по материалам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI)
Период относительного спокойствия в начале 2010-х годов был нарушен подъемом экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), которая оккупировала значительную часть Ирака с 2014 года, пока не была в значительной степени разгромлена иракскими войсками при поддержке международной коалиции во главе с США в 2017 году. Вторжение в Ирак в 2003 году многонациональной коалиции во главе с Соединенными Штатами и Великобританией свергло баасистский режим Саддама Хусейна и положило начало годам хаоса и гражданской войны, поскольку различные вооруженные группировки соперничали за власть и территорию и нацелились на коалиционные силы и молодую иракскую армию после баасизма.
Сегодня Ирак переживает самый стабильный период с 2003 года. Вооруженное насилие сохраняется в различных формах, но оно носит спорадический, фрагментарный и локальный характер. Тем не менее, страна остается хрупкой и разделенной, а ее народ сталкивается с целым рядом усугубляющихся проблем, с которыми государство изо всех сил пытается справиться. Эта статья призвана дать краткий обзор ситуации в Ираке через 20 лет после вторжения.
Хрупкая, зависящая от нефти экономика
По оценкам, в 2020 году на экспорт сырой нефти приходилось 95% федеральных доходов. Сменявшие друг друга правительства мало что сделали для того, чтобы избавить Ирак от этой сильной зависимости от нефтяной ренты и диверсифицировать экономику. Это привело к раздутому государственному сектору, характеризующемуся покровительством, и к нехватке рабочих мест для новых выпускников, особенно тех, у кого нет необходимых связей. Зависимость от нефтяной ренты также подвергает иракскую экономику воздействию колебаний мировых цен на нефть. Это не только затрудняет долгосрочное планирование развития, но и в 2020 году, когда мировые цены на нефть упали, правительство оказалось не в состоянии финансировать основные услуги или даже выплачивать зарплаты и пенсии в государственном секторе. Государственный долг достиг 84% от валового внутреннего продукта (ВВП), а сам ВВП упал на 16%, что вызвало социальный протест против действий правительства. Хотя цены на нефть быстро восстановились, два года правительственного паралича и политические потрясения не позволили Ираку воспользоваться возросшими доходами и инвестировать их. Несмотря на наличие больших запасов природного газа, Ирак в настоящее время критически зависит от импорта газа из Ирана, а США и европейские партнеры Ирака стремятся покончить с этой зависимостью и помочь Ираку стать энергонезависимым. Однако политические и экономические потрясения последних нескольких лет в Ираке остановили инвестиции в мощности по добыче и переработке газа с иракских нефтяных месторождений, и вместо этого огромные объемы газа, связанного с добычей нефти, сжигаются. Это оставляет Ирак по-прежнему зависимым от иранского газа и импорта электроэнергии, значительно увеличивает влияние на климат и создает сильное загрязнение воздуха в некоторых частях страны. Ситуация является яркой иллюстрацией сложности проблем безопасности Ирака и неудач в управлении, которые сложным образом взаимодействуют с его нефтезависимой экономикой, бурной региональной динамикой и экологическими проблемами.
Меняющийся облик вооруженного насилия
Считается, что сегодня «Исламское государство» не может набрать больше членов в Ираке, и, по оценкам, в стране по-прежнему действуют всего 500 боевиков. Таким образом, крупные военные операции против ИГ завершились. В 2020 году США начали сокращать свое военное присутствие в Ираке, которое резко возросло в ответ на усиление ИГ, и сейчас только около 2500 военнослужащих США остаются в стране по приглашению Багдада в качестве консультантов. Ключевой задачей по мере ослабления угрозы со стороны ИГ является борьба с Силами народной мобилизации (спонсируемой иракским государством зонтичной организацией, состоящей из нескольких групп преимущественно шиитских ополченцев, некоторые из которых поддерживаются Ираном), а также с небольшими группами боевиков, связанными с этно-религиозными меньшинствами на севере страны, которые были сформированы под названием «общественной самообороны». Одной из целей сменяющих друг друга иракских правительств была интеграция этих сил в иракские силы безопасности, но прогресс был медленным. Большинство ополченцев номинально подчиняются Министерству обороны, однако многие, похоже, действуют независимо от правительства и вне институциональной юрисдикции. Некоторых обвинили в нарушениях прав человека и злоупотреблениях в отношении гражданских лиц, особенно во время массовых антиправительственных протестов в 2019 году.
