Необитаемые надводные аппараты для ВМС Турции

Добившись значительных успехов в разработке, производстве и боевом применении беспилотных авиационных систем, Турция распространяет свои компетенции в беспилотной сфере на морскую среду.  В настоящее время Анкара поддерживает несколько конкурирующих проектов по созданию современных боевых необитаемых надводных аппаратов (ННА). По мнению военно-политического руководства Турции, эти инициативы позволят укрепить военно-морскую мощь страны в условиях нарастающей напряженности из-за морских споров.

Актуальность и перспективность тематики ННА получила свое подтверждение в ходе продолжающегося конфликта на Украине. Как известно, 29 октября 2022 года вооруженные силы Украины нанесли удар по группировке Черноморского флота России в Севастополе. По данным Министерства обороны России, в атаке участвовали девять беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и семь ННА. Действия этой беспилотной группировки координировал американский дрон RQ-4B «Глобал Хок» (Global Hawk). Предположительно, в организации нападения участвовали специалисты из Великобритании. Итогом проведенной операции стали повреждения, полученные флагманом Черноморского флота фрегатом «Адмирал Макаров» и тральщиком «Иван Голубец».

По оценке турецких экспертов, произошедший инцидент не только стал первым в военной истории примером боевого взаимодействия воздушных и морских роботов, но и обозначил горизонты будущей войны на море. Являясь активным членом НАТО, Турция принимает непосредственное участие в развитии перспективных концепций, стратегий и тактических приемов применения ВМС альянса. В целом, взгляды военно-морского командования НАТО на использование сил и средств на море сводятся к проведению сетецентрических операций в версии 2.0 и трехмерных миссий.

В частности, считается, что в ближайшие годы морское боевое пространство будет определяться тремя основными факторами. Во-первых, «горячая зона» станет более рассредоточенной, чем когда-либо. Во-вторых, на морях начнут доминировать высокоэффективные системы вооружения и датчики, что приведет к появлению морских разведывательно-ударных комплексов. Эти новые возможности, дополненные искусственным интеллектом (ИИ), обеспечат сложную обработку данных и их передачу на большие расстояния, и, главное, мощную высокоточную атаку. Наконец, на смену сетецентрической войне, вероятно, придет парадигма «сети сетей» (также используется термин «мега-сеть»), объединяющей беспилотные системы, междоменные средства ведения боевых действий, воздушные, надводные и подводные линии коммуникаций, узлы алгоритмической войны, космические активы, средства кибербезопасности и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) – все в одной сверхрассредоточенной боевой мега-сети.

Планируется, что необитаемые военно-морские комплексы будут выполнять задачи разведки, надводной и противолодочной борьбы, морской ПВО, участвовать в специальных операциях. Они также смогут выступать в качестве сенсорных узлов для крупных флотов и оперативных групп. Благодаря своим передовым алгоритмам и автономным функциям, боевые корабли-роботы окажутся способными действовать разумно и приспосабливаться к быстро меняющемуся полю боя.

Опираясь на новые технологии нейронных сетей и машинного обучения, необитаемые надводные аппараты (Unmanned Surface Vehicles, USV), оснащенные различными сенсорами, вооружением и другой полезной нагрузкой, смогут действовать удаленно в полуавтономном или даже полностью автономном режиме. По сравнению с традиционными пилотируемыми платформами, ННА, как правило, дешевле в постройке и эксплуатации, поскольку не нуждаются в помещениях или вспомогательном оборудовании, необходимых для поддержки жизнедеятельности экипажа. В этой связи, представляется, что ННА особенно подходят для выполнения длительных миссий, которые истощают людей-операторов на борту, или рискованных задач с высокой вероятностью травм, захвата или гибели экипажа. В западной военной терминологии такие задачи подпадают под категорию «три Д» (three D), а именно:  скучные/монотонные (dull), грязные (dirty) или опасные (dangerous).

