Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 августа – 6 сентября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Иране и на палестино-израильском направлении. 3 сентября иранский парламент в основном утвердил персональный состав нового правительства страны, предложенный президентом ИРИ М. Ахмадинежадом. Правительство Израиля 6 сентября разрешило постройку нового жилья в существующих еврейских поселениях на территории Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) до вступления в силу моратория на строительство новых поселений.

Парламент Ирана поддержал 18 из 21 кандидата на министерские посты в новом правительстве страны. Впервые за 30 лет существования Исламской республики министром стала женщина – М. В. Дастерджи, утвержденная на посту главы министерства здравоохранения. Руководителем министерства иностранных дел остался М. Моттаки. Министром обороны утвержден А. Вахиди, который разыскивается Интерполом за причастность к организации теракта в Еврейском центре в Буэнос-Айресе в 1995 г. Парламентарии отклонили кандидаток на посты министров просвещения и социального обеспечения, а также кандидата на пост министра энергетики.

В Тегеране на прошедшей неделе было объявлено, что Иран подготовил новые предложения для переговоров по своей ядерной программе и готов возобновить диалог по ней с ведущими державами мира. При этом Тегеран отвергает давление со стороны мирового сообщества по установлению крайних сроков для «возобновления дискуссий» по иранской атомной тематике и «не поддаться» такому давлению. Со своей стороны, представители стран, входящих в международную «шестерку» по переговорам с ИРИ (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) на встрече в Германии призвали Иран к скорейшему возобновлению прямых переговоров. На встрече также было подчеркнуто неотъемлемое право ИРИ на мирное использование ядерной энергии и необходимость полного снятия у мирового сообщества озабоченности по поводу характера иранских атомных проектов. Евросоюз 3 сентября заявил, что у Ирана имеется выбор между мирным развитием ядерной энергетики и введением новых санкций, если Тегеран не убедит мир в отсутствии военных элементов в его ядерной программе.

Иранский МИД официально заявил, что Исламская республика считает неприемлемым недавнее заявление президента Франции Н. Саркози о том, что «иранцы заслуживают лучших руководителей, нежели имеют в настоящее время». Это заявление, а также высказывания канцлера Германии А. Меркель в Тегеране назвали «очевидным вмешательством во внутренние дела» Ирана и «продолжением усилий по дестабилизации обстановки» в ИРИ.

Сообщается, что президент США Б. Обама направил верховному руководителю Ирана А. Хаменени новое (второе по счету) послание, в котором высказался за улучшение отношений между двумя странами.

Намерение правительства Израиля разрешить возведение новых жилых домов в поселениях на ЗБРИ до вступления в силу решения о замораживании строительства здесь новых еврейских поселений получило негативную оценку со стороны США, Евросоюза и палестинского руководства. Вашингтон официально заявил, что «сожалеет» о намерении Израиля продолжить строительство на Западном берегу, отметив, что подобные действия являются прямым нарушением обязательств, данных Израилем в рамках плана «Дорожная карта». Также было подчеркнуто, что «США не считают легитимным расширение поселений и призывают Израиль прекратить шаги в этом направлении». С аналогичными заявлениями выступили представители стран Евросоюза. Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас 4 сентября после переговоров в Париже с президентом Франции Н. Саркози заявил, что считает израильские намерения «неприемлемыми». Ранее, находясь с визитом в Катаре, Аббас в очередной раз подчеркнул, что палестинцы «не возобновят мирные переговоры с Израилем, пока не будет полностью остановлено строительство поселений, в первую очередь, в Иерусалиме». Однако, не взирая на все эти предостережения, израильское правительство 6 сентября одобрило планы возведения нового жилья в поселениях на ЗБРИ.

2 сентября в Иерусалиме состоялась встреча заместителя главы израильского правительства С. Шалома с палестинским министром экономики Б. Хури, которые обсудили экономические вопросы. Это была первая встреча представителей сторон на столь высоком уровне после прихода к власти в Израиле правительства Б. Нетаньяху. В этот же день израильские власти освободили из тюрем 9 депутатов палестинского парламента от радикального исламистского движения ХАМАС, находившихся в заключении более 40 месяцев. В тюрьмах Израиля остаются еще 23 парламентария от ХАМАС.

В последнее время палестинские боевики из сектора Газа вновь стали подвергать ракетным и минометным обстрелам приграничные районы Израиля. Пока интенсивность этих обстрелов остается низкой. В ответ израильские ВВС наносят удары по различным объектам на территории палестинского анклава.