Еще одна задача, на которой настаивают США и коалиция против ИГ, заключается в улучшении взаимодействия Пешмерга — вооруженных сил Иракского Курдистана — и иракских вооруженных сил. Отсутствие координации и обмена разведданными подорвало эффективность операций по обеспечению безопасности, особенно на спорных территориях Ирака. До появления ИГ в 2014 году региональное правительство Курдистана (КРГ) и федеральное правительство в Багдаде совместно обеспечивали безопасность на этих территориях. Ирак также пострадал от последствий гражданских конфликтов и борьбы с повстанцами в соседних странах, особенно в некоторых из его более отдаленных регионов. Иран и Турция в последние годы наносили ракетные удары или осуществляли вооруженные вторжения против оппозиционных сил на иракской территории.
Политика идентичности и ухудшение отношений между государством и обществом
Соединенным Штатам и другим членам коалиции, вторгшимся в Ирак в 2003 году и поддержавшим его переход к постбаасистской демократии, не хватало долгосрочного видения. Они часто не могли предвидеть последствия важных решений, таких как роспуск иракской армии в 2003 году или несколько инициатив, выдвинутых переходными властями. Одной из наиболее последовательных из этих инициатив стало создание Мухасаса таифии, формы консоциационалистской сделки элиты, которая была принята после 2005 года. При Мухасасе таифии правительственные посты, синекуры и департаменты распределяются между курдской, шиитской и суннитской политическими элитами после выборов — часто после множества сложных межфракционных торгов. Избирателям предлагается выбор партий в рамках данного этносектантского блока, но не путем выбора тех или иных политических платформ. Парламентская оппозиция не может привлечь правительство к ответственности. Мухасаса таифия была задумана как способ остановить раскол Ирака и расколы по основным этносектантским линиям разломов, побудить группы к сотрудничеству и избежать того, чтобы одна группа стала слишком доминирующей. Хотя этот проект, возможно, в какой-то степени преуспел в достижении этих целей, он также привел к неэффективным правительствам, отсутствию подотчетности и раздутому государственному сектору, изобилующему коррупцией и покровительством. В результате возникла новая серьезная линия разлома, когда рядовые граждане, объединенные по этническим признакам, недовольны правящим классом. Наряду с коррупцией граждане жалуются на неэффективное управление экономикой, безработицу, разрушающуюся инфраструктуру, слабые государственные службы и многое другое. Антиправительственные протесты, организованные в основном молодежью в 2019 году, выразили свое чувство отчуждения от политической элиты лозунгом «Мы хотим родину». Массовые протесты растут с 2015 года. Октябрьский протест или движение «Тишрин», начавшееся в 2019 году, было достаточно масштабным, чтобы свергнуть правительство премьер-министра Аделя Абдель Махди в начале 2020 года, и было жестоко подавлено государственными силами и ополченцами. Мухасаса таифия вызвал еще один политический кризис в 2021-2022 годах, когда элиты более года не могли договориться о новом правительстве после всеобщих выборов в октябре 2021 года. Явка избирателей на этих выборах упала до рекордно низкого уровня в 44%, что свидетельствует о растущем недовольстве и разочаровании населения в политической системе. Система Мухасаса таифия, похоже, вряд ли изменится в ближайшей перспективе, но есть некоторые признаки того, что она постепенно разрушается и, возможно, даже начинает уступать место политике, основанной на профессиональном подходе к решению проблем. Например, политические группировки в последнее время формируют альянсы за пределами своих этносектантских блоков. После выборов 2021 года Муктада ас-Садр, лидер шиитского движения садристов, предложил сформировать правительство большинства со значительной парламентской оппозицией, хотя это было отвергнуто другими фракциями. Что более позитивно, движение «Тишрин» породило своих собственных политических кандидатов, некоторые из которых получили места в парламенте. Их потенциал влияния на федеральную политику пока ничтожно мал, но они могут способствовать изменениям в субнациональной политике.