В представлении экспертов НАТО, необитаемые (беспилотные) военно-морские системы обладают потенциалом упрощения междоменной интеграции, улучшения возможностей боевых платформ и боевых сетей. Кроме того, они являются отличным подспорьем в преодолении проблем, связанных с созданием зон воспрещения доступа/запретных зон (A2/AD). В условиях повышенного риска ННА снижают его путем рассредоточения возможностей по небольшим труднодоступным узлам и расширения тактического выбора за счет создания новых концепций применения средств.

По словам начальника Управления оборонной промышленности Турции Исмаила Демира, в настоящее время «беспилотные решения находятся на переднем крае оборонной стратегии Турции». По его мнению, в обозримой перспективе в сегменте необитаемых надводных аппаратов, благодаря новым проектам, Анкара станет ключевым игроком в формировании будущего «беспилотного боевого пространства».

Портфолио ННА Турции непрерывно расширяется. Новые системы разрабатываются для удовлетворения различных потребностей ВМС. Страна имеет сбалансированную дорожную карту беспилотных военно-морских программ, ориентированных на различные сценарии войны на море. Согласно источникам, в настоящее время ведущие фирмы в этой области согласны с тем, что будущая военно-морская среда будет характеризоваться необходимостью действовать в условиях повышенного риска с одновременным и быстрым ростом множества угроз.

Основные проекты ННА для ВМС Турции

«Улак» (ULAQ) является первым открытым проектом необитаемого надводного аппарата турецкого производства. В древней турецкой культуре улак  – это титул посла в государствах Центральной Азии, известного своими знаниями, мудростью и военными талантами.

Проект «Улак» – результат сотрудничества верфи Ares Shipyard (г. Анталия) и оборонного предприятия Meteksan Defense (г. Анкара). По многочисленным заявлениям официальных лиц ВС Турции, «Улак» рассматривается разработчиками как семейство необитаемых надводных платформ, предназначенных для решения широкого спектра задач в интересах ВМС и других видов вооруженных сил в прибрежной зоне и в открытом море.

Сегодня известный календарь активности проекта выглядит так:

  • 2018-2019 годы: исследовательская деятельность и обоснование различных концепций;
  • 2019 год: изучение национальных возможностей и начало процесса создания прототипа;
  • 2020 год: завершение проектирования прототипа, начало и завершение строительства прототипа ННА;
  • октябрь 2020 года: официальное объявление о проекте на совместной конференции разработчиков;
  • февраль 2021 года: спуск прототипа на воду и начало его ходовых испытаний;
  • май 2021 года: проведение в рамках учений «Морской волк 2021» первых стрельб (на дальность 5 км) из четырех ракетных комплексов CIRIT и двух L-UMTAS, предоставленных национальным производителем ракетных систем Roketsan;
  • август 2022 года: сообщение о готовности к серийному производству «Улак» в противолодочной версии (ASW) в объеме до 50 аппаратов в год.

Ожидается, что в течение 2023 году ННА «Улак» поступит на вооружение ВМС Турции.

В коллаборации участников программы ответственность за проектирование, строительство и оснащение судна возложена на верфь Ares Shipyard, интеграцию полезной нагрузки – на Meteksan Defens. Основной поставщик ракетных вооружений – Roketsan.

Спущенный на воду прототип ННА «Улак» имеет изготовленный из современных композитных материалов корпус длиной 11 м, водоизмещением 6 тонн и грузоподъемностью до 2 тонн. Корпус оснащен системами пассивной и активной стабилизации, позволяет поддерживать плавучесть при повреждениях.

Двигательная установка прототипа (вероятно, дизельная, но характеристики не сообщались) позволяет развивать максимальную скорость до 35 узлов (65 км/час). Запас топлива обеспечивает дальность плавания до 400 морских миль. Следует добавить, что в сентябре 2022 года появились сообщения о договоренности Ares Shipyard с турецким производителем двигателей компанией TÜMOSAN Motor and Tractor Industry Inc. (г. Конья) относительно обеспечения серийных образцов ННА «Улак» дизельными двигателями национального производства.

