С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.
Министр иностранных дел Израиля Эли Коэн в течение последних двух дней переговорил со своими коллегами из Европейского союза, Хорватии, Кипра и Гватемалы. В частности, Э.Коэн поблагодарил верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля за его добрые пожелания по поводу вступления в должность и приветствовал прогресс в отношениях между ЕС и Израилем, заявив, что заседание Совета ассоциации ЕС-Израиль, состоявшееся в октябре 2022 г. впервые за 10 лет, стало важным шагом к улучшению отношений. Главе МИДа Хорватии Э.Коэн выразил признательность за голосование хорватской делегации против недавней антиизраильской резолюции ГА ООН, призывающей Международный суд в Гааге дать заключение о правовых последствиях оккупации Израилем палестинских территорий.
В беседе с министром иностранных дел Кипра Иоаннисом Касулидесом Э.Коэн подчеркнул стратегические двусторонние отношения между Израилем и Кипром и важность сотрудничества в области энергетики.
Министра иностранных дел Гватемалы Марио Букаро он поблагодарил за его усилия по укреплению отношений между странами, когда он был послом в Израиле в 2018-2020 гг. Э.Коэн сказал, что Израиль с большим уважением относится к Гватемале как за ее «центральную историческую роль в создании Государства Израиль, так и за открытие посольства Гватемалы в Иерусалиме в 2018 г.»[i]
Напомним, что Гватемала одной из первых признала Государство Израиль. В 1947 г. ее представитель в особой комиссии ООН по Палестине Хорхе Гарсия Гранадос активно выступал за создание еврейского государства, в 1949 г. он даже опубликовал книгу «Рождение Израиля». Однако правительство Гватемалы отрицательно относилось к иммиграции евреев в страну в первые десятилетия 20-го века и старалось ее ограничить. Запрет в 1932 г. торговли вразнос угрожал многим евреям разорением, и они были вынуждены уехать из страны. В 1939 г. еврейское население Гватемалы сократилось до 800 человек, а после Второй мировой войны возросло за счет еврейских беженцев из Европы[ii].
Глава израильского МИДа также разговаривал с министрами иностранных дел Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландов и Эстонии. Что касается запланированного на 11 января разговора с его украинским коллегой, то он так и не состоялся.
Этот факт вызывает резонанс на фоне того, что 3 января министр иностранных дел России Сергей Лавров позвонил Э.Коэну, чтобы поздравить его со вступлением в должность. При этом сам Э.Коэн обещал, что при вступлении в должность первый звонок он совершит именно С.Лаврову.
Times of Israel со ссылкой на украинские источники сообщает, что задержка объясняется продолжающейся войной и никоим образом не является результатом того, что Киев не доволен Израилем. Однако отмечается, что Э.Коэн все-таки разозлил Украину, переговорив с С.Лавровым и пообещав, что Израиль будет меньше говорить о происходящем на Украине. Появились сомнения, что министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба вообще захочет разговаривать с Э.Коэном, но 9 января Израиль был проинформирован о его готовности к беседе. 10 января глава МИДа Израиля встретился с ведущим украинским раввином Моше Азманом и пообещал, что Израиль увеличит помощь Украине[iii].
В беседе с i24NEWS Евгений Корнийчук, посол Украины в Израиле, сказал, что запланированный телефонный разговор между Д.Кулебой и Э.Коэном был отложен из-за «технических проблем», и переносится на следующую неделю. По поводу оказываемой Израилем помощи он сказал: «Мы благодарны за любую оказанную помощь. В нашей ситуации мы рады получить поддержку, но вы не можете выиграть войну гуманитарной помощью», — сказал он. «Нам нужны оборонительные средства, чтобы спасти жизни наших мирных жителей. Война суровая, а зимой еще хуже». «В чем Израиль может нам помочь, так это в защите наших гражданских лиц. Когда на сцену вышел Иран, я был абсолютно уверен, что это военное сотрудничество против Ирана, нашего общего врага, началось бы с Израиля», — сказал Е.Корнийчук. «К сожалению, этого не произошло, но диалог продолжается, и мы надеемся, что Израиль изменит свою позицию в отношении средств защиты для Украины в этой тяжелой ситуации».