Сложная военно-политическая обстановка сохраняется в Афганистане. Командующий силами НАТО в этой стране американский генерал С. Маккристалл считает необходимым пересмотр стратегии борьбы с радикальным исламистским движением «Талибан», т. к. нынешняя стратегия, по его мнению, является неэффективной. В своем отчете для высшего руково-дства США генерал утверждает, что, несмотря на имеющиеся значительные трудности, шансы на достижение успеха в Афганистане все же имеются. Маккристалл подчеркивает, что защита гражданского населения от талибов должна стать главным приоритетом для западной коалиции в стране. Кроме того, для изменения ситуации в позитивном направлении генерал рекомендует «усилить нашу решимость и улучшить координацию действий». В отчете говорится, что афганское население все меньше доверяет иностранным войскам, поскольку его жизнь от борьбы с движением «Талибан» не меняется к лучшему. Командующий силами коалиции настаивает на том, чтобы инициативу в борьбе с противником должны взять на себя афганские силы, но при этом местная армия еще в течение трех лет не будет готова к самостоятельным действиям, а для подготовки афганской полиции потребуется еще больше времени. Маккристалл призывал также активнее использовать тактику переговоров с талибами и улучшать ситуацию с рабочими местами в стране.

По мнению главы Пентагона Р. Гейтса, победа в Афганистане «ускользает из рук» нынешней американской администрации. Для исправления ситуации Гейтс считает необходимым в течение ближайших месяцев продемонстрировать положительные результаты в реализации стратегии действий, предложенной президентом Б. Обамой для Афганистана и Пакистана.

После подсчета 75 проц избирательных бюллетеней на президентских выборах, состоявшихся 20 августа, лидирующие позиции укрепил действующий глава государства Х. Карзай, за которого проголосовали 48,6 проц избирателей. Его главный соперник А. Абдулла получил 30,7 проц. Ожидается, что окончательные итоги выборов будут обнародованы 17 сентября. Афганский избирком из-за имевшихся нарушений аннулировал итоги голосования на 447 избирательных участках. А. Абдулла обвиняет власти в массовых подтасовках и фальсификации итогов голосования. Многие в Афганистане и за его пределами опасаются, что противостояние Карзая и Абдуллы может привести к подрыву хрупкого баланса в межэтнических отношениях в стране, которое с трудом удавалось поддерживать в последнее время.

По данным ООН, площади под посевами мака в Афганистане сократились на 22 проц, а производство опиума сократилось на 10 проц.

Пакистанская армия продолжает проводить войсковые операции различного масштаба и интенсивности против вооруженных формирований местных талибов на западе страны в районах, прилегающих к границе с Афганистаном. Действия наземных сил активно поддерживает авиация, в т. ч. вертолеты. На минувшей неделе позиции, базы и места расположения бое-виков были атакованы в долине Сват на северо-западе Пакистана, в горном районе Кибар и в районе Хайберского перевала, являющегося главной наземной артерией, связывающей Пакистан с Афганистаном. Боевики же в последнее время вновь участили нападения на колонны автомашин, доставляющие различные грузы для войск НАТО, действующих на афганской территории. В частности, 31 августа в результате нападения на транспортный конвой талибы смогли уничтожить 16 бензовозов. Сложная обстановка сохраняется и в некоторых других районах Пакистана. Так, 2 сентября в столице страны Исламабаде неизвестные экстремисты обстреляли автомобиль, в котором находился министр по делам религиозных общин страны Х. С. Кашми.

На северо-западе Йемена, главным образом в провинции Саада продолжаются боевые действия правительственных войск с вооруженными отрядами шиитских мятежников. Действия армейских частей поддерживаются артиллерией и авиацией. Периодически объявляемые сторонами предложения о прекращении огня ими же не соблюдаются. Власти заявляют, что военные действия будут продолжены до тех пор, пока повстанцы не согласятся на предложенные им условия прекращения огня, предполагающие полное разоружение противника. В ответ лидеры мятежников заявляют о решимости вести с правительством в Сане «долгую и изнурительную войну на уничтожение». В районе боевых действий сложилась очень тяжелая гуманитарная ситуация. Растет число беженцев, но многие жители не могут перебраться в более безопасные места. Крайне затруднена доставка продовольствия и оказание медицинской помощи мирным жителям.

Напряженность сохраняется в иракско-сирийских отношениях. Багдад продолжает требовать от Дамаска выдачи находящихся на территории САР руководителей иракских баасистов, подозреваемых в организации крупных терактов в иракской столице, других лиц, подозреваемых в террористической деятельности и организации вооруженного сопротивления нынешнему режиму. Ирак также настаивает на создании специального международного трибунала «для военных преступников, которые планируют и осуществляют убийства мирных иракцев». Для усиления охраны границы с Сирией власти Ирака перебросили в приграничные районы дополнительные силы — несколько тысяч полицейских. Сирия же, как заявил президент Б. Асад, отвергает иракские обвинения в свой адрес, считает их «аморальными» и «политически мотивированными». Между тем ситуация в сфере безопасности в Ираке, особенно в центре и на севере страны остается сложной. На минувшей неделе в Багдаде, Мосуле и некоторых других городах были совершены очередные теракты и вооруженные нападения.

