Иранский МИД об актуальных проблемах внешней политики ИРИ

Насер Канани – спикер Министерства иностранных дел Ирана, на состоявшейся на днях пресс-конференции с широким участием местных и иностранных журналистов, озвучил официальную точку зрения своего ведомства, и, разумеется, всего государства, на ряд вопросов, представляющих несомненный интерес как на национальном, так и глобальном и региональном уровнях. В актуальном аспекте они не всегда однозначно артикулируются, поэтому на нынешнем, весьма чувствительном этапе новейшей иранской истории, пресс-конференция вызвала внимание, как журналистов, так и многочисленных экспертов. В числе главных проблем, упомянутых спикером внешнеполитического ведомства и перепечатанных многими иранскими и иностранными СМИ – нормализация ядерной программы страны, длящиеся уже почти три месяца протестные акции, отношение ИРИ к российской военной операции в Украине  и др. Ниже коснемся именно этих трех      вопросов.

МИД ИРИ видит в переговорном процессе по ядерной проблеме только одну цель – снятие незаконных санкций. «Эту позицию, — говорит Канани, — мы давно и однозначно изложили, она понятна всем участникам переговорного процесса» и добавил «Вот почему мы будем продолжать переговариваться приемлемым нам путем, ибо он отражает принципиальную позицию ИРИ и ее коренные интересы». Это, считает спикер иранского МИДа, поддерживается всеми соседями Иран. ИРИ активно сотрудничает, уверяет спикер, на базе общих интересов и регионального взаимодействия, поддерживая любые конструктивные инициативы в этой области. «Мы осуждаем и не приемлем вмешательство во внутренние дела Ирана и никому не позволим посягать на территориальную целостность Ирана», — сказал он.

Канани указал на непреходящую важность решения ядерной проблемы, считая ее максимально важной для международного сообщества. Он, однако, не акцентировал внимание на том, что решение ядерной проблемы оказалось в последнее время в глубоком тупике. В США и Израиле выражают в этой связи удовлетворение, ибо достижение соглашения и предоставление денег и разнообразных уступок исламскому режиму вызовет нестабильность и напряженность на Ближнем Восток, а присоединение Ирана к ядерному клубу вызовет региональную гонку вооружений. Действительно, ИРИ уже обладает достаточными запасами оружейного урана, превышающими разрешенный СВПД предел, страна реализует обогащение урана до 60 %, пробует в тестовом режиме поднять эту планку до 90%, внедряет центрифуги шестого поколения. Все это запрещено СВПД от июля 2015 г., из которого Иран практически вышел. Однако, по заявлению спикера МИДа, Иран «остается верным обязательствам СВПД и международным законам, и все его действия легитимны». Вот почему Н.Канани решительно оппонирует введению «новых незаконных санкций против Ирана со стороны некоторых стран…Иран, не колеблясь, использует свои возможности и законные права для сдерживания неправильного и неконструктивного поведения таких стран и будет своевременно реагировать на любое такого рода действие». Что касается заявления Канани о несомненном приоритете иранской ядерной программы над другими  жгучими проблемами, то тут ИРИ, как нам кажется, ждет сюрприз: 10 дней назад было официально объявлено об изменении позиции США в этом вопросе. В заявлении спецпредставителя США по Ирану Р.Малли подчеркивалось, что соглашение о судьбе иранской ядерной программы, то есть СВПД,  больше не является основным приоритетом нынешней администрации Джо Байдена, ибо США фокусируется на том, чтобы помешать поставкам в Россию иранских вооружений и поддержать основополагающие чаяния иранского народа. «Так мы можем изменить ситуацию».

