О роли племенного фактора в военно-политических конфликтах в Йемене. Часть 5

В своей экспансии хоуситы использовали недовольство бедных племен социально-экономической ситуацией. В провинциях Аль-Джауф и Хаджа, равно как и в Сааде, государственные институты практически отсутствовали и «Ансар Аллах» было единственной силой, способной наладить оказание элементарных услуг и экономической помощи. Используя повальную бедность, хоуситы вербовали в свои отряды молодежь и даже подростков 14-16 лет.

Второй причиной усиления движения «Ансар Аллах» был альянс, заключенный с бывшим президентом А.А.Салехом и его сторонниками. Со стороны Салеха он был мотивирован желанием отомстить свергнувшим его «революционерам» и вероломно предавшей его Саудовской Аравии. Племена, лояльные Салеху, пропустили хоуситов без сопротивления через свою территорию, а многие армейские части либо предоставили оружие из своих арсеналов либо перешли на сторону движения. Религиозная ситуация также благоприятствовала хоуситам в северных горных регионах. Хоуситы апеллировали к зейдитской солидарности. В январе 2014 г. объединенные силы хоуситов и Салеха разгромили твердыню салафитов в Даммадже провинции Саада. Здесь находилось медресе «Дар аль-Хадис», занимавшееся распространением салафитской идеологии. Зарубежные связи салафитов были использованы Салехом и хоуситами для того, чтобы испугать местные племена угрозой появления в Йемене иностранных добровольцев-салафитов. Одновременно они позиционировали себя перед мировым сообществом в качестве борцов против угрозы религиозного экстремизма, называя своих противников «филиалом такфиристского Исламского государства».

Многие племена, особенно те, шейхи которых имели хорошие отношения с Салехом, были враждебны партии «Ислах». Конфронтация между сторонниками «Ислаха» с одной стороны и племенами, поддерживающими ВНК с другой, создали хорошую почву для объединения Салеха с хоуситами. Одновременно саудовско-катарские противоречия, обострившиеся в 2014 г., привели к негативному отношению в Эр-Рияде к «Братьям-мусульманам» и ослабили саудовскую поддержку партии «Ислах». Показательна в этом отношении позиция просаудовского временного президента А.М.аль-Хади в тот период. Абд Раббо Мансур аль-Хади, бывший южнойеменский социалист, в 1986 г. выступил на стороне Али Насера Мухаммеда. Потерпев поражение в конфликте, он вместе с другими сторонниками Мухаммеда эмигрировал в ЙАР. В 2014 г. он противостоял партии «Ислах». Например, в сентябре того же года его Бригада президентской охраны вместе с хоуситами штурмовала штаб 1-ой бронетанковой дивизии, которой командовал один из лидеров «Ислаха» генерал Али Мохсен аль-Ахмар.

События периода 2011-2014 гг. показывают, что племена в Йемене сохраняют лояльность государству до тех пор, пока они считают его достаточно сильным, а его деятельность благотворной для своих интересов. Если государство слабеет, племя готово встать на сторону другого игрока, способного предоставить ему финансовые и экономические выгоды, даже если это противоречит общенациональным интересам. Данная ситуация показала хрупкость йеменского государства, построенного режимом Салеха. Племенные ополчения, усиленные тяжелым вооружением, способны действовать поверх закона и государства, а солдаты и офицеры, принадлежащие к этим племенам, сохраняют верность преимущественно своим субэтническим группам.

В сентябре 2014 г. вооруженные формирования хоуситов заняли Сану и начали успешное наступление на юг. Причиной этого послужил провал Конференции национального диалога, призванной выработать будущее государственное устройство Йемена. Хоуситы изначально претендовали на автономию в рамках нескольких провинций и на выход их будущего региона к Красному морю. Однако им оставили только географически изолированную провинцию Саада.

Третий этап йеменской смуты растянулся с сентября 2014 г. до гибели экс-президента Али Абдаллы Салеха в декабре 2017 г. Первоначальные успехи хоуситов во многом объяснялись их союзом с Салехом. Племена, дружественные бывшему президенту, пропускали «Ансар Аллах» через свою территорию или предоставляли им своих бойцов.  Офицеры вооруженных сил, верные Салеху, вместе со своими подразделениями вливались в ряды хоуситов. Им удалось установить и закрепить свой контроль в горных регионах, окружающих Сану. В то же время в южных провинциях наметилась конфронтация хоуситов с южными племенами, рассматривающими северян в качестве чужаков. Хоуситы быстро овладели провинциями Ибб и Таиз, но в провинции Шабва столкнулись с сопротивлением. Влиятельное племя Аль-Авалик объявило о создании вооруженных формирований численностью в 3000 бойцов для того, чтобы помешать хоуситам занять столицу провинции город Атак. Тем не менее, хоуситы заняли город с помощью союзного им племени Лахваль. Они были вытеснены из Шабвы сторонниками президента Хади только к концу 2017 г. В соседней провинции Аль-Бейда конфронтация между хоуситами и племенем Зуэйб началась в октябре 2014 г. Две атаки хоуситов на этот регион были отбиты, но третье наступление в марте 2016 г. привело к окружению племенного ополчения которое капитулировало через две недели.

