Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 88

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр иностранных дел Эли Коэн в первые дни пребывания на своих постах подверглись критике за контакты с российскими лидерами: первый – за беседу с президентом России Владимиром Путиным, который позвонил, чтобы поздравить его с формированием нового правительства, а второй – за разговор со своим коллегой Сергеем Лавровым. Так, «друг Израиля» американский сенатор Линдси Грэм, написал в Twitter: «Надеюсь, г-н Коэн понимает, что беседуя с Лавровым, он говорит с представителем военного преступного режима, который каждую неделю совершает военные преступления в промышленных масштабах». Э.Коэн подвергся критике также за то, что во время своего первого выступления в Министерстве иностранных дел сказал, что Израиль продолжит оказывать Украине гуманитарную помощь, но будет меньше делать публичных заявлений по поводу продолжающейся войны.

В редакционной статье Jerusalem Post подчеркивается, что «если телефонные звонки на высоком уровне и заявление Коэна о намерениях являются признаком того, что Израиль порывает с Западом и меняет свою политику безоговорочной поддержки Украины — хотя и без предоставления оружия из-за собственных национальных интересов в Сирии, где Россия все еще играет доминирующую роль — тогда это ошибка». Потому что «Россия является неоспоримым агрессором в этой войне и бессовестно сеет смерть, разрушения и увечья соседу, который не представлял угрозы. Израиль должен стоять на стороне Украины».

«Но если разговоры на высоком уровне и замечания Коэна предназначены для того, чтобы оценить, может ли Нетаньяху сыграть какую-то конструктивную роль в попытке положить конец этой разрушительной войне и подтолкнуть стороны к переговорам о прекращении боевых действий, то эти усилия заслуживают похвалы».

Отмечается, что «в конце прошлого года казалось, что преимущество на поле боя перешло к украинцам и что, если бы они смогли продержаться еще немного, то отразили бы российское вторжение. Однако изменение российской тактики, похоже, остановило их успехи. Теперь обеим сторонам предстоит долгая зима и затяжная война на истощение. Это катастрофа для украинцев, россиян и всего остального мира, испытывающего экономические трудности из-за войны».

Согласно публикации, «Б.Нетаньяху установил прочные отношения с В.Путиным, и он поддерживает здоровые отношения с президентом Украины». Если он сможет воспользоваться этим, чтобы подтолкнуть их к переговорам о прекращении войны, тогда следует пойти по этому пути. Бывший премьер-министр Нафтали Беннет тоже попробовал себя в роли посредника в конфликте, но его усилия ни к чему не привели, отчасти потому, что у Израиля не было рычагов воздействия, а также потому, что у Н.Беннета не было дипломатического веса, чтобы играть столь важную роль. Отмечается, что «у Израиля до сих пор нет рычагов воздействия на русских или украинцев, которые могли бы заставить их принять трудные решения», тем не менее, «Нетаньяху обладает авторитетом и является одним из самых известных и долго действующий лидеров на мировой арене. Если есть лазейка, он должен ее изучить». Причем он «должен делать это с широко открытыми глазами», то есть «не делать ничего того, что могло бы поставить под угрозу безопасность Израиля». Ему следует «помнить, что новый лучший друг России — Иран. Это означает, что Израиль твердо останется в западном лагере в своем подходе к конфликту. А это значит – не трусить перед Путиным»[i].

Проф. Эфраим Инбар, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), считает, что «война на Украине усугубила напряженность в отношениях между Вашингтоном и Москвой, что ограничило их способность напрямую разговаривать друг с другом». При этом со ссылкой на дипломатические источники он указывает на то, что «во время первого телефонного разговора между новым министром иностранных дел Эли Коэном и его коллегой Энтони Блинкеном госсекретарь США попросил Коэна «передавать сообщения» министру иностранных дел России Сергею Лаврову». Исходя из этого, эксперт допускает, что Вашингтон рассматривает Израиль как «подходящего посредника в прекращении войны на Украине».

Отмечается, что Э.Коэн переговорил с С.Лавровым на следующий день, но остается неясным, действительно ли Израиль пытается вернуть себе роль посредника, которую бывший премьер-министр Нафтали Беннет играл в течение короткого периода времени с момента начала конфликта.

По мнению Э.Инбара, «Израиль — хороший кандидат на такую роль. У России хорошие отношения с Израилем, который Москва считает важнейшим региональным игроком со значительным влиянием в США, а Вашингтон видит в Израиле надежного союзника». При этом он напоминает, что в мае 2019 г. в Израиле состоялась «беспрецедентная трехсторонняя встреча советников по национальной безопасности России, Америки и Израиля (соответственно, Николая Патрушева, Джона Болтона и Меира Бен-Шаббата).