Конструкция «Улак» имеет модульную структуру, позволяющую конфигурировать полезную нагрузку аппарата в зависимости от решаемых задач. В её состав входят оптико-электронная (день/ночь) система наблюдения; защищенная от помех глобальная навигационная спутниковая система; аппаратура зашифрованной связи, интегрированная с системами боевого управления GENESIS и ADVENT, разработанными специально для ВМС Турции. Конструкцией аппарата предусмотрены телескопическая мачта, антенная система, повышающая возможности обнаружения и идентификации, радиолокационная система навигации и наблюдения за надводной обстановкой. Предусматривается также интеграция высокотехнологичных передовых возможностей: ИИ, технологий роения, сетецентрической связи и совместного использования данных.

В зависимости от решаемых задач «Улак» может нести средства разведки и РЭБ, управляемое ракетное оружие с лазерным и инфракрасным наведением, легкое торпедное вооружение или 12,7 мм дистанционно управляемую стабилизированную пулеметную платформу STAMP . Считается, что STAMP (производства Aselsan) особенно эффективна против асимметричных целей благодаря их автоматическому отслеживанию и высокой вероятности попадания.

Как и ННА спроектированная Meteksan береговая станция управления (турецкая аббревиатура SAKI) создана по модульному принципу, что позволяет интегрировать её в наземные транспортные средства или корабли ВМС. Станция обслуживается экипажем в составе капитана и наводчика. Оборудование SAKI включает помехоустойчивый канал передачи данных C-диапазона, навигационные системы и программное обеспечение (ПО). В целом, SAKI позволяет управлять несколькими ННА в море и гарантирует совместную работу «Улак» с другими ННА или БПЛА, а также пилотируемыми самолетами на расстоянии прямой видимости (до 200 км). Связь с ними организуется через разработанный Meteksan тактический канал передачи данных KEMENT. Для управления на больших расстояниях возможно применение ретрансляции через инфраструктуру интегрированной системы связи ВС Турции (Turkish Armed Forces Integrated Communication System, TAFICS).

После разработки прототипа, ставшего первой фазой более широкого проекта, на основе его открытой архитектуры и масштабируемой структуры инженерами Ares Shipyard и Meteksan Defense планируется создание различных версии ННА. Согласно профильным публикациям, семейство «Улак» будет включать аппараты: для обеспечения безопасности порта (PSV); ведения разведки, наблюдения и РЭБ (ISR & EW); ударный для борьбы с надводными кораблями (ASuW); противоминной обороны (MCMV); противопожарное судно (FiFi) и ННА для противолодочной войны (ASW). Согласно открытым источникам, серийное производство перечисленных вариантов, кроме версии ASW, еще не началось. Готовая же к производству версия ASW будет иметь увеличенные размеры (длина чуть более 20 м) и грузоподъемность 4,5-5 тонн.

«Марлин» (MARLIN) – проект, являющийся совместной разработкой верфи Sefine Shipyard (г. Ялова) и оборонной корпорации Aselsan (г. Анкара). Проект считается первым в мире ННА с возможностями полного спектра радиоэлектронной борьбы. Старт блочной сборке прототипа «Марлин» (под обозначением RD09) дали на торжественной церемонии, состоявшейся на верфи Sefine, 7 июля 2021 года. Официально свою разработку верфь представила на выставке DIMDEX, в марте 2022 года, в Дохе, Катар.

ННА «Марлин» имеет алюминиевый корпус длиной 14,75 м, шириной 3,85 м и осадкой 0,85 м. В зависимости от полезной нагрузки водоизмещение колеблется в интервале от 21 до 26 тонн. Конструкция аппарата может трансформироваться из однокорпусной в тримаран с выносными опорами (поплавками), прикрепленными к обеим сторонам корпуса. В результате грузоподъемность может увеличиваться, а поплавки позволяют размещать на себе различные виды оружия или оборудования.

