О действиях президента Турции Р.Т.Эрдогана по укреплению своих позиций в предвыборный период

В парламенте Турции был принят скандальный законопроект, позволяющий продлевать договоры аренды 18 морских портов, управляемых частными компаниями, без проведения новых тендеров. В результате у привилегированных компаний будет дополнительный период до 19 лет для эксплуатации портов. Интересно, что предыдущий закон, предлагающий те же условия, был отменен Конституционным судом в августе 2022 года на основании недостаточной конкуренции и потерь для общества. Согласно турецкому законодательству, право собственности на морской порт не может быть передано частной компании. Частная организация может получить право на управление портом только через тендер максимум на 49 лет. Правительство утверждает, что новый закон предотвратит нарушение работы морских портов и обеспечит непрерывность морских перевозок для 13 морских портов, принадлежащих Turkish Maritime Enterprises Corporation, и 5 морских портов, принадлежащих Турецким государственным железным дорогам (TCDD). Для того, чтобы компании получили указанную выгоду от такого безальтернативного продления аренды, они не должны иметь задолженности по государственным кредитам или займам  и должны безоговорочно отозвать любые судебные иски, поданные против государственных властей. Примечательно, что, по оценке местных экспертов, частные компании, которые прежде всего выиграют от нового закона, принадлежат бизнесменам из ближайшего окружения президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Среди них 5 бизнесменов, которых оппозиционные партии называют «Бандой пяти». «Эти бизнесмены известны крупными тендерами, которые они выиграли во время правления Эрдогана: председатель Cengiz Holding Мехмет Ченгиз; генеральный директор Limak Holding Нихат Оздемир; председатель MNG Holding Мехмет Назиф Гюнал; генеральный директор Kolin Construction Наджи Кологлу; и председатель Kalyon Construction Джемаль Кальонку. По данным Всемирного банка, эти пять компаний в Турции входят в число 10 крупнейших в мире частных спонсоров проектов общественной инфраструктуры по инвестициям и регионам, а также по инвестициям и первичному сектору на период с 1990 по 2020 годы. Компании выиграли тендеры на инфраструктурные проекты стоимостью 30 млрд долларов в период с 2017 по 2021 год, что составляет 30% всех тендеров, проведенных для правительственных проектов. Остальные публичные тендеры были распределены между 20 851 компанией. Министерство торговли Турции в прошлом году предоставило 128 специальных налоговых льгот этим 5 компаниям в течение 10 лет, показал письменный ответ на парламентский вопрос, заданный оппозиционным законодателем в прошлом году. Катарская QTerminals, также входит в число компаний, которые больше всего выиграют от нового законодательства. Она приобрела права на эксплуатацию порта Анталии в 2021 году за 140 млн долларов, и должна была управлять морским портом до 2028 года. Теперь, с новым законом, этот период будет продлен еще на 19 лет, до 2047 года.

Все это вызвало закономерную критику оппозиции. Депутат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Четин Осман Будак заявил, что оправдания правительства для нового законопроекта нереалистичны, добавив, что прибыль и стратегическое значение морских портов возросли после пандемии коронавируса. Он заявил, что причина, по которой соглашения продлеваются так поспешно, заключается в обеспечении интересов проэрдогановских бизнесменов в преддверии выборов. Депутат от оппозиционной Хорошей партии  (ХП) Эрхан Уста заявил, что «внесение того же законопроекта в парламент в свете решения Конституционного суда не было инициативой с благими намерениями». Уста также сказал, что бизнесмен, проигравший тендер на любой из этих морских портов, имел право сказать: «Если бы я знал, что он будет продлен на такой долгий срок, я бы сделал другое предложение и, возможно, выиграл бы тендер». Другой депутат, Тахсин Тархан, заявил, что аренда морских портов привела к потере государством контроля над безопасностью портов и открыла путь для торговли наркотиками. При этом он указал, что Турция стала новым маршрутом для крупномасштабной торговли кокаином, что является беспрецедентным событием, и утверждал, что на сцене контрабанды мог появиться новый влиятельный игрок с политическими связями для перемещения больших партий наркотика через турецкие морские порты. Внимание к Турции привлекло июнь 2020 года, когда полиция Колумбии по борьбе с наркотиками изъяла почти 5 тонн кокаина. Наркотик находился в двух контейнерах, которые должны были отправиться морем из морского порта Буэнавентура в Турцию, и на нелегальном рынке его уличная стоимость составляла 265 млн долларов. Седат Пекер, осужденный главарь мафии и бывший союзник президента Турции, также утверждал, что высокопоставленные правительственные чиновники были вовлечены в торговлю кокаином. Пекер назвал министра внутренних дел Сулеймана Сойлу и его сообщников влиятельными людьми, которые были вовлечены в содействие торговле кокаином через Турцию. Но все эти обвинения являются в большей части уже во многом арьергардными боями оппозиции на фоне уже в принципе проигранного боя за серьезный экономический сектор. Безусловно, что в основе этом проигрыше оппозиции лежит стремление Р.Т.Эрдогана сосредоточить серьезные финансовые потоки именно в руках лояльных себе бизнес-структур с учетом предстоящих действительно непростых для него выборов  в этом году.

В этой связи аккумулирование финансовых потоков вкупе с административным ресурсом становится главным козырем турецкого президента. И никто конечно не отменял и чисто популистских мер. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе  отменил требование о пенсионном возрасте, расчистив путь для немедленного выхода на пенсию более чем 2 млн работников.  Эти шаги позволяют примерно 2,3 млн сотрудников претендовать на досрочный выход на пенсию — независимо от возраста — при условии, что они соответствуют установленным требованиям. Эта мера распространяется на людей, которые начали работать до сентября 1999 года и отработали 20-25 лет, зарегистрированных в системе социального обеспечения.  Ранее пенсионный возраст в Турции составлял 58 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Новая мера, за которую выступают крупные профсоюзные группы Турции, как полагают местные эксперты, принята именно с учетом трудных выборов в этом году. Ключевая база поддержки Эрдогана среди рабочего класса особенно сильно пострадала от экономического кризиса в Турции, который привел к сокращению сбережений, поскольку инфляция взлетела до 85 %. Недавно Эрдоган объявил о 55-процентном повышении минимальной заработной платы в стране, хотя падение курса турецкой лиры означает, что фактическая заработная плата увеличилась лишь незначительно в долларовом выражении. По оценкам правительства Турции, новый пенсионный пакет обойдется примерно в 250 млрд лир (13,4 млрд долларов) в первый год, хотя ожидается, что эта сумма увеличится по мере того, как еще миллионы людей получат право на досрочный выход на пенсию в ближайшие годы.  Официальный показатель инфляции в Турции в 84,39% а означает, что банки теряют 75,39% от стоимости кредита, если они предоставляют деньги на год по официальной процентной ставке. Турецкие официальные лица пересмотрели прогнозы инфляции в сторону понижения и теперь ожидают, что общий показатель составит около 65%.

52.21MB | MySQL:103 | 1,020sec