Военно-технические и военно-морские аспекты модернизации надводного флота ВМС Турции

Турецкая компания STM объявила о подписании 7 апреля в Анкаре контрактов на строительство для ВМС Турции трех фрегатов класса «Истанбул» в рамках проекта, который является продолжением программы MILGEM. В мероприятии, состоявшемся в штаб-квартире Управления оборонной промышленности Турции (SSМ), приняли участие президент SSМ Исмаил Демир, генеральный менеджер STM Озгюр Гюлерюз, руководство компаний TAIS, Sedef Shipyard, Anadolu Shipyard и Sefine Shipyard. Как заявлено, три фрегата класса «Истанбул» будут построены одновременно в течение 36 месяцев на предприятиях трех частных судостроительных компаний, Anadolu Shipyard, Sedef Shipyard и Sefine Shipyard, и переданы командованию ВМС Турции. Отмечается, что 6-й, 7-й и 8-й корабли серии будут построены с большей долей национальных комплектующих. По информации STM, компания выступала в качестве головного субподрядчика в программе MILGEM по строительству первых 4 кораблей серии, доля компонентов национального производства в которых составляет 70%. STM была выбрана генеральным подрядчиком программы постройки головного фрегата «Истанбул» (пятый корабль серии по программе MILGEM), увеличив «национальную составляющую» до 80%. Поставка этого корабля запланирована на последний квартал 2023 года. Согласно новому контракту, генеральным подрядчиком строительства фрегатов «Измир», «Ичель» и «Измит» определено совместное предприятие STM-TAIS. Компания также оборудует корабли современными системами турецкого производства. Проект фрегата «Истанбул» был разработан в рамках программы MILGEM (Milli Gemi – национальный корабль), направленной на развитие возможностей турецкой промышленности в сфере строительства боевых кораблей. Ранее в рамках данного проекта для ВМС Турции были построены 4 корвета класса «Ада». Командование ВМС выполнило проектирование нового фрегата, взяв за основу проект корвета класса «Ада». Церемония резки стали для постройки головного фрегата серии (пятого корабля по программе MILGEM), (F-515) «Истамбул», состоялась на предприятии Istanbul Naval Shipyard 19 января 2017 года, спуск на воду прошел 23 января 2021 года. Поставка корабля запланирована на последний квартал 2023 года. Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции 20 декабря 2022 года одобрил строительство 3 дополнительных фрегатов класса «Истанбул» для ВМС Турции. По имеющимся данным, длина фрегата класса «Истамбул» составит 113,2 м, ширина – 14,4 м, осадка – 4,05 м, водоизмещение – около 3100 т, экипаж – 125 человек. Корабль будет оснащен комбинированной главной энергетической установкой типа CODAG, включающей два дизельных двигателя MTU 20V 4000 M91L и ГТД LM2500. Расчетная максимальная скорость – 29 узлов, дальность хода – 6570 морских миль на скорости 14 узлов. В состав вооружения войдет одна 76-мм АУ Oto Melara Super Rapid, два 25-мм ДУМВ STOP компании Aselsan, ЗАК GOKDENIZ, 16 противокорабельных ракет «Гарпун» или ПКР ATMACA компании Roketsan, 16 ЗУР HISAR и две двухтрубные 324-мм торпедные установки. Корабль будет оборудован летной площадкой и ангаром для вертолета S-70B «Си Хок» и одного беспилотного летательного аппарата. Фрегат будет оснащен инфракрасной системой обнаружения и сопровождения разработки турецкой компании Aselsan, системой радиоэлектронной борьбы турецкого производства. На корабле будет установлена система противоторпедной защиты национального производства. Помимо Aselsan, системы собственной разработки для фрегатов изготовит турецкая компания Havelsan. Около 80 субподрядчиков поставят для корабля более 150 систем различного назначения. Около двух третей субподрядчиков являются турецкими компаниями. В частности, национальные компании поставят вооружение и электрические системы, дизель-генераторы, интегрированные системы управления, систему защиты от радиационной, химической, биологической защиты и т.д.