Нищета многих племен облегчала хоуситам вербовку среди них своих сторонников, включая подростков. Многие племена предоставляли своих боевиков из-за высокого уровня бедности и экономической маргинализации. Там же, где племена проявляли враждебную реакцию, хоуситы прибегали к насилию. Например, влиятельная семья аль-Омри из провинции Аль-Бейда, сопротивлявшаяся «Ансар Аллах», была расстреляна весной 2016 г. Во время конференции «Роль племенных лидеров в национальном примирении», организованной Сана-Центром в Стамбуле в январе 2021 г., многие шейхи горько жаловались на то, что хоуситы унижают племенную аристократию и приводят её к покорности. Ряд шейхов, по их мнению, подчинились «Ансар Аллах» для того, чтобы уберечь себя и свое племя от уничтожения. Шейх из Хавляна назвал такую внешнюю покорность проявлением такыйя (сокрытия истинных намерений), дозволенную шиитскими религиозными авторитетами. В апреле 2016 г. хоуситы провели в Сане конференцию племен, в результате которой была подписана «Декларация племенной чести». Она постановила, что столица Йемена является «охраняемым городом», в котором запрещены межплеменные столкновения. Были также объявлены наказания в отношении тех, кто будет сотрудничать с «врагами». Под «врагами» понимались международно признанное правительство Хади в Адене, а также Саудовская Аравия и ОАЭ, начавшие 26 марта 2015 г. агрессию в Йемене. Племена, живущие в окрестностях Саны (Таук аль-Санаа) дали обещание, что будут противостоять попыткам вторжения со стороны вражеских сил.

Альянс между экс-президентом Салехом и движением хоуситов не продлился долго. Он все чаще стал обвинять своих новых союзников в коррупции, а также в том, что они являются вооруженной милицией, а не политической партией. Эти обвинения он выдвинул на массовом митинге своих сторонников в Сане в августе 2017 г., приуроченном к годовщине создания ВНК. Митинг был призван стать демонстрацией силы. Однако Салех недооценил хоуситов. Последние обвинили его в предательстве и стали ослаблять его позиции. В безуспешной попытке вернуться к власти Салех стал менять фронт, задумав вступить в союз с Саудовской Аравией. Это была ставка, обреченная на проигрыш.

Во-первых, большинство племен Северного Йемена пострадали от саудовских бомбардировок, в результате которых погибли тысячи людей. Например, в ходе воздушного удара ВВС КСА по похоронной процессии в марте 2016 г. погибли 60 человек.

Во-вторых, другие племена были разочарованы позицией Салеха, когда он не защитил их от хоуситов в 2014-2015 гг.

В-третьих, военное превосходство было на стороне «Ансар Аллах». Племена Таук аль-Санаа покинули Салеха, другие, включая его собственное племя, заняли нейтральную позицию. Некоторые шейхи, лояльные Салеху, попытались блокировать дороги для того, чтобы перекрыть военное снабжение хоуситов. Среди них были Наджи Джумаан из племени Бани аль-Харис из Саны и Мабхут аль-Машарки из Амрана. В качестве возмездия боевики «Ансар Аллах» убили двух сыновей Джумаана, а дом шейха аль-Машарки разграбили и взорвали, арестовав его самого. В результате восстание, поднятое Салехом, потерпело поражение, а сам он был убит 4 декабря 2017 года.

В результате гибели Салеха карта племенных альянсов существенным образом изменилась, а хоуситы продолжили усиление контроля над Северным Йеменом. В провинции Хаджа соглашение, заключенное в 2012 г. между хоуситами и племенем Хаджур, продолжалось до января 2019 г. В этом месяце хоуситы окружили племенное ополчение, а затем нанесли ему поражение в 50-дневной битве. Племя Хаджур просило помощи от правительства Хади в Адене, но получило лишь ограниченную поддержку. Этот факт вызвал разочарование у многих других йеменских племен. Многие из шейхов уверены, что Эр-Рияд заинтересован в ослаблении сильных племен и даже готов отдать их на растерзание «Ансар Аллах». Во многих районах Северного Йемена хоуситы смещали племенных шейхов, отдавая власть в руки назначенных ими мушрифов (контролеров), происходящих из провинций Саада и Аль-Джауф или выбранных ими из своих местных сторонников. Тем самым хоуситы парадоксальным образом выступают в роли модернизаторов Йемена, ослабляя племенную аристократию и заменяя племенную идентичность религиозной (зейдитской) и патриотической (защита Йемена от саудовской агрессии).

53.16MB | MySQL:103 | 0,445sec