы обрести силу для борьбы с ХАМАС и палестинскими организациями (Западного берега – Г.К.). Мы стремимся стать сильными для того, чтобы глас Господа был превыше всего, а голос тех, кто стал неверными, был ниже всего. Нам нужна сила, чтобы существовала бы лишь вера в Господа. Мы начнем бороться с ними (ХАМАС и другими организациями – Г.К.) только во имя истины Господа, проводя курс на то, чтобы нанести им тысячу ран».

Да, говорил внештатный корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат», но ведь «существует оккупация». Если, отвечал ему М. Талеб, «неверный напал на святыни мусульман, то тогда джихад становится первейшей обязанностью». Этот «джихад – безусловен». Возникали ли у М. Талеба «проблемы в отношениях с ХАМАС в связи с его борьбой против оккупации?». Несомненно, отвечал ему его собеседник, «множество проблем, когда наше оружие и наша техника подвергались конфискации, а наши бойцы, возвращавшиеся с боевых заданий, арестовывались». Не стоял ли М. Талеб за «попыткой покушения на бывшего американского президента, когда тот, посещал (в июне 2009 г. – Г.К.) Газу?». Ответ был откровенен: «Да. Мы хотели убить неверного – кафир Джимми Картера и неверного – кафир Тони Блэра». Комментарии в этом случае – излишни (даже если Дж. Картера до слез растрогали пострадавшие от израильской операции «Литой свинец» палестинские дети, он же, что в равной степени относится и к бывшему британскому премьер-министра, стоял «за спиной израильской агрессии»). Тем не менее, стоило бы обратить внимание на различие лексики, использовавшейся нештатным корреспондентом «Аш-Шарк Аль-Аусат», с одной стороны, и М. Талебом, с другой – в одном случае «попытка покушения», в другом – «убийство»! А «убить их», продолжал собеседник корреспондента, «мы должны были» потому, что «руки Картера и Блэра запятнаны кровью мусульман», как и потому, что «шариат определяет статус неверных в качестве жителей стран мира – ахль ас-сульх, жителей стран договора – ахль аль-ахд или в качестве покровительствуемых – ахль аз-зимма». Страшные слова!

Но все же, кто основной противник М. Талеба и его салафитско-джихадистских сторонников? Да, есть «неверный» Израиль, да, есть «неверный» Запад, но как же часто этот человек вспоминал ХАМАС! Правящее в секторе Газа движение участвовало в «языческих выборах», оно подвергало репрессиям боевиков, возвращавшихся после нанесения очередных ударов по израильским объектам и поселениям (пусть даже речь шла и о борьбе с «оккупацией»). Наконец, ни кто иной, как ХАМАС, «сорвал операцию против» обоих «неверных», «арестовав тех моджахедов, которые должны были ее исполнить». Более того, по мнению М. Талеба, с точки зрения установок шариата «власть ХАМАС в Газе и Палестинской Национальной Администрации – ас-сульта в Рамалле» заключается в следующем: «Мы считаем, что исламские группировки, участвующие в выборах, включая и парламентские, это группировки, основывающиеся на новшестве – бидъа, отрицаемые Господом. Мы считаем, что лаицизм – аль-ульманийя, под какими бы знаменами и названиями он ни выступал, на базе каких-либо партий он ни действовал, это безбожие – куфр и отход от сообщества ислама. Каждый, кто придерживается таких идей, кто призывает к ним, кто поддерживает их, кто правит на их основе, тот – безбожник-язычник, даже если он говорит об исламе и считает себя мусульманином». Далее он продолжал: «Мы считаем, что правители, властвующие, не опираясь на Книгу Господа (Коран – Г.К.), это – неверные отступники. … Каждый мусульманин обязан использовать силу и выступить против них с оружием в руках. Мы считаем, что демократия – это современная смута – фитна, обожествляющая тварь и господство твари». ХАМАС – это основной противник салафитов-джихадистов Газы?

Но все же, может быть, это только слова? ХАМАС же, как говорил нештатный корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат», обвиняет М. Талеба и его сторонников в том, что «они связаны с Администрацией в Рамалле». Таких связей нет: «Представьте правдивые доказательства, — восклицал собеседник корреспондента. – Это – ложь, с помощью которой ХАМАС оправдывает убийства наших братьев-моджахедов. … В ответ мы говорим ХАМАС: “Мы никогда не лгали. Мы никогда не приводили к власти тиранов, неверных и отступников”».

И последний вопрос: «Сегодня мечта об исламском эмирате рассеялась? Можно ли действительно его создать?». На него последовал последний ответ: «Это – не мечта. Это обещание, данное Господом и Пророком в подлинных хадисах. … Что же до его создания. Если позволит Господь, мы создадим халифат, придав силы сильному и опровергнув презренного. Сила дана Господом исламу и мусульманам. Презренными Господь сделал язычников и многобожников. То, что сделал шейх Абу Нур (убитый 15 августа 2009 г. руководитель организации “Джунд ансар Алла” – Г.К.), стало началом рождения этого эмирата».

52.31MB | MySQL:103 | 0,516sec