Президент JISS отмечает, что «у старого-нового премьер-министра Израиля теплые личные отношения с обоими лидерами, президентом Джо Байденом и президентом Владимиром Путиным. В то время как государственные интересы определяют приоритеты каждой страны, заслуживающие доверия личные контакты могут помочь преодолеть разногласия. Более того, специфическая позиция Израиля по вооруженному конфликту на Украине приемлема для Москвы и Вашингтона и является хорошим плацдармом для посредничества».

Он полагает, что «у Израиля и России хорошие рабочие отношения, и обе страны извлекают выгоду из созданного между ними в Сирии механизма разрешения конфликтов и ценят его. Израиль с осторожностью относится к России из-за ее военного участия в гражданской войне в Сирии. Ему также необходимо предотвратить вмешательство Москвы в свободу израильских действий в отношении попыток Ирана создать ракетную стартовую площадку в Сирии и его усилий по передаче передового оружия «Хизбалле». Кроме того, Россия довольна тем, что Израиль не желает предоставлять Украине все вооружения из его списка военной техники». Точно так же заявление Э.Коэна о том, что новое правительство Израиля будет меньше публично говорить о войне на Украине, эксперт считает свидетельством того, что позиция Израиля лучше подходит для посредничества.

По мнению Э.Инбара, «новые посреднические усилия Израиля могут еще больше повысить его международный статус». В рейтинге стран за 2022 г. журнал US News & World Report поместил Израиль на 10-ю позицию среди самых могущественных стран мира[ii], учитывая «военную мощь еврейского государства и влиятельный статус в политике и мировой экономике». Более того, «стремление к посреднической роли делает более приемлемым нежелание Израиля полностью поддерживать антироссийскую позицию большинства западных стран». Эксперт рассуждает следующим образом: «даже если израильская попытка не увенчается успехом, сам факт усилий, направленных на то, чтобы положить конец трагедии Украины, всем представляется благородной миссией». К тому же это «легитимирует тесные контакты с Россией и отклоняет любую критику позиции Израиля по Украине. В конце концов, запрос из Вашингтона [на посредничество] должен быть принят, если не указана цена».

В понимании Э.Инбара, пока война на Украине пользуется популярностью в США, некоторые голоса выказывают опасения по поводу ее продолжения и считают необходимым ее прекратить как можно быстрее. Однако успех посреднических усилий Израиля или любого другого посредника и достижение соглашения между воюющими сторонами он обуславливает наступлением соответствующего момента, т.е. вызреванием условий, которые позволят акторам пойти на необходимые уступки для прекращения боевых действий.

Израильский эксперт считает, что «американцы достигли своей стратегической цели по ослаблению России», что касается России, «продолжение войны требует ресурсов, которые Москва могла бы лучше использовать в другом месте». Кроме того, он советует «не упускать из виду риски ядерной эскалации». Но самое главное – «война отвлекает внимание Америки от главной проблемы – Китая».

По оценке Э.Инбара, «Россия, ведущая боевые действия с февраля 2022 г. без особых успехов, ищет вариант выхода из своей украинской авантюры, однако она, вероятно, недостаточно пострадала, чтобы закончить войну сейчас. Таким образом, неясно, готова ли Россия пойти на компромисс. Даже несмотря на то, что война подрывает лидерство Путина внутри страны, он, похоже, готов продолжать войну на истощение».

«Усталость от конфликта» президент JISS называет основной причиной его прекращения. При этом он уверен в том, что у Украины этой усталости нет. По его мнению, «при президенте Владимире Зеленском Украина по-прежнему проявляет достаточно энергии для достижения максималистских целей, исключающих возможность компромисса. Тем не менее, Украина нуждается в помощи Запада для продолжения войны, что дает США некоторые рычаги влияния на принимаемые [в Киеве] решения».

В заключении, он делится своим ощущением того, что «перспективы успешного посредничества Израиля неутешительны», однако сам процесс посредничества имеет определенные преимущества. «Поэтому, если США попросили Израиль сыграть роль посредника, он должен подчиниться»[iii].

[i] If given the chance, Netanyahu should try to mediate Russia, Ukraine // Jerusalem Post. 05.01.2023. https://www.jpost.com/opinion/article-726667

[ii] The world’s most powerful countries // U.S. News. https://www.usnews.com/news/best-countries/rankings/power

[iii] Can Israel mediate an end to the Ukraine war? / JISS. 10.01.2023. https://jiss.org.il/en/inbar-can-israel-mediate-an-end-to-the-ukraine-war/

53.22MB | MySQL:103 | 0,642sec