Уязвимость к изменению климата и экологические проблемы
Недостатки в управлении также сделали Ирак все более уязвимым к изменению климата, нехватке воды и множеству связанных с этим проблем. Число дней с температурой выше 50 ° C увеличивается, а засухи становятся более продолжительными и интенсивными. Северный Ирак традиционно был житницей для остальной части страны, в частности, обеспечивая страну пшеницей, которая поступает в государственную систему распределения. Тем не менее, 90% производства в регионе обеспечивается дождевыми водами, в то время как ирригационная инфраструктура устарела, повреждена или местами отсутствует. Фермеры все чаще покидают свои поля и переезжают в города, присоединяясь к неформальной экономике. Это усиливает давление на государственные службы и ресурсы в этих городах, что может вызвать недовольство между давними жителями и вновь прибывшими. Это также означает, что Ирак становится зависимым от импорта зерна в то время, когда мировые цены на продовольствие и удобрения находятся на рекордном уровне, во многом из-за войны на Украине.
Сменявшие друг друга правительства подчеркивали роль изменения климата и перекрытия Ираном и Турцией рек Тигр и Евфрат в верхнем течении в проблемах нехватки воды в Ираке. Однако, хотя оба фактора являются важными, это также, возможно, было попыткой отвлечь внимание от неудач правительств в улучшении управления водными ресурсами, восстановлении водной инфраструктуры и модернизации сельскохозяйственного сектора. Премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани объявил о новом пакете мер по защите климата и биоразнообразия в марте 2023 года. Хотя цели пакета являются уместными, важна его реализация. Новые иракские министры и главы департаментов имеют привычку отказываться от всего, что начали их предшественники, и объявлять о своих собственных грандиозных новых инициативах. Как отмечается в недавнем политическом отчете SIPRI, отсутствие преемственности стало одним из самых больших препятствий на пути развития и реформ в Ираке.
Регион Курдистан в федеральном Ираке
Региональное правительство Курдистана (КРГ) поддерживает мирные, хотя иногда и напряженные отношения с федеральным правительством в Багдаде. КРГ пользуется высоким уровнем автономии, который включает в себя поддержание собственных вооруженных сил, Пешмерга. На ранних этапах переходного процесса после 2003 года Курдистан был признан самым стабильным регионом Ирака, а его лидеры обладали ценным опытом управления, которого не хватало другим переходным властям. Это также было частично связано с бесполетной зоной и другими мерами по защите иракских курдов от нападений иракского правительства, предпринятыми Соединенными Штатами и европейскими партнерами после Первой войны в Персидском заливе в 1991 году. Курды в Ираке в значительной степени дистанцировались от курдских движений за независимость в соседних Иране, Сирии и Турции, вплоть до того, что силы Пешмерга даже столкнулись с силами турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК), действующими на иракской земле. Отношения между КРГ и федеральным правительством осложняются давними разногласиями по поводу распределения доходов от продажи нефти и контроля над спорными территориями, к которым относится богатый нефтью город Киркук. КРГ вернуло эти территории под свой контроль после того, как иракские силы безопасности отступили перед лицом наступления «Исламского государства» в 2014 году. Решение вопроса о статусе спорных территорий должно было состояться на десятилетие раньше, согласно конституции 2005 года. Когда в 2017 году завершились крупные военные операции по разгрому ИГ, напряженность в отношениях между федеральным правительством и КРГ усилилась из-за стремления КРГ к большей автономии. КРГ организовало референдум о независимости, который также включал спорные территории, находившиеся тогда под его контролем (включая Киркук). Федеральное правительство отклонило референдум и вернуло спорные территории с помощью военной силы при поддержке Сил народной мобилизации, а также применило другие карательные меры против КРГ.