Энергетическая установка включает два дизельных двигателя, вращающих в противоположных направлениях два винта, которые, по данным производителя, обеспечивают высокую маневренность и устойчивость судна. Утверждается, что «Марлин» способен выполнять миссии при волнении моря до 4 баллов и перемещаться в состоянии моря 5 баллов. Аппарат поддерживает крейсерскую скорость 10 узлов и развивает максимальную скорость 36 узлов. Заявленная дальность плавания колеблется у разных источников в диапазоне от 400 до 700 морских миль. Автономность – до 7 суток.

Полезная нагрузка аппарата имеет модульную архитектуру и может включать: обзорную РЛС, электронно-оптическую систему разведки и наблюдения, защищенную от помех  навигационную спутниковую систему (GNSS), оборудование связи и передачи данных, сбрасываемые и буксируемые гидроакустические буи, систему управления с элементами ИИ с расширенными возможностями автономности. В состав устанавливаемого на аппарат комплекса РЭБ входят производимые Aselsan изделия AREAS-2NC R-ES и AREAS-2NC R-EA, обеспечивающие электронное подавление и электронную поддержку.

Планируется, что «Марлин» сможет принимать участие в наступательных и оборонительных действия как в прибрежной зоне, так и в открытом море. В этой связи предусматривается оснастить ННА широкой номенклатурой вооружения: 12,7-мм дистанционно управляемой оружейной станцией, легкими торпедами, комплексами управляемого ракетного вооружения. В частности, в июне 2022 года между Институтом исследований и разработок оборонной промышленности Турции (TÜBITAK SAGE) и верфью Sefine подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в области национальных систем боеприпасов. Как результат, высока вероятность установки на «Марлин» (на поплавки) двух пусковых установок (каждая по 4 направляющих) ракет класса «поверхность-поверхность» KUZGUN-KY, разработанных TÜBITAK SAGE. Известно, что эта модификация ракеты оснащена двухрежимной (лазерная подсветка и ИК) головкой самонаведения (ГСН). Изделие развивает скорость до 1,5 Маха и имеет дальность стрельбы до 40 км. Ожидается, что KUZGUN-KY пройдет испытания к первому кварталу 2023 года и обеспечит значительную огневую мощь ННА.

Официальные лица Турции особо подчеркивают тот факт, что ННА «Марлин» стал первым турецким беспилотным военно-морским решением, успешно зарекомендовавшим себя в учениях НАТО. В данном случае речь идет о состоявшихся в сентябре 2022 года у берегов Португалии мероприятиях REPMUS (Роботизированные эксперименты и создание прототипов морских беспилотных систем / Robotic Experimentation and Prototyping with Maritime Unmanned Systems, 12-22 сентября) и Dynamic Messenger (25-30 сентября). Целью учений ставилось исследование работы беспилотных (необитаемы) систем в морской среде, их взаимодействия между собой и с пилотируемыми морскими и воздушными платформами. В совокупности, в учениях приняли участие около 1500 гражданских и военных специалистов из 16 стран-членов НАТО, включая Турцию, а также около 40 необитаемых подводных, 18 необитаемых надводных и около 45 БПЛА, а также 16 боевых и вспомогательных кораблей и одна подводная лодка (ПЛ).

По утверждению турецких источников, ННА «Марлин» стал единственной платформой, которая вышла в море в день, когда никто не мог выйти из-за суровых погодных условий. Сложная конфигурация РЭБ «Марлин» помогла аппарату обнаружить противника в самом начале учений, что привело к перемещению целей в другое место. При отработке сценария обнаружения вражеских ПЛ только «Марлин», используя свой процессор гидроакустического буя, обнаружил имитаторы вражеских ПЛ. Выполняя поставленные задачи, турецкий аппарат также продемонстрировал успешное взаимодействие с международными пилотируемыми соединениями ВМС.

