Иран: возрождение переговорного процесса и экономические трудности

Как известно, в последние недели переговорный процессе по ядерной программе Ирана оказался в непреодолимом тупике. Мировые СМИ широко цитировали слова американского президента Дж.Байдена, заявившего в общении с журналистами, что СВПД мертв,  «но мы пока не можем объявить об этом». Аксиома о тупике, которую вначале опосредованно, а потом и во весь голос озвучивали США и европейская тройка – Великобритания, Франция и Германия, не вызвала внятной реакции в Тегеране. Там, устами пресс-секретаря МИД ИРИ Насера Канани в начале декабря уходящего года заявили, что Тегеран будет по-прежнему вести переговорный процесс, «ибо он отражает принципиальную позицию ИРИ и ее коренные интересы». Что касается США и Израиля, то им как раз на руку нынешняя ситуация, ибо судьба СВПД ( Совместный всеобъемлющий план действий, перс. Барджам) сейчас покрыта полным мраком. Переговоры по восстановлению почти распавшегося договора шли, ни шатко, ни валко, с марта 2021 г., основываясь на не стыкующихся друг с другом позициях Ирана и переговорщиков, причем, требования оппонирующей Ирану стороны артикулировали в большинстве своем США, до сих пор не имеющие возможности прямого диалога с Исламской Республикой. Такая ситуация с самого начала была обречена, хотя стороны в ходе переговорного процесса делали оптимистические заявления. Но даже в сложившихся условиях в ИРИ логично предполагали, что если в каком-то виде многострадальный договор будет подписан, это немедленно даст много плюсов Итану, хотя, по мнению их оппонентов, на региональном уровне это повлечет за собой дестабилизацию и беспрецедентную милитаризацию. Понятно, что предоставление преференций  Тегерану, вытекающих из обновленного документа,  вряд ли будет оправданным, учитывая неоднократные рецидивы грубого  нарушения условий СВПД, подписанного в середине июля 2015 г. Ираном и шестью международными посредниками, 5 из которых являются Постоянными членами Совета Безопасности ООН. После выхода в одностороннем порядке из Договора в мае 2018 г. ведущего оппонента ИРИ — США, Иран спустя некоторое время начал в открытую пренебрегать условиями СВПД,  идя  на постепенное его разрушение. На сегодня Иран стал пороговым государством, накопил достаточный запас оружейного урана, давно превысивший установленный СВПД предел, он поднял обогащение урана до 60%, запустил в тестовом режиме планку обогащения до 90%, производит и внедряет центрифуги шестого поколения. Все это  не что иное как грубое нарушение СВПД, из которого Иран уже практически вышел.

При этом ИРИ перманентно заявляет, что «остается верной обязательствам СВПД и международным законам, и все ее действия легитимны». Если мы обратимся в иранским СМИ на фарси, то там в контексте тянущихся уже более полутора лет переговоров, фигурирует, как главное условие ИРИ, лишь требование незамедлительного снятия всех санкций, наложенных на Иран в течение послереволюционного периода. За прошедшие почти два года ИРИ временами соглашалась на корректировку количества санкций, но это никогда не было существенным. Ссылаться на СВПД  в его первоначальном виде  стало в Тегеране даже неприличным, потому что его считают для ИРИ унизительным, и слово Барджам потихоньку уходило на периферию персидского новояза. Особенно не любят СВПД  местные фундаменталисты, которые всегда выступали и выступают против любого соглашения с Западом, особенно в такой судьбоносной для Ирана сфере, коей является ядерная программа. Однако без урегулирования атомной проблемы Иран никогда не получит ресурсы, способные оздоровить его экономику. Продолжающаяся протестная волна грозит обрушением исламского режима, и лидеры страны хорошо понимают, что, в числе прочего, нужно срочно спасти экономическую базу режима. Другими словами, в ИРИ полагают, что подписание, в любом его виде, СВПД, принесет стране спасение от всяческих невзгод.