Что касается телефонного разговора между Э.Коэном и С.Лавровым, по украинского посла, «это не очень многообещающе для нас», «но мы думаем, что пока рано судить, и мы постараемся сохранить диалог на дружеской основе и объяснить, каковы наши приоритеты». «Мы дадим [новому правительству Израиля] шанс и будем работать вместе, чтобы наладить более тесное сотрудничество», — сказал он.
Относительно будущего войны на Украине, Е.Корнийчук настроен оптимистично. «С каждым днем мы становимся сильнее. Вместо этого Россия испытывает дефицит. У них не так много союзников, кроме Ирана и Северной Кореи, в то время как большая часть демократического мира за нами. Это дает нам веру в то, что мы преодолеем эту зиму и ближайшие месяцы и сможем освободить наши территории в ближайшем будущем»[iv].
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху еще в ходе предвыборной кампании обещал рассмотреть вопрос поставок Украине оружия, но с тех пор на официальном уровне ничего не изменилось. Летом Б.Нетаньяху раскритиковал предыдущее переходное правительство Яира Лапида за открытую критику действий России на Украине, назвав ее «безответственным высокомерием и дилетантизмом», что поставило под угрозу военные операции Израиля в Сирии, где Россия имеет прочный военный плацдарм с сентября 2015 г[v]. На фоне этого союзники Б.Нетаньяху указывали на то, как «Кремль публично критиковал Израиль в ООН и на других площадках за конфликт с палестинцами, одновременно угрожая остановить еврейскую эмиграцию в Израиль. Напоминали, что Москва также осуждает незаконную аннексию Израилем Голанских высот и его удары по Сирии»[vi].
Тем не менее, министр иностранных дел в правительстве Б.Нетаньяху после вступления в должность беседует со своим российским коллегой и заверяет его в том, что новое израильское руководство будет делать меньше публичных заявлений о войне. Линдси Грэм, произраильский сенатор-республиканец из Южной Каролины, раскритиковал это замечание, намекнув, что Израиль будет считаться страной, находящейся на неправильной стороне истории.
Дэнни Аялон, бывший посол Израиля в США (2002-2006), по поводу политической ситуации при новом правительстве отметил следующее. «Мы еще не слышали официальных заявлений от администрации [Байдена], но твит Линдси Грэма против такой позиции [Э.Коэна] — это лишь предвестник того, что может быть выражено официально, если Израиль не примет чью-либо сторону». Он считает, что «Израиль, конечно, должен учитывать, что является моральным и справедливым, но он также должен блюсти свои интересы, и это законно, что мы должны соблюдать тонкий баланс» Он считает, что «пока политика Израиля заключается в том, чтобы предоставить [Украине] всю возможную гуманитарную помощь и выразить неприятие вторжения».
Софи Кобзанцева (научный сотрудник программы изучения России в Институте исследований национальной безопасности /INSS/, специализируется на постсоветском пространстве) считает, что в конечном итоге никаких изменений в политике в отношении Украины во время нового правительства не произойдет. «Отношения между Израилем и Россией были и остаются стратегическими, и Вашингтон это знает и понимает», — сказала она, и добавила – «несмотря на все, что произошло на сегодняшний день, сотрудничество между двумя странами [Россией и Израилем] в Сирии продолжается».