10 апреля 2023 года на турецком судостроительном предприятии Sedef Tuzla Tersanesi судостроительной компании Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş (Sedef Shipyard, входит в состав холдинга Turkon) в Тузле на южной окраине азиатской части Стамбула состоялась официальная церемония ввода в состав ВМС Турции построенного на этой верфи универсального десантного корабля L 400 Anadolu. В церемонии принял участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. При полном водоизмещении 27,5 тысяч тонн и длине корпуса 231 метр, универсальный десантный корабль Anadolu стал cамым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота, превзойдя линейный крейсер Yavuz (Goeben). В своей речи на церемонии президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал Anadolu флагманом турецких ВМС и предметом гордости для всей Турции. Р.Т.Эрдоган также отметил, что Anadolu является первым военным кораблем в мире, предназначенным для базирования ударных беспилотных летательных аппаратов. «Этот десантный корабль обладает всеми возможностями для использования в военных и гуманитарных операциях в любой точке мира. Благодаря кораблю Anadolu, Турция войдет в число мировых лидеров в сфере технологий, систем и решений, меняющих ситуацию на местах», – сказал Р.Т.Эрдоган. Во время церемонии ввода в строй на полетной палубе Anadolu были выставлены по 2 противолодочных вертолета Sikorsky S-70B-28 Seahawk и боевых вертолета Bell AH-1W SuperCobra авиации ВМС Турции, а также опытные образцы 2 беспилотных летательных аппаратов разработки турецкой группы Baykar –реактивный Bayraktar Kızılelma (MIUS) и поршневой Bayraktar TB3 (последний специально разработан для палубного базирования). Напомним, что первый турецкий авианесущий универсальный десантный корабль (УДК) L 400 Anadolu поcтроен по проекту испанского судостроительного объединения Navantia и является фактически аналогом ранее построенного для ВМС Испании УДК Juan Carlos I. Контракт на на техническое проектирование и постройку для ВМС Турции к 2021 году УДК по программе Havuzlu Çıkarma Gemisi (LPD) по проекту Juan Carlos I был подписан судостроительной компанией Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş. с Управлением оборонной промышленности Турции 7 мая 2015 года. Стоимость контракта не называлась, но неофициально оценивалась в 1,4 млрд долл. Официальная церемония первой резки стали для УДК Anadolu состоялась на верфи Sedef Tuzla Tersanesi в Тузле 30 апреля 2016 года. Выступая на церемонии резки стали президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что данный корабль станет первым шагом в создании собственного турецкого авианосца, и что «Anadolu станет первым кораблем флота, который будет использовать самолеты F-35B». Решение о выборе Sedef и предложенного ею проекта корабля в тендере по программе LPD было принято SSM 26 декабря 2013 года. Sedef выступала в данном тендере представителем испанского объединения Navantia с предложением проекта УДК Juan Carlos I. Программа Havuzlu Çıkarma Gemisi (LPD) стоимостью 1,7 млрд долл, начатая еще в 2006 году, предусматривала приобретение для турецкого флота одного УДК, а также для использования с него – четырех танко-десантных катеров типа LCM, двух малых десантных катеров типа LCVP и 27 амфибийных гусеничных бронетранспортеров ZAHA. Головным подрядчиком в поставке должна была выступать частная турецкая судоверфь. В феврале 2010 года SSM разослал предложения по участию в тендере семи турецким судостроительным предприятиям (ADIK, Çelik Tekne, Dearsan Shipyard, Desan Shipyard, RMK Marine, Sedef и военно-морской верфи в Стамбуле), действовавшим в основном в кооперации с иностранными партнерами (и представившим в основном иностранные проекты). В мае 2011 года в окончательный конкурсный список по программе вошли Sedef (представившая проект УДК Juan Carlos I испанской Navantia), RMK Marine (с собственным проектом, разработанным при содействии британской проектной фирмы ВМТ) и Desan Shipyard (представившая проект южнокорейской корпорации Hanjin Heavy Industries на основе УДК Dokdo — в итоге SSM 26 декабря 2013 года присудил ему второе место). Сделанный в итоге выбор в пользу испанского проекта стал вторым экспортным успехом разработанного Navantia проекта Juan Carlos I после контракта на два корабля этого типа с Австралией. В отличие от австралийских кораблей, корпуса которых строились на верфи Navantia в Эль-Ферроле с последующей достройкой в Австралии, турецкий УДК полностью строился на верфи Sedef Tuzla Tersanesi в Тузле в 310-метровом сухом строительном доке. Спуск на воду (вывод из сухого строительного дока верфи) УДК Anadolu в Тузле был произведен 4 мая 2019 года. По условиям контракта, спуск корабля должен был быть произведен в течение 40 месяцев с даты начала постройки (30 апреля 2016 года), а морские испытания должны быть осуществлены через 55-59 месяцев после начала постройки – с ноября 2020 года, со сдачей флоту в 2021 году. Однако хотя ранее руководство Sedef оптимистично заявляло о готовности передать корабль ВМС Турции ранее контрактного срока – уже в 2020 году, но фактически достройка УДК затянулась. Турецкий военно-морской флаг на Anadolu был поднят на верфи на церемонии 4 марта 2022 года, а первый выход корабля на заводские ходовые испытания в Мраморное море состоялся 22 июня 2022 года. 21 января 2023 года УДК был формально передан ВМС Турции, однако церемония ввода в строй состоялась только сейчас. В итоге ввод корабля в состав флота был произведен примерно с двухгодовым опозданием. Дополнительным фактором, осложнившим судьбу корабля, стало исключение в апреле 2021 года американцами Турции из программы самолета Lockheed Martin F-35. В результате теперь об оснащении Anadolu самолетами F-35B речи уже не идет, и с 2020 года заявляется о планах обеспечить базирование на корабле БПЛА турецкого производства, в первую очередь производства группы Baykar – поршневого Bayraktar TB3 и реактивного Bayraktar Kizilelma (MIUS). При этом для обеспечения горизонтального взлета и посадки этих БПЛА с палубы УДК, Anadolu предполагается в дальнейшем оснастить специальными разгонными и тормозными устройствами. Кроме того, в апреле 2021 года глава SSB Исмаил Демир заявил о