О планах Пакистана по развитию местной нефтепереработки

Заседание Комитета кабинета министров по энергетике (CCoE) Пакистана на прошлой неделе предсказуемо одобрило политику страны в области нефтепереработки до 2023 года, поскольку премьер-министр Шахбаз Шариф, санкционировал представление резюме по этому вопросу в CCoE. Отдел нефти подготовил краткое изложение новой политики в области нефтепереработки до 2023 года, предусматривающей модернизацию существующих нефтеперерабатывающих заводов. Резюме было направлено в Финансовую пятерку, Министерства планирования, развития и специальных инициатив, Федеральное управление доходов (FBR) и Управление по регулированию нефтегазовой отрасли (OGRA) для получения их мнения. Это одобрение, по оценке местных экспертов, безусловно является позитивным событием для строительства предлагаемого нефтеперерабатывающего завода в стране стоимостью около 10 млрд долларов США при сотрудничестве с Саудовской Аравией. Доля нефтепродуктов в энергобалансе Пакистана составляет 31%, при этом общий объем производства составляет около 11 млн тонн в год (включая 30% местной переработки сырой нефти), в то время как остальные 69% потребностей страны приходится удовлетворять за счет импорта. Местная и импортная нефть перерабатывается на пяти местных НПЗ, которые периодически модернизируются, чтобы соответствовать местным спецификациям топлива. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов включала в себя установку установок гидродесульфуризации дизельного топлива (DHDs) для уменьшения содержания серы в нем и установок изомеризации для увеличения производства моторного спирта (бензина) общей стоимостью около 75 млрд рупий. Правительство уделяет особое внимание местным нефтеперерабатывающим заводам для дальнейшего улучшения качества своих установок путем производства топлива стандарта Euro-V и минимизации производства топочного мазута, однако это требует капиталовложений в размере около 4,5 млрд долларов США. Эта модернизация потребует от нефтеперерабатывающих заводов организации финансирования либо из собственных ресурсов, либо заимствования у кредиторов на коммерческих условиях. Согласно источникам, для получения необходимого финансирования нефтеперерабатывающим заводам придется улучшить свой баланс. Пятилетняя прибыль / убыток нефтеперерабатывающих заводов указывает на то, что этот сектор нуждается в финансовой поддержке со стороны правительства для улучшения финансового положения в целях модернизации. По мнению некоторых местных экспертов, в случае отсутствия вмешательства правительства местная нефтеперерабатывающая промышленность может оказаться под угрозой краха. В таком случае внутренняя добыча сырой нефти в размере около 70 000 баррелей в сутки компаниями страны по разведке и добыче (E & P) должна была бы экспортироваться, а более дорогие продукты переработки нефти должны были бы импортироваться. Этот  сценарий может препятствовать инвестициям в разведку нефтегазового сектора, помимо создания уязвимости в цепочке поставок стратегических видов топлива и создания дополнительной нагрузки на платежный баланс страны. В октябре 1997 года правительство представило проект Нефтяной политики 1997 года (с поправками, внесенными в 2002 году), которая заменила минимальную 10% гарантированную норму прибыли для нефтеперерабатывающих заводов формулой тарифной защиты / предполагаемой пошлиной (10% на высокоскоростное дизельное топливо, 6% на керосин, легкое дизельное топливо и JP-4). В 2008 году тарифная защита была снижена до 7,5% только для HSD. Учитывая, что такая тарифная защита не может автоматически привлечь инвестиции в сектор, поэтому ее необходимо улучшить. Соответственно, была создана энергетическая подгруппа Консультативного комитета Комиссии по планированию, которая в апреле 2021 года вынесла рекомендации в отношении инвестиций в нефтеперерабатывающий сектор за счет государственной поддержки, включая политику ценообразования на продукцию, налоговую структуру и т.д. С учетом вышеизложенного, Отдел нефти подготовил проект Политики Пакистана в области нефтепереработки для новых и существующих НПЗ, который обсуждался на заседаниях CCoE. По словам источников, комитет в своем решении от 13 сентября 2021 года предоставил руководящие принципы для улучшения этого  документа и пересмотра его основных параметров.  Создание нового нефтеперерабатывающего завода требует значительного времени и больших инвестиций, для чего необходима соответствующая политика государства наряду с привлекательными стимулами. В случае существующих НПЗ необходимые изменения были внесены в проект после обсуждения с руководством НПЗ и государственными органами и представлен на рассмотрение и утверждение CCoE.

На этом фоне крупнейшая пакистанская компания по разведке и добыче нефти и газа Oil & Gas Development Company (OGDC) отчиталась о финансовых результатах за 2-й квартал, опубликовав данные о прибыли после налогообложения в размере 41,7 млрд пакистанских рупий. Чистый объем продаж составил 97,2 млрд рупий за период, снизившись на 8,3%, но увеличившись на 22%  в основном на фоне снижения цен на нефть. В целом, общий объем добычи углеводородов снизился на 1,7% за квартал. Сообщается, что расходы на разведку составили 5,1 млрд пакистанских рупий за счет двух сухих скважин: «Шахпурабад-1» (доля OGDCL: 50%) и «Сундха Тал-1» (доля OGDCL: 50%). Кроме того, операционные расходы увеличились до 21,4 млрд рупий (рост на 15% ) с 18,63 млрд рупий в предыдущем квартале. Финансовые и прочие доходы за квартал составили 9,2 млрд пакистанских рупий, вероятно, из-за более высоких доходов от аренды и банковских депозитов. Наряду с этим  результатом, компания также объявила о выплате промежуточных денежных дивидендов в размере 2,25 рупий на акцию, в результате чего общая выплата дивидендов  составила 4,0 рупии на акцию.

В течение недели, закончившейся 24 февраля 2023 года, фондовая биржа Пакистана оставалась нестабильной из-за потоков новостей, касающихся сделки с МВФ и утверждения дополнительного финансового законопроекта о повышении дополнительных налогов на 170 млрд пакистанских рупий. Беспокойство среди участников усилилось, поскольку ограничения по ГКО на последнем по времени аукционе Государственного банка Пакистана (SBP) выросли до 19,95%, что усилило опасения по поводу дальнейшего повышения процентной ставки. Резервы, удерживаемые SBP, увеличиваются вторую неделю подряд, поднявшись до 3,26 млрд долларов США, но все еще оставаясь на критически низком уровне. Заметного улучшения можно ожидать после соглашения с МВФ и ожидаемого притока средств от двусторонних партнеров. Индекс KSE-100 завершил неделю на уровне 40 708 пунктов, снизившись на 411 пунктов, что отражает снижение WoW на 1,0%. Участие на рынке сократилось на 10,4% WoW, при этом ежедневные объемы составили в среднем 138 млн акций против 154 млн акций неделю назад. Пакистанская рупия (PKR) продолжила укрепляться по отношению к доллару США, прибавив 2,82% в течение периода и закрывшись в пятницу на уровне 259,99 PKR / US $.

52.51MB | MySQL:102 | 0,494sec