КРГ и отношения между государством и обществом в Иракском Курдистане имеют проблемы, аналогичные тем, которые существуют на федеральном уровне. Бюджет КРГ в значительной степени зависит от независимого экспорта нефти и бюджетных трансфертов из Багдада, что устраняет стимул к диверсификации экономики. Две основные курдские политические силы, Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана, заключили соглашение о разделе власти после объединения двух иракских курдских анклавов в 2006 году. В этом соглашении правительственные и административные должности распределяются между двумя сторонами — договоренность, которая по своему принципу ничем не отличается от иракской Мухасаса таифия. Как и в остальной части Ирака, жители Иракского Курдистана жалуются на коррупцию, покровительство и бесхозяйственность со стороны курдских властей. Многие покинули Ирак в поисках убежища в Европе и других странах.
Отношения Ирака с Ираном и США
В области дипломатии самые прочные отношения Ирака связаны с Ираном и США. Тем не менее, в последние годы Ирак стремился диверсифицировать свои дипломатические и экономические отношения, в том числе с арабскими государствами Персидского залива, а также Египтом и Иорданией. Иран является крупнейшим торговым партнером Ирака, хотя импорт Ирака из Ирана — на сумму около 9 млрд долларов в 2018 году — значительно перевешивает торговлю с другими странами. Ирак и Иран также активно сотрудничают в борьбе с «Исламским государством». Влияние Ирана в Ираке, в значительной степени осуществляемое через шиитские политические группировки. Помимо руководства политическим переходом после вторжения, США остаются основным источником поддержки Ирака в области безопасности, а также военной помощи и помощи в целях развития. США недавно усилили давление на Ирак с целью ужесточения контроля за продажей долларов, чтобы пресечь потенциальное отмывание денег, которое приносит пользу Ирану и Сирии. Шаги, предпринятые для достижения этой цели, способствовали значительному падению долларовой стоимости иракского динара, что привело к резкому росту инфляции в начале 2023 года и смене главы Центрального банка Ирака.
Ирак оказался в эпицентре региональной напряженности, особенно из-за его дипломатической и географической близости к Ирану. В последние годы Ирак пытался играть активную роль в урегулировании этой напряженности. Например, при поддержке Франции Ирак организовал два региональных саммита — один в Багдаде, другой в Аммане, Иордания, — направленных на деэскалацию региональной напряженности. В 2021 году в Ираке состоялись переговоры между Ираном и Саудовской Аравией, которые стали прелюдией к разрядке при посредничестве Китая, объявленной в марте 2023 года.
Положение меньшинств Ирака
Неспособность государства защитить многочисленные этно-религиозные меньшинства Ирака является давней проблемой. С 2003 года многие меньшинства были перемещены из-за отсутствия безопасности, часто мигрируя в Иракский Курдистан, который считался более спокойным, безопасным и терпимым, а во многих случаях и вовсе уезжают из Ирака. Группировка «Исламское государство» преследовала меньшинства, особенно те, которые исповедуют неавраамические религии. Хуже всего это было в провинции Найнава, известной своей пестрой мозаикой этнического и религиозного разнообразия. Нападения ИГ на езидскую общину в районе Синджар были настолько разрушительными, что были признаны геноцидом. Многие из меньшинств, которые были перемещены во время оккупации «Исламским государством», не вернулись — отчасти из-за присутствия многочисленных групп боевиков, которые все еще действуют в районах их происхождения, и общего чувства незащищенности, но также потому, что они чувствуют, что могут улучшить жизнь в своих новых домах. Соглашение между КРГ и федеральным правительством при посредничестве ООН в 2021 году, которое было направлено на нормализацию ситуации в области безопасности в Синджаре, оказало незначительное влияние на ситуацию на местах, что побудило бы внутренне перемещенных езидов вернуться.
Хотя граждане из числа меньшинств в Ираке сталкиваются с меньшим уровнем вооруженного насилия, основанного на их идентичности, дискриминация в отношении них, похоже, усилилась после оккупации «Исламским государством». Многочисленные организации гражданского общества и низовые группы настаивают на переосмыслении Ирака, где этническая принадлежность и вероисповедание играют гораздо меньшую роль. Тем не менее, влиятельные политические блоки Ирака стремятся сохранить нынешнее соглашение о разделении власти, даже несмотря на то, что оно вряд ли принесет процветание или прочный мир.