По мнению разработчиков, ННА «Марлин» может выходить в район оперативного предназначения самостоятельно из порта, или доставляться туда грузовым автомобильным, воздушным и морским транспортом. В этой связи, аппарат может рассматриваться вариантом модуля миссий для таких типов кораблей ВМС Турции, как  судно для пополнения запасов TCG Derya DIMDEG (A-1590, ввод в состав флота к 2025 году), танкодесантный корабль типа BAYRAKTAR и универсальный десантный корабль TCG ANADOLU. Утверждается, что «Марлин» успешно интегрируется в системы боевого управления турецкого флота и способен действовать автономно или в режиме дистанционного управления совместно с другими подразделениями ВМС.

Первый прототип ННА «Марлин» в ударной версии для поражения надводного противника (ASuW) планировалось передать ВМС Турции к концу 2022 года. Второй прототип в противолодочном варианте (ASW) – в июне 2023 года.

«Мир» (MIR) – еще один необитаемый надводный аппарат совместной разработки верфи Sefine Shipyard и корпорации Aselsan. Изделие под индексом NB57 спроектировано для надводных и противолодочных боевых действий в неоднородных роях, состоящих из различных вариантов обитаемых и необитаемых платфом, действующих в едином соединении. Первая презентация «Мир» состоялось в марте 2022 года, на DIMDEX, в Дохе, совместно с ННА «Марлин».

Относительно тактико-технических характеристик аппарата известно, что он имеет алюминиевый корпус длиной 15 м и водоизмещением 21 тонна. Конструкция ННА позволяет нести полезную нагрузку общей массой в 1/3 его веса. Вероятно дизельный двигатель и значительный запас топлива обеспечивают дальность хода до 800 морских миль (около 1500 км).

Аппарат предназначен для выполнения широкого круга задач надводной, подводной и противоминной войны, РЭБ, асимметричных, разведывательных и поисково-спасательных операций. В состав полезной нагрузки ННА «Мир» входит набор высокотехнологичных датчиков производства Aselsan, а именно: навигационная РЛС, электронно-оптическая система разведки и наблюдения SEA EYE KIRLANGIÇ, GNSS с аппаратурой защиты от помех и подделки KARETTA, инерциальная навигационная система ANS-510D, системы спутниковой связи Ku- и L-диапазонов (последняя обеспечивает узкополосную передачу через SATCOM видео и изображения в реальном времени).

Их дополняют блок радиосвязи 4G/LTE и система автоматической идентификации (AIS), а также оборудование для зондирования подводной сферы. В его составе гидролокатор обнаружения подводных лодок ARAS-2023, погружной гидролокатор ORKUN-2053, гидролокатор для обхода препятствий, однолучевой эхолот, гидролокатор обнаружения подводных пловцов.

Относительно оружейного комплекса ННА «Мир» речь в основном идет об установке 12,7-мм оружейной станции с дистанционным управлением STAMP-2L. Предположительно, аппарат может оснащаться управляемыми ракетами и легкими торпедами турецкого производства.

«Альбатрос» (ALBATROS) – семейство необитаемых надводных аппаратов производства концерна Aselsan. В семействе три изделия: два катера-мишени с литерами «К» и «Т», а также автономный экспериментальный аппарат с расширенными возможностями роения «S».

«Альбатрос-К» (от катамаран) является продолжением семейства надводных мишеней более раннего производства. Он предназначен для использования в качестве движущейся цели для стрельб артиллерии, комплексов ближней обороны и управляемых ракет ВМС, а также для учебных стрельб боевой авиации.

Изделие имеет корпус катамаранного типа длиной 10-16 м (в зависимости от размеров мишени), шириной 4,5 м, высотой до 6 м (с мишенью). Полная масса колеблется в интервале 3-5 тонн. Два дизельных двигателя позволяют развивать  скорость более 35 узлов. Радиус действия до 10 морских миль, в течение 6 часов. В качестве полезной нагрузки аппарат несет мишенную доску размерами 3х3-5х5 м, навигационную камеру и индикатор (мигалку) попадания.

«Альбатрос-К» может использоваться в автономном, полуавтономном или режиме дистанционного управления и имеет удобный интерфейс. По оценкам специалистов, система представляет собой эффективный имитатор цели, который в соответствии с задачами учений и стрельб может реализовывать различные заданные сценарии поведения.