Д.Аялон полагает, что Израиль не заинтересован в том, чтобы провоцировать «раненого зверя, который является самым опасным». Это связано с тем, что «Россия в военном плане слабо проявила себя на Украине, что вынудило ее вывести часть сил из Сирии». Он также считает, что, «хотя Нетаньяху поддерживает тесные отношения с президентом России Владимиром Путиным, у Израиля нет реальных рычагов воздействия для исполнения роли посредника между Киевом и Москвой». «Это будет тщетно, как и попытка Беннета», — заметил Д.Аялон JNS. «Единственными потенциальными посредниками» он называет США или саммит многих стран. «Это может позволить Китаю стать, так сказать, на стороне России, а Соединенным Штатам — на стороне Украины. Если [Нетаньяху] вмешается, это может нанести ущерб нашим интересам», – сказал Д.Аялон.
С.Кобзанцева согласна с наличием фактора Сирии, но по-другому смотрит на потенциальные посреднические усилия Б.Нетаньяху. По ее словам, «Россия рассматривает Израиль как важного и стратегического игрока на Ближнем Востоке». «Несмотря на то, что Россия укрепила свои связи с врагами Израиля, такими как Иран, она по-прежнему осознает военную и политическую мощь Израиля в регионе». «Израиль — западная страна и союзник Соединенных Штатов. Россия это понимает, но при этом израильское руководство не участвует в военной помощи НАТО Украине. Поэтому России может быть удобнее разговаривать с Израилем. Однако мы должны помнить, что приведение обеих стран к переговорам произойдет только в том случае, если обстоятельства позволят акторам пойти на необходимые уступки для прекращения боевых действий», — считает она.
Что касается услуги за услугу с президентом Украины Владимиром Зеленским, которая может привести к тому, что Киев проголосует за произраильские резолюции ООН в обмен на военную или разведывательную помощь, Д.Аялон считает, что голосование Израиля против России в ООН — лучший способ заставить Украину голосовать там против палестинцев.
С.Кобзанцева отметила, что, хотя израильское руководство желает получить голоса в ООН, оно должно уделять приоритетное внимание взаимодействию с Москвой в контексте Тегерана.
JNS отмечает, что «покупка Россией иранских беспилотников и, как сообщается, баллистических ракет, представляет собой вызов для израильско-российских связей». Необходимо также принимать во внимание «сообщения о том, что Москва может вскоре поставить Тегерану современные истребители Су-35». Хотя Израиль и США обеспокоены этими событиями, выражается сомнение в том, что «Россия сможет позволить себе — когда ее военные запасы истощены — отправлять такие грузы в страну, которую она традиционно считала соперником во многих ситуациях». Очевидным считается то, что Израиль сохранит свою политику 2022 г. в отношении Украины, несмотря на смену правительства. Однако Израилю следует ожидать ряд событий, среди которых – «давление США, ослабление России, потенциальные будущие победы Украины и участие Ирана в войне. В любом случае, израильские политики должны быть готовы иметь план игры для всех сценариев — это ясно в такие очень неопределенные времена»[vii].
[i] Israeli foreign minister makes barrage of calls to allies // JNS. 12.01.2023. https://www.jns.org/israeli-foreign-minister-makes-barrage-of-calls-to-allies/
[ii] Гватемала. https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/11088/#:~:text=Гватемала%20одной%20из%20первых%20признала,проектов%20в%20рамках%20экономического%20сотрудничества
[iii] First phone call between FM Cohen and Ukrainian counterpart postponed // Times of Israel. 12.01.2023. https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/first-phone-call-between-fm-cohen-and-ukrainian-counterpart-postponed/
[iv] Ukraine envoy to Israel tells i24NEWS: Humanitarian aid won’t win war // i24NEWS. 13.01.2023. https://www.i24news.tv/en/news/israel/diplomacy/1673556939-ukraine-envoy-to-israel-to-i24news-humanitarian-aid-won-t-win-war
[v] Netanyahu blames PM for Russia “crisis” // Times of Israel. 22.07.2022. https://www.timesofisrael.com/netanyahu-blames-pm-for-russia-crisis-lapid-you-havent-bothered-to-get-updates/
[vi] New Israeli government, same Ukraine policy // JNS. 11.01.2023. https://www.jns.org/new-israeli-government-same-ukraine-policy/
[vii] Там же.