Но последние по времени заявления западных партнеров говорят о том, что СВПД  теряет для них свою, казалось бы, непреходящую актуальность. В начале декабря глава иранского направления Госдепа США Р.Малли акцентировал внимание на том, что позиция США относительно иранского атома радикально изменилась. Другими словами, достижение соглашение о судьбе иранской ядерной программы — СВПД,  больше не является основополагающим приоритетом нынешней администрации, ибо США фокусируется на том, чтобы «помешать поставкам в Россию иранских вооружений и поддержать основополагающие чаяния иранского народа», ибо только так можно «изменить ситуацию в Иране».

Перестроились и в Иране. В последнюю неделю в стране, особенно в стане фундаменталистов, слово «Барджам» уже не считают отвратительным. Как  написала газета «Иран» — орган национального правительственного  информационного агентства ИРНА, консерваторам придется мириться с этим словом, потому что оно употребляется в контексте надежд  на возрождение СВПД, который может упорядочить все экономические проблемы страны, возможно, стабилизирует и оздоровит национальную валюту страны – туман. Издание, у которого репутация рупора фундаменталистов, ранее последовательно выступавшее с критикой СВПД, уже не считает этот термин «мерзостным», как прежде. «Снижение цены доллара, — написал известный в ИРИ интернет-сайт «Асрэ Иран», важнее и значительнее , чем ненависть к Совместному всеобъемлющему плану действий». С этим трудно поспорить. «Теперь СВПД будет пользоваться особым вниманием», —  написало в своем головке на первой странице 28 декабря издание «Хафтэ собх».

Слабеющий туман  стал подлинным триггером нового отношения к ядерному соглашению. Портал IranPressNews сообщил 25 декабря о том, что доллар превысил отметку в 40 тысяч туманов. Это вызвало подлинный шок в обществе, отметил портал. 28 декабря национальные СМИ процитировали президента ИРИ Эбрахима Раиси,  сказавшего, что доллар настолько стремительно понесся вверх, что  внимание к нему  отодвинуло в сторону  значение для страны американского фактора. Отметим, что еще с лета прошлого года, когда Э.Раиси выиграл  выборы, а Х.Роухани еще продолжал руководить правительством, началось обвальное падение тумана. Как написал на днях «Асрэ Иран», «Х.Роухани сказал в качестве последнего выстрела и последнего сообщения за месяц до конца правительства: «Если СВПД будет возрожден, экономика наладится»». В тот день, в июле 2021 г.  доллар продавался за 25 тысяч туманов. Его скачок с 25 до 40 тысяч туманов – «заслуга» нынешнего правительства. Старейшая иранская газета «Кейхан» в своем номере от 27 декабря призвала правительство обуздать такие скачки национальной валюты. Поднялись в цене и золотые монеты — важный для иранцев денежный эквивалент. Это подтвердило и экономическое издание «Эктесад24». В столице отмечают новый рекорд и в стоимости жилья. За 1 кв. метр жилья нужно отныне платить 46 млн туманов, вместо недавних 43 млн, что, по подсчетам популярного в стране интернет-сайта Асрэ Иран, составляет подорожание на 6,4 %. Этот же сайт написал несколько дней назад об одноразовом повышении цен на рынке на помидоры с 8 до 10 тысяч туманов. Такие ценовые скачки, прокомментировал ситуацию авторитетный аятолла Макарем-Ширази, почему-то не вызывают никакой реакции на самом верхнем этаже иранской элиты. Возвращение в повестку дня самого слова СВПД, написал несколько дней назад, обращаясь к правительству,  популярный политик К.Мехдизаде, «работает лучше, чем ваша экономическая политика!». Он считает, что пока не придет новое соглашение, цены на рынке будут подниматься.  «Пора выходить из суровой зимы». Ситуация ближайших дней покажет, как работает новая реальность.

52.22MB | MySQL:103 | 0,460sec