«Альбатрос-Т» (от Target – «цель/мишень») – высокоскоростной ННА, разработанный специально для использования в качестве движущейся мишени в учебных стрельбах. Система позволяет удаленно имитировать различные тактические маневры (например, зигзагообразная или прямая высокоскоростная атака) и быстрые асимметричные угрозы. Возможно использование в автономном, полуавтономном или дистанционном режимах работы.

Изделие имеет корпус длиной 5,5 м и шириной 1,65 м. Полная масса: 950 кг. Внутренний дизельный двигатель позволяет развивать максимальную скорость более 40 узлов и обеспечивает эксплуатацию в течение 6 часов. Радиус управляемого применения составляет 10 морских миль.

На ННА устанавливается пассивный рефлектор усиления радиолокационного сигнала (уголковый отражатель), активная РЛС (опция), навигационная камера, индикатор попадания.

Оба «Альбатроса», и «К», и «Т» могут поддерживаться беспилотными летательными аппаратами производства Aselsan. Изображение попадания передается на станцию управления в режиме реального времени для оценки повреждений и качества подготовки личного состава.

Проект «Альбатрос-S» (от swarm — «рой») представляет собой финансируемую из частных источников разработку, направленную на выполнение отечественной программы НИОКР, направленной на изучение возможностей беспилотного роения. Эти усилия инициированы Отделом инновационных систем Управления оборонной промышленности Турции. Первая презентация ННА прошла на выставке IDEF 2021, в Стамбуле.

«Альбатрос-S» использует монокорпус, который оптимизирован для снижения радиолокационной и тепловой сигнатуры. Он имеет длину 7,2 м, ширину 2 м и водоизмещение около 1955 кг, включая полезную нагрузку массой 250 кг. Установленный дизельный двигатель и запас топлива обеспечивают высокую маневренность, позволяют развивать максимальную скорость более 40 узлов, гарантируют дальность хода до 200 морских миль или непрерывную эксплуатацию в течение 10 часов.

В состав полезной нагрузки входят навигационная РЛС, аппаратура сотовой радиосвязи, защищенная спутниковая связь, система связи 4,5G/LTE. По утверждению производителя, высокий уровень автономности «Альбатроса-S» позволяет аппарату действовать автономно или в группе из нескольких беспилотных платформ, взаимодействовать с ними и одновременно выполнять сложные маневры. Функционал автономности включает: автономное планирование миссии и распределение задач между членами роя, слияние сенсоров, обнаружение неподвижных и движущихся препятствий и динамическое планирование маршрута, режимы работы «день/ночь», работу в условия прерывания связи.

По мнению инженеров Aselsan, «Альбатрос-S» пригоден для выполнения широкого спектра прикладных задач: разведки, поражения цели в качестве катера-камикадзе, патрулирования района и защиты порта.

«Сальво» (SALVO, или «залп») – проект турецкой верфи Dearsan (г. Тузла), реализуемый совместно с такими представителями оборонно-промышленного комплекса Турции, как Aselsan, Roketsan и Yaltes.  О своей инновации руководство верфи объявило в декабре 2021 года,  а в феврале 2022 года, на выставке DIMDEX, в Катаре представила линейку ННА под индексами USV-15 и USV-11. В результате верфь Dearsan стала третьей (после Ares и Sefine) судостроительной компанией Турции, занятой в секторе разработки необитаемых надводных аппаратов военного назначения.

Заявлено, что в семейство ННА «Сальво» войдут аппараты с корпусами длиной 15 м (соответственно, USV-15) и 11 м (USV-11). Причем, в последнем варианте планируется иметь две функционально различные модели. Спуск на воду головного аппарата проекта, USV-15, состоялся в начале 2022 года. Известные и приводимые далее характеристики ННА «Сальво» относятся именно к этой модели.

По данным разработчика, USV-15 получит широкий спектр возможностей и предназначается для ведения разведки, поражения надводного противника, выполнения задач ПВО, противодействия асимметричным угрозам (включая борьбу с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков), поддержки поисково-спасательных операций, выполнения задач береговой охраны и пограничного контроля.

