О положительном влиянии соглашения о восстановлении отношений между Саудовской Аравией и Ираном на урегулирование йеменского конфликта

Противоборствующие стороны конфликта в Йемене согласились обменять около 880 задержанных после переговоров в Швейцарии при содействии Организации Объединенных Наций и Международного комитета Красного Креста (МККК).  Хоуситы, связанные с Ираном, заявила 19 марта, что освободят 15 подданных  Саудовской Аравии, 3 суданцев и ряд других задержанных в обмен на 700 заключенных со стороны йеменского правительства, которое поддерживает КСА.  «Продолжаются переговоры в Женеве… мы движемся к достижению гуманитарной сделки, в соответствии с которой 700 заключенных, включая женщин и гражданских лиц, будут освобождены в обмен на освобождение 15 саудовских военнопленных, трех суданцев и других», — написал в Twitter главный переговорщик от хоуситов Мухаммед Абдулсалам. Глава йеменской правительственной делегации сообщил агентству Рейтер, что около 880 задержанных будут обменены. ООН и МККК не сразу подтвердили, что соглашение было достигнуто. Есть надежда, что сделка может способствовать более широким усилиям по прекращению конфликта, которым помогло восстановление отношений между Ираном и Саудовской Аравией в этом месяце, сообщает Reuters. От себя добавим, что этот переговорный процесс надо рассматривать не как «надежду», а как выполнение первого плана «дорожной карты» нормализации двусторонних отношений между КСА и Ираном. Специальный предстfвитель ООН Ханс Грундберг заявил Совету Безопасности на прошлой неделе, что предпринимались интенсивные дипломатические усилия на разных уровнях для прекращения боевых действий. Обмен примерно 15 000 задержанных, связанных с конфликтом, обсуждается в качестве ключевой меры укрепления доверия в рамках договоренностей, заключенных при посредничестве ООН в декабре 2018 года, известных как Стокгольмское соглашение.

В этой связи важны не усилия Грундберга, а динамика внутренней дипломатии и практических шагов противоборствующих сторон. И есть все основания полагать, что она на сегодня очень положительна, если учесть факт приглашения иранского президента Э.Раиси в КСА. Недавнее соглашение между Саудовской Аравией и Ираном по восстановлению связей была организовано и напрямую управлялось канцелярией верховного лидера ИРИ (рахбара) аятоллы Али Хаменеи и включала обещание прекратить вооружение хоуситов, сообщил иранский источник, близкий к переговорам. Подробности достигнутого при посредничестве Пекина соглашения пока не разглашаются, но, согласно совместному заявлению, опубликованному Ираном, Саудовской Аравией и Китаем они согласились «уважать суверенитет государств и невмешательство во внутренние дела государств». Согласно иранскому источнику, документ состоит из 24 пунктов и начал готовиться, когда президент Ирана Эбрахим Раиси отправился в Китай 13 февраля: «Когда президент Раиси недавно посетил Китай, он передал послание верховного лидера о переговорах с Саудовской Аравией, и именно после этого переговоры вступили в серьезную фазу. Китайские официальные лица, тем временем, выразили свое недовольство внешнеполитическим подходом Ирана, заявив, что они больше не могут поддерживать Тегеран, если такая ситуация продолжит существовать». По словам источника, затем китайцы пригласили Иран и Саудовскую Аравию в Пекин — не для переговоров, а для полного решения их проблем. Источник подчеркнул, что переговоры с иранской стороны были полностью в руках канцелярии рахбара, а Али Шамхани  было поручено вести переговоры, поскольку он является представителем Хаменеи в Высшем совете национальной безопасности и этническим арабом. Другой иранский источник также подтвердил, что переговоры не велись правительством президента Раиси. Согласно третьему иранскому источнику, переговоры между Ираном и саудовскими официальными лицами в Ираке и Омане зашли в тупик, особенно в последние несколько месяцев. Источник добавил, что наряду с Шамхани на переговорах присутствовал Амир Саид Иравани, бывший заместитель главы Министерства разведки и нынешний посол ИРИ в ООН, которого хорошо знают саудовцы. При этом прогресс был достигнут с учетом того, что представители Саудовской Аравии и Ирана стремились четко заявить о своих намерениях в течение пяти дней обсуждений и хотели, наконец, разрешить свои разногласия: «Саудовцы сказали: «Мы сосредоточены на нашем экономическом развитии и не хотим никакого конфликта. Мы ожидаем, что вы не будете иметь ничего общего с Йеменом, и мы сделаем то же самое в отношении Ирака и Сирии»».

О чем договорились стороны и что они будут делать в ближайшее время?  Документ  из 24 пунктов включает в себя прекращение Ираном военной поддержки йеменского движения хоуситов, Саудовская Аравия прекратит поддерживать Iran International, фарсиязычный телеканал, который яростно критикует иранские власти и широко освещает недавние протесты против властей в Иране. Iran International отрицает, что ее поддерживает Саудовская Аравия, заявляя, что он принадлежит Volant Media UK Ltd, частной компании с ограниченной ответственностью, базирующейся в Лондоне. В его заявлении говорится, что  акционерами телеканала являются частные лица из нескольких стран. Кроме того, обе стороны согласились разрешить иранцам совершать умру и хадж, а саудовским паломникам посещать город Мешхед, в котором находится святыня восьмого шиитского имама. Саудовцы также отказались от какой-либо поддержки  «Моджахедин-э Халк» (МЕК), находящейся в изгнании иранской оппозиционной организации, которая ранее была внесена США и Великобританией в список террористических групп, и пообещали не поддерживать ее в будущем. Более того, Эр-Рияд прекращают всякую активность по поддержке оппозиционных курдских иранских группировок в Иракском Курдистане и движения арабов-ахвазов в Иране. При этом отметим, что визит главы йеменского Южного переходного совета  (ЮПС) Айдаруса аз-Зубейди в Москву оказался скоротечным и они уже покинул российскую столицу, что может свидетельствовать только о том, что Москва разделения Йемена не поддерживает.

Достигнутое соглашение является значительным прорывом для обеих стран и Ближнего Востока в целом и, как ожидается, будет иметь широкие последствия. Это показывает растущую внешнеполитическую роль, которую сейчас играют канцелярия рахбара и Высший совет национальной безопасности, чьи решения всегда утверждаются Али  Хаменеи. И в данном случае надо констатировать, что помимо Китая в заключении соглашения большую роль сыграли ОАЭ, которые смогли убедить КСА в ее целесообразности.  И сам этот факт опровергает утверждения тех же США о серьезном ухудшении отношений между наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом и президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом. Примечательно, что Шамхани посетил союзника Саудовской Аравии ОАЭ на прошлой неделе и встретился с высшими должностными лицами в Абу-Даби. Вместе с советником по национальной безопасности ОАЭ Тахнуном бен Заидом  Шамхани назвал поездку «значимым началом для обеих стран, вступающих в новую фазу отношений. Чтобы преодолеть существующие проблемы, продолжение которых не отвечает интересам ни одной страны в регионе, сотрудничество и сближение должны заменить враждебность и разногласия».

52.24MB | MySQL:103 | 0,678sec