Основные моменты в вопросах преодоления кризиса в Дарфуре в настоящее время

В Москве 6-7 октября состоялась научно-практическая конференция по Судану. Сейчас уже без преувеличения можно сказать, что для нашей страны это событие знаковое и беспрецедентное. Особенно, если учесть, что формат форума был выбран с таким расчетом, чтобы свести вместе и предоставить поле для дискуссий научных экспертов и практиков. То есть тех людей, которые ежедневно предпринимают практические шаги на суданском направлении: будь то сотрудники миротворческой миссии ООН, спецпредставители различных стран по Судану или сотрудники благотворительных организаций.

Дискуссии получились очень содержательными, и что главное, позволяющими сделать определенные выводы о сегодняшней ситуации вокруг внутрисуданского урегулирования.

Итак, каково положение дел сейчас?

Во-первых, и это, пожалуй, основное. Большинство представителей экспертного сообщества, поддерживают мнение о том, что в деле разрешения дарфурского кризиса наметился серьезный прогресс. Среди основных положительных моментов необходимо отметить фактическое «замораживание» открытых боевых действий, которые вызывали соответствующие побочные последствия в виде огромного количества беженцев, гуманитарного кризиса и т.п.

Серьезного прогресса достигли медиаторы из «катарской инициативы», Ливии и Египта. В конце октября с.г. в Дохе запланирован очередной (после долгого перерыва) раунд мирных переговоров между Хартумом и повстанцами. Предполагается, что на нем будет присутствовать командир Движения за справедливость и равенство (ДСР) И.Халиль. Ему отводится должность основного координатора мелких партизанских групп, которые в августе-сентябре с.г. сумели создать два альянса и готовы сесть за стол переговоров с Хартумом. Если такие переговоры начнутся, то этот будет огромный рывок вперед. При этом обольщаться не стоит, на этом пути очень много «подводных камней». К ним совершенно точно необходимо отнести противоречия внутри самих партизан, которые, не стесняясь, как на рынке, наперебой просят американского спецпредставителя по Судану С.Грейшена помогать исключительно им, а не партнеру-партизану по мирным переговорам. Это и завышенные амбиции самого И.Халиля, который считает «себя любимого» единственной фигурой, который может представлять всех дарфурских повстанцев на переговорах с суданскими властями. Важно отдавать себе отчет, что это очень глубинное противоречие, которое имеет под собой очень прочный фундамент не только из клановых и межличностных противоречий, но и разнохарактерности и взаимной неприязни спонсоров-покровителей из Катара, Чада, АРЕ и Ливии. То есть следует ожидать, что в любой момент кто-то из спонсоров меняет в силу тех или иных причин свое отношение к переговорному процессу, и он снова замораживается на неопределенное время. Отметим этот момент как серьезный повод для пессимизма.

Второе, что внушает надежду – это возвращение к своей непосредственной деятельности международных гуманитарных организаций в Судане в целом, и в Дарфуре – в частности. Действуют, правда, они под другими названиями, но это сути процесса не меняет. Очевидно, что самостоятельных ресурсов для преодоления гуманитарного кризиса у Судана нет. А вспышка голода и возможные эпидемии означает конец любым мирным переговорам и перемирию.

Третье. ЮНАМИД, который, по общему мнению, является серьезной стабилизирующей силой в Дарфуре наконец-то смог фактически полностью развернуться в тех параметрах и пропорциях, которые были предусмотрены первоначальным планом. То есть удалось преодолеть инертность Хартума в выдаче необходимых виз военнослужащим миротворческого контингента и растаможить военную технику.

Эти три момента – те «три кита», на которых в настоящее время и базируются подвижки в мирном урегулировании в Дарфуре. Отметим также, что настоящий момент можно назвать высшей точкой прогресса за время всего Дарфурского кризиса. С этой точки очень просто можно соскочить вниз, а можно двинуться еще дальше. Предсказать реальную перспективу дальнейшего развития событий в настоящее время не берется никто.

Но это – видимая часть айсберга.

Совершенно очевидно, что прорыв в Дарфуре стал возможен благодаря еще двум очень важным моментам. По нашей точке зрения, эти моменты с лихвой перекрывают все перечисленные ранее.

Мы имеем ввиду внешнеполитический подход новой американской администрации и трансформацию идей в отношении Дарфура в Елисейском дворце. Все «три кита» дарфурского урегулирования — это заслуга, прежде всего американского спецпреда С.Грейшена, который как гроссмейстер играет одновременно на десяти досках: переговоры в Хартуме, без чего невозможно было бы возобновление работы по каналам гуманитарной помощи и развертывание контингента ЮНАМИД; переговоры в Ливии и Египте, без чего невозможен был бы ожидаемый новый раунд переговоров в Дохе; диалог с Парижем, без чего невозможно было снятие напряженности между Суданом и Чадом и как следствие возможность привлечь И.Халиля к диалогу.

В настоящее время С.Грейшен недоволен пассивностью катарских медиаторов и Дж. Бассоле. Действительно, «катарская инициатива» явно проигрывает Каиру и Триполи в наступательности, никаких конкретных результатов за последние три месяца достигнуть не удалось. Новая идея катарцев о начале диалога с представителями гражданского общества Дарфура с целью подключения их к мирному процессу большого восторга у американцев и французов не вызывает, они, видимо, серьезно сомневаются в самом наличии такого общества и его творческом потенциале. Результаты будут видны на следующей неделе, когда в Дохе состоится первая встреча с такими представителями. Только тогда можно будет сделать какие-либо определенные выводы о потенциале этой инициативы.

Позиция Парижа – это особый разговор. Очевидно, что «первую скрипку» в оркестре на африканском треке и в Судане, в частности, играет не спецпредставитель Франции по Судану И.Моро, а фигуры из ближайшего окружения президента Н.Саркози. Если ранее было совершенно очевидно, что французы «сознательно подвешивают» процесс начала мирных переговоров, то сейчас все сменилось с точностью наоборот. В настоящее французы выступают по ряду позиций даже жестче, чем американцы. Попробуем предположить, что это связано с глубинными процессами внутри французского МИД и недавним переводом на дипломатическую работу основного стратега политики по Дарфуру, советника президента Бруно Жубера.

Нынешнюю французскую стратегию осуществляют люди из окружения другого советника Саркози Левита. Их позиция предельно жесткая: преодоление любой ценой фрагментарности партизан и принуждение их к присоединению к переговорам в Дохе. Как следствие, самому главному оппоненту процессу в Дохе полевому командиру А-В.Нуру отказано в продлении визы для его проживания в Париже.

Эту трансформацию было очень просто отметить во время прохождения Московской конференции, когда во время секционных дискуссий представитель французского МИД Ф.Клавье добрых десять минут горячо и эмоционально опровергал утверждения выступающих о поддержке Парижем антихартумских партизанских групп и блокирования начала мирного процесса. Представляется, что это не был простой риторикой, дела французов говорят в пользу этого.

Возьмем на себя смелость утверждать, что смена ориентиров Парижем на суданском направлении является основным и ключевым моментом изменения ситуации вокруг Судана в настоящий момент. Или тем обстоятельством, которое позволяет смотреть в будущее преодоления Дарфурского кризиса с осторожным оптимизмом.

Особенно приятно, что публичная фиксация этого поворота в политике французов произошла именно во время прошедшей Московской конференции.

55.59MB | MySQL:108 | 0,499sec