Конструкция аппарата построена с использованием архитектуры открытых систем. Корпус выполнен из композитных материалов длиной 14,79 м, шириной 3,83 м и осадкой 0,75 м. Энергетическая установка «Сальво» получила два дизельных двигателя с двумя водометами и один дизель-генератор. Предусматривается, что по требованию заказчика может устанавливаться только один дизель, а водометы заменяться на гребной винт. В варианте USV-15 (в зависимости от типа дизеля) «Сальво» способен развивать максимальную скорость до 45-60 узлов (83-111 км/ч), поддерживая, при этом, высокую устойчивость. Дальность хода до 300 морских миль. В интересах оптимального использования полезной нагрузки аппарат оснащен телескопической выдвижной мачтой MILMAST, которую можно выдвигать и складывать в ходе миссии.

Оборудование аппарата включает автономную систему управления, навигационную РЛС, комплекс GPS, метеорологическую аппаратуру, автоматическую систему идентификации, гироскоп, эхо-громкоговоритель, систему электрооптической разведки и наблюдения, 4-кратную тепловую камеру кругового обзора (на 360 градусов), а также систему связи SATCOM (BLOS) и широкополосный приемопередатчик (LOS).

В состав комплекта вооружений «Сальво» вошли дистанционно управляемая оружейная станция Yalman от Roketsan, на которую установлены 12,7-мм стабилизированный пулемет STAMP 2-L от Aselsan и пусковая установка 70-мм управляемых ракет с лазерным наведением Cirit или ракет L-Umtas производства Roketsan. Сообщается о работах Roketsan над интеграцией оружейной станции Yalman с зенитными ракетами Sungur. Считается, что конфигурация Sungur с Yalman предоставит ННА «Сальво» расширенные возможности ПВО для устранения угроз вертолетов и БПЛА, а также позволит усилить оборону прибрежных объектов на значительном от них удалении.

Возможности USV-15 по применению вооружений были продемонстрированы 25 мая 2022 года. Тогда аппарат успешно поразил движущиеся цель последовательно из пулемета и пуском ракеты Cirit.

По замыслу разработчиков ННА семейства «Сальво» могут быть развернуты с борта крупных боевых кораблей, в частности: десантных кораблей-доков, фрегатов или корветов. В таком случае дополнительное задействование ННА существенно повысит боевые возможности обитаемой платформы. В настоящее время дальнейшее проектирование моделей ННА «Сальво» продолжается.

«Санкар» (SANCAR) – совместная разработка верфи Yonca-Onuk (г. Тузла) и оборонного предприятия Havelsan (г. Анкара). Работы ведутся с октября 2021 года в рамках контракта, подписанного 8 апреля 2022 года, с Управлением оборонной промышленности Турции. Спуск на воду аппарата состоялся 2 июня 2022 года. Первые ходовые испытания завершились в сентябре 2022 года. Первая презентация ННА «Санкар» в виде масштабной модели прошла в том же сентября, на авиабазе Уотерклуф (Претория, ЮАР), на Африканской выставке аэрокосмической и оборонной промышленности. Повторно, но уже прототип аппарата демонстрировался в октябре 2022 года, на выставке SAHA EXPO, в Стамбуле.

ННА «Санкар» предназначен для ведения разведки, борьбы с надводным противником, охраны прибрежной инфраструктуры, траления мин и проведения поисково-спасательных операций. В рамках проекта Yonca-Onuk отвечает за конструкцию корпуса аппарата и интеграцию в неё полезной нагрузки. Havelsan – за вопросы автономности платформы, ПО, системы управления, связи и распределения корабельных данных, наземные станции управления и защиту от помех.