31 августа новым лидером крупнейшей шиитской партии страны – Высшего исламского совета Ирака вместо умершего А. А. Хакима официально избран его 38-ми летний сын Аммар Хаким, который фактически возглавлял партию с 2007 г.

3 сентября по итогам встречи в Анкаре делегаций Турции, Сирии и Ирака Турция согласилась принять меры по увеличению объемов пресной воды рек Евфрат и Тигр, сбрасываемых для Сирии и Ирака. Три страны также договорились об экономичном расходовании воды и создании современных систем ирригации и водоснабжения. Ряд районов Ирака и Сирии в этом году находятся на грани полной засухи.

Оппозиционные политические движения и партии Египта согласись создать альянс для борьбы за проведение в стране реформ и противостояния правящей Национально-демократической партии. Ведущей силой нового объединения станет «Ассоциация братьев-мусульман». В альянс войдет также партия «Кифая» («Хватит»), ряд других партий и организаций. Оппозиция ставит перед собой задачу добиться успеха на ближайших выборах в Национальное собрание и выставить единого кандидата на президентских выборах в 2011 г.

Правящее на юге страны Суданское народно-освободительное движение (СНОД) и ведущая оппозиционная партия на севере Судана — «Аль-Умма» подписали в столице Юга Джубе соглашение об альянсе. Представители СНОД заявили, что подписанное соглашение будет способствовать проведению в стране свободных и справедливых всеобщих выборов в 2010 г., а в 2011 – проведению референдума о независимости Южного Судана.

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Египта

Характерной чертой египетской дипломатии при президенте Х. Мубараке стали тщательная оценка ситуации и принятие на ее основе продуманных решений, исходя из национальных интересов страны, выбор в каждом конкретном случае таких внешнеполитических партнеров, чьи интересы совпадают с интересами АРЕ. Балансируя между отстаиванием общеарабских интересов и собственных планов укрепления лидирующих позиций на Ближнем Востоке, Египет активно и зачастую плодотворно взаимодействует со всеми региональными и мировыми «центрами силы». АРЕ заинтересована в поддержании стабильности в регионе и нормальных отношениях с соседними странами для решения своих сложных внутренних проблем.

Можно назвать четыре традиционно наиболее важные зоны стратегических и внешнеполитических интересов Египта: Северная Африка, Африканский Рог (включая Судан), Левант и зона Персидского залива. В Каире считают, что обстановка в этих регионах оказывает непосредственное влияние на состояние национальной безопасности АРЕ. В первую очередь это касается Леванта, стран Северной Африки и Судана.

Основополагающей целью внешней политики Египта остается последовательное утверждение лидерства страны в арабском мире, всемерное упрочение позиций АРЕ на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке. Египет всегда находился и находится в центре всех политических событий в этих регионах. Вес Египта для сохранения региональной стабильности обусловлен его ролью как одного из ближневосточных «центров силы», государства, которое по своему геополитическому положению не может оставаться сторонним наблюдателем происходящих здесь событий. АРЕ при проведении своей арабской и региональной политики стремится играть роль сдерживающего фактора и арбитра при решении многочисленных спорных вопросов политического, экономического и погранично-территориального характера на Арабском Востоке и в Африке. Каир стремится активно играть роль посредника в ближневосточном урегулировании (БВУ), влиять на ситуацию в зоне Персидского залива. Египет настойчиво продвигает идею расширения экономического сотрудничества между странами Ближнего Востока. В то же время отсутствие у египтян достаточно эффективных экономических, военных и политических рычагов воздействия на развитие событий, наличие влиятельных соперников (прежде всего Саудовской Аравии), сильная зависимость АРЕ от иностранной финансовой, экономической и военной помощи не позволяют Каиру стать реальным лидером арабского мира. Поэтому, несмотря на авторитет АРЕ и президента Х. Мубарака, в ближневосточных и африканских странах далеко не всегда и не во всем следуют египетским рекомендациям и поддерживают инициативы, исходящие из Каира.

Приоритетное место во внешней политике АРЕ отводится поддержанию военно-политического партнерства с США, которое позволяет регулярно получать в крупную военную и экономическую помощь, дает основание рассчитывать на возможность американского содействия в случае обострения внешних угроз Египту. Вместе с тем сотрудничество с Вашингтоном в значительной степени привязывает Каир к американской политике в ближневосточном регионе, ограничивает Египту поле для внешнеполитического маневрирования. АРЕ считает США единственной сверхдержавой современного мира и главным игроком на политической арене Ближнего Востока. Ориентация на США в значительной степени обосновывается правящими кругами страны тем, что Египет по-прежнему сильно нуждается в американской военной и экономической помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в АРЕ может нарушиться или даже рухнуть (аналогичной точки зрения придерживаются и многие американские политики). В Каире приветствовали намерение президента США Б. Обамы улучшить отношения с исламским миром и более активно действовать в деле урегулирования арабо-израильского конфликта. Разногласия, имеющиеся между Каиром и Вашингтоном, не носят острого характера и не могут серьезно помешать развитию двусторонних отношений. В целом есть все основания полагать, что Египет на обозримую перспективу сохранит свое значение опорного пункта США на Ближнем Востоке.

