16 и 28 марта в Бундестаге состоялись очередные слушания Комитета по расследованию событий, связанных с выводом Бундесвера из Афганистана, который занимается изучением ситуации во временном интервале с 29 февраля 2020 г. по 30 сентября 2021 г. На этот раз в ходе двух заседаний в центре внимания оказались вопросы подготовки и реализации планов эвакуации, а в качестве приглашенных свидетелей выступили начальник отдела федерального Министерства обороны, отвечавший за спецподразделения Вооруженных сил Германии и антикризисное управление, экс-посол ФРГ в Кабуле А.Цейдлер, глава Центра реагирования на кризисные ситуации и руководитель Отдела, занимающегося вопросами оборонной и политики безопасности, Североатлантического альянса и двусторонних консультаций (кроме стран ЕС) во внешнеполитическом ведомстве.
По показаниям первого свидетеля, Министерство обороны намеревалось «хорошо подготовиться» к выводу своего контингента из Афганистана в связи с аналогичными планами НАТО, а соответствующие планы стали разрабатываться с 22 апреля 2021. На том этапе считалось, что к экстренной эвакуации Германия прибегнет лишь в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Исходя из этого, первоначально ожидалось, что общая численность вывозимых лиц составит около 300 человек, из которых 260 – граждане ФРГ, а остальные – местный персонал Бундесвера. Такой план обсуждался, в частности, на межведомственной антикризисной встрече 13 августа 2021 г. Затем численность афганцев, нуждающихся в эвакуации, увеличилась до 11400 человек, но точную дату встречи, на которой впервые фигурировало именно такое количество потенциально уязвимых лиц, указанный свидетель не помнит. Отдельно представитель оборонного ведомства пояснил, что, на его взгляд, основная ответственность за принятие решений была возложена на Министерство иностранных дел, в то время как Министерство обороны «вносило вклад» в их реализацию.
Окончательное решение об уходе из Афганистана, как сообщил первый свидетель, было принято 15 августа 2021 г. Кроме того, он утверждает, что спора между министерствами обороны и иностранных дел относительно возможности продления срока мандата для более тщательной подготовки эвакуации не было. Как минимум, свидетель об этом «не помнит». Общий вывод военных, по его словам, должен был совпасть по времени с эвакуацией контингентов США и Великобритании. При этом свидетель подчеркнул, что быстрого падения Кабула никто не ожидал.
С токи зрения начальника отдела Министерства обороны, отвечавшего за спецподразделения вооруженных сил Германии и антикризисное управление, первоначальный план эвакуации был хорошо продуман и подготовлен, а проблемы при его осуществлении возникли в связи с резкой трансформацией ситуации в Афганистане, спровоцировавшей рост числа тех, чьим жизням угрожала опасность. По цепочке это увеличило нагрузку на персонал и количество требуемых самолетов. В частности, помимо военной необходимо было задействовать гражданскую авиацию, но несколько таких рейсов, согласованных с подрядчиками, были отменены. Непосредственное указание об этом свидетель, по данным слушаний Бундестага, получил от своего руководства, а о возможном вмешательстве МИД ему неизвестно.
Бывший посол Германии в Афганистане А.Цейдлер сообщил на заседании, что впервые призвал внешнеполитическое ведомство разработать план эвакуации в ноябре 2020 г., обосновывая его целесообразность вероятностью кризиса безопасности и «возникновением факторов, к которым не были готовы» в ФРГ. Однако его запрос не получал ответа вплоть до конца февраля следующего года в ожидании встречи Североатлантического альянса, в ходе которой должен был обсуждаться скоординированный график завершения развертывания. Примечательно, что, несмотря на ранние призыва проработать возможности ухода, экс-посол в соответствующем отчете, направленном в Берлин, указал на то, что экстренная эвакуация в ФРГ местного персонала нежелательна, так как способна усилить напряженность в афганском обществе, а также увеличить и без того высокую миграционную нагрузку на Германию.
Руководителем Центра реагирования на кризисные ситуации федерального внешнеполитического ведомства было также отмечено, что прорабатывался в том числе наиболее негативный сценарий с «затяжной гражданской войной и штурмом афганской столицы» «Талибаном» (запрещен в РФ). Впрочем, и в данном случае МИД предпочел не ориентироваться на подобный исход, поскольку это потребовало бы экстренного отъезда дипломатов, что также послало бы неверный сигнал, как самим «талибам», так и международному сообществу. Для безопасности персонала было достигнуто соглашение с США о доставке сотрудников миссии при необходимости в аэропорт Кабула американскими вертолетами, кроме того, представительство ФРГ к тому моменту уже «работало с минимальным штатом».
В ходе заседания внимание уделялось работе внешнеполитического ведомства. К примеру, бывший посол в Афганистане подчеркнул, что тогдашний министр иностранных дел Х.Маас (СДПГ) в очень значительной степени полагался именно на оценки спецпредставителя федерального правительства по Афганистану и Пакистану М.Потцеля. А второй свидетель из МИДа упомянул отказ министра согласовать отправку в Афганистан представителей Командования сил специального назначения (KSK), добавив, что это могло произойти «по недоразумению».
Наконец, по показаниям руководителя Отдела, занимающегося вопросами оборонной и политики безопасности, Североатлантического альянса и двусторонних консультаций (кроме стран ЕС) во внешнеполитическом ведомстве, ФРГ изначально призывала усилить координацию на уровне НАТО, но сумела добиться только «тактических успехов». Как утверждается в опубликованной Бундестагом по итогам встречи информации, данный свидетель указал на то ,что «всем было ясно, что новоизбранный президент США Дж.Байден примет решение с учетом особых интересов США». Схожую оценку дал и первый свидетель из Министерства обороны, в своих показаниях сосредоточившийся на том, что Германия ожидала президентских выборов в США и вероятного изменения американской стратегии, упустив время. В результате, по его словам, «все свелось к самозащите и собственному отступлению».
В целом, как и в ходе состоявшихся ранее слушаний, мартовские заседания показали, что представители различных ведомств Германии, так или иначе связанных с миссией в Афганистане, видят главную причину ее неудачного завершения в действиях США и отсутствии должной координации внутри Североатлантического альянса. В частности, речь идет особенно об эвакуации местного персонала, на безопасную транспортировку которого, по оценкам комиссии, потребовалось бы в среднем порядка 14 месяцев. При этом еще более отчетливо проявляется стремление снизить долю ответственности Министерства иностранных дел, которое в тот момент находилось под управлением представителя ныне главной коалиционной партии СДПГ. В данном случае обращают на себя внимание свидетельства самих сотрудников МИД, списывающих просчеты на «недоразумение» или «политическую необходимость», а также на то, что, даже рассматривая наиболее критический сценарий экстренного вывода военных и захват власти талибами, ФРГ предположительно, все равно готовилась продолжать взаимодействие с Афганистаном.