Несмотря на то, что «Санкар» в последний раз демонстрировался как прототип, его конструкция основана на проверенной платформе быстроходных патрульных кораблей проекта MRTP12, восемь корпусов которого поставлены верфью Yonca-Onuk ВМС Турции. Корпус аппарата длиной 12,73 м и шириной 3,3 м имеет водоизмещение 9 тонн. Вероятно, дизельная энергетическая установка и запас топлива позволяют развивать максимальную скорость до 40 узлов, обеспечивают дальность плавания 400 морских миль и автономность до 40 часов. Надстройка корпуса предусматривает установку телескопической мачты типа MILMAST. С выдвинутой мачтой высота ННА составляет 12,7 м.

Модульная архитектура «Санкар» позволяет компоновать его в соответствии с требованиями конечного пользователя. По данным Havelsan, при разработке полезной нагрузки для «Санкар» используются автономные технологии с внедренными алгоритмами объединения данных и ИИ. Помимо стандартного для данного типа изделий оборудования ННА «Санкар» оснащается системой боевого управления (СБУ) «Advent Rota», являющейся производной от распространенной на кораблях турецких ВМС СБУ «Advent». В будущем на базе «Санкар», благодаря егор модульной конструкции, могут строиться более крупные платформы, отвечающие новым требованиям (например, более длительный срок службы, лучшие мореходные качества, работа при более сильном волнении моря). В итоге в конструкцию платформы «Санкар» заложен потенциал роста в соответствии с будущими требованиями ВМС Турции.

На момент проведения выставки SAHA EXPO 2022, комплекс вооружения аппарата включал 12,7-мм стабилизированную оружейную станцию STAMP-2 и две ПУ для ракет UMTAS / L-UMTAS.  В настоящее время проводится тестирование автономности. Поставка ударного необитаемого надводного аппарата «Санкар» ВМС Турции запланирована на 2023 год.

Таким образом, в течение нескольких последних лет военно-промышленный комплекс Турции добился существенного продвижения в области строительства необитаемых надводных аппаратов военного назначения.

По заключению турецких аналитиков, несмотря на то, что в конструкциях платформ присутствуют промышленные дубликаты, среди турецких производителей военно-морских роботизированных систем сформировался военно-стратегический консенсус. На выставке SAHA EXPO 2022 руководители многих ведущих компаний в секторе необитаемых (беспилотных) систем согласились с тем, что конечной целью их продукции станет возможность работы в сетецентрической структуре, в роях и в полностью автономной координации. Данные ключевые термины, отражают стратегическое направление турецкой парадигмы беспилотных аппаратов, которые, как показал конфликт на Украине, могут сыграть решающую разрушительную роль в военно-морском конфликте.

Считается, что в настоящее время одной из основных задач турецкой оборонной промышленности является перенос успехов, достигнутых в сфере беспилотных авиационных систем, на другие сферы роботизированной войны. Благодаря своим возможностям в области разведки и высокоточного поражения различных видов целей, турецкие ННА представляются важными средствами поддержки программы турецкого правительства на море, воплощенной в геостратегической концепции «Голубая родина».

По утверждениям турецких экспертов, в ближайшее время высока вероятность появления ННА национального производства в акваториях Черного и Эгейского морей. С учетом развития военно-политической обстановки, данные регионы вызывают у руководства Турции наибольшую обеспокоенность. Совокупность же ННА, БПЛА и быстро растущих возможностей противокорабельных ракет позволит значительно поднять боевой потенциал ВМС Турции, гарантируя приемлемый уровень стабильности на море.

Одновременно, как постоянный член НАТО Турция отвечает за её восточный фланг. Наращивание оперативных возможностей страны за счет развития роботизированных систем повышает ценность турецких ВМС в рамках альянса и позволяет рассчитывать на почти равное участие в разработке современных сценариев войны на море, реализуемых в масштабах блока.

Кроме того, представленные проекты необитаемых военно-морских систем Турции  уже вышли на международный рынок вооружений. Очевидно, что они обладают большим экспортным потенциалом. Следовательно, наряду с перспективами экономической выгоды Анкара получает дополнительный инструмент распространения своего влияния в мире.

52.37MB | MySQL:103 | 0,554sec