Проблема обеспечения Египта водами Нила занимает важнейшее место в его отношениях со странами бассейна этой реки. Каир всегда занимал и занимает жесткую позицию в отстаивании своих интересов в водном вопросе. АРЕ намерена решать нильскую проблему путем переговоров с заинтересованными сторонами, но при этом не исключают угроз применения силы или даже самого применения ее в случае открытого отказа какой-либо страны бассейна реки удовлетворить в необходимом объеме потребности Египта в пресной воде.

АРЕ принимает активное участие в процессе БВУ, играя роль посредника между арабами и Израилем. В Каире понимают, что отсутствие прогресса в арабо-израильском урегулировании, периодические обострения застарелого конфликта чреваты потенциальной опасностью его перерастания в новую масштабную войну, в которую в той или иной степени может быть вовлечена АРЕ. Египетская позиция по БВУ заключается в достижении «сбалансированного мира», основанного на взаимном признании и сосуществовании арабских стран и Израиля, что подразумевает справедливое разрешение палестинской проблемы, включая создание независимого Палестинского государства, а также израильский уход из сирийских Голанских высот. Каир содействует палестино-израильскому диалогу, стремится к налаживанию диалога между Израилем и Сирией.

События, связанные с войной в Ливане летом 2006 г., отчетливо показали, что Каир выступает, причем достаточно твердо, против провокационных антиизраильских действий экстремистских сил в арабском мире и не желает обострения отношений с Израилем, а тем более нового вооруженного конфликта с ним. В целом АРЕ можно считать образцом прагматичного подхода к Израилю. Вместе с тем существующее недоверие между двумя странами, взаимная подозрительность относительно намерений друг друга накладывают негативный отпечаток на египетско-израильские отношения и не позволяют им реально стать добрососедскими, хотя оба государства заинтересованы в поддержании нормальных политических и экономических связей. Данное обстоятельство в значительной мере объясняет наращивание Египтом и Израилем своих военных потенциалов.

Египет пристально следит за развитием ситуации в зоне Персидского залива, полагая, что происходящие там события напрямую связаны с его национальной безопасностью. АРЕ заинтересована в поддержании стабильности и безопасности в нефтедобывающих аравийских монархиях, рассматривая их в качестве одного из важных источников получения финансово-экономической помощи и емкого потребителя египетских рабочих рук. Египет выражает готовность оказать всю необходимую помощь, включая военную, странам ССАГПЗ в деле защиты их суверенитета и территориальной целостности от иностранных посягательств.

Сложный характер имеют отношения с Ираном, которые до настоящего времени полностью не нормализованы. Каир с настороженностью относится к ядерным амбициям Тегерана. Египетское руководство серьезно озабочено ростом иранской политической и иной активности в странах Ближнего Востока. Египет выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, сохранение единства и территориальной целостности этой страны. Усилия АРЕ в отношении Судана направлены на недопущение раздела этой страны по линии Север – Юг и урегулирование конфликта в Дарфуре. Каир ратует за тесную координацию действий арабских и других стран в борьбе с международным терроризмом и политическим экстремизмом. Египет — сторонник превращения ближневосточного региона в зону, свободную от ядерного оружия. АРЕ подписала договор о нераспространении ядерного оружия, инициировала провозглашение Африки зоной, свободной от ядерного оружия. Каир поддерживает идею установления международного контроля над ядерным оружием и атомными объектами Израиля и присоединения этой страны к ДНЯО. Египет отказывается подписывать дополнительный протокол к договору, позволяющий инспекторам МАГАТЭ осуществлять внезапные проверки ядерных объектов, до тех пор, пока этого не сделает Израиль.

АРЕ заинтересована в развитии многоплановых отношений с Россией, однако сохраняющаяся сильная зависимость от США существенно препятствует расширению российско-египетского сотрудничества. Также следует подчеркнуть, что возврата к тому уроню сотрудничества, который существовал между нашими странами во времена Г. А. Насера, не произой-дет.

Таким образом, современная внешняя политика Египта характеризуется активностью и многовекторностью. Она отражает амбиции руководства страны в деле укрепления лидирующих позиций Каира в арабском и мусульманском мире, поддержании высокого авторитета АРЕ на международной арене.

52.41MB | MySQL:103 | 0,503sec