Последняя фраза касается и проходящих в Иране уже два с половиной месяца протестных акций, с которыми США связывают даже потенциально возможный демонтаж исламского режима. Что касается точки зрения МИДа на сложившуюся ситуацию, то Н.Канани, реагируя на вопрос корреспондента CBS, сказал, что Исламская Республика Иран признает право на мирный протест на основании существующих в стране законов. По его словам,  критика сложившегося в стране положения в виде разрешенных законных протестов в стране допустима, «и все граждане могут законным путем выражать свои протесты и критические замечания иранским официальным лицам». При этом спикер МИДа отметил, что «неконструктивное вмешательство иностранных государств во внутренние дела Ирана является незаконным и бесполезным». Н.Канани обратил внимание на то, что протесты является законными, и Исламская Республика Иран принимает их, а «беспорядки являются неконструктивными, и иностранная поддержка беспорядков не поможет донести до власти голоса протестующих и критиков». Спикер МИДа ИРИ не провел грани между протестами и беспорядками. Он игнорировал и данные о том, что  в течение последней недели наблюдается ужесточение давления силовиков на протестующих. Количество убитых уже превысило 700,  а арестованных – исчисляется многими тысячами. По данным информагентства «Тасним», только в Тегеране в камерах предварительного заключения содержатся 20 несовершеннолетних.  Уже вынесено порядка 10 смертных приговоров, которыми режим пытается запугать активную часть населения, заставить их свернуть свою борьбу. Два приговора уже приведены в исполнение, причем публично. В СМИ с целью устрашения помещены фото повешенных. Много пострадавших и среди иранских силовиков: парламентарий Зохрэ Эллахиан привела цифру в 7 тысяч человек. Большой резонанс имел такой факт: сестра верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи  — Бадри Хосейни Хаменеи  — отреклась от него и призвала силовиков переходить на сторону народа. По данным Телеграм канала «Дежурный по Ирану», первым среди высших иранских чиновников протесты поддержал экс-глава Гостелерадио ИРИ Мохаммад Сарафраз.

Спикер иранского МИДа коснулся также актуального в последнее время вопроса военного сотрудничества с Россией. В частности, Н.Канани, реагируя на вопрос корреспондента Sputnik об отправке в Иран военного советника по закупке техники для России, сказал, что двустороннее сотрудничество на этом направлении основано на общих интересах, причем, в самых различных областях, в том числе – оборонной, и ни в коей мере не нацелено против любых третьих стран. Касаясь закупок Россией баллистических ракет у Ирана, спикер иранского МИДа сказал, что точка зрения Ирана на эти претензии неоднократно озвучивалась на разных уровнях. Уклоняясь от прямого ответа на такой вопрос, Н.Канани уточнил, что ИРИ не являемся стороной войны в Украине и придерживается следующей однозначной позиции – у этого кризиса есть только политическое решение при помощи диалога для установления мира и прекращения войны. «Мы много раз говорили, что не предоставляли оружия или военной помощи ни одной из сторон в этой войне, и еще раз подчеркиваем, что Иран всегда пытался и готов использовать все свои возможности, чтобы возобладал путь переговоров. По словам дипломата, претензии к Ирану политически мотивированы и выдвигаются странами, отправляющими оружие одной из сторон военного конфликта. «Обвинениями против Ирана они прикрывают свои действия как раз по поставке вооружений Украине», — сказал он.

Однако подобные утверждения противоречат сказанному главой МИД Ирана всего месяц назад. Касаясь прежнего отрицания Ираном поставки БПЛА для военной операции на территории Украины, Хосейн Амир-Абдоллахиан   признал, что это правда. «Мы предоставили России небольшое количество беспилотников за несколько месяцев до СВО на Украине». Авторитетный иранский сайт написал в этой связи, что иранские радикальные исламисты видят в этом демонстрацию достижений оборонного комплекса ИРИ, ибо данная техника поставляется второй военной державе мира. Нельзя игнорировать и тот факт, что украинский министр Д.Кулеба  в ноябре показал на встрече глав МИДов группы J7 остатки   корпуса иранского беспилотника, сбитого в Киеве.

53.34MB | MySQL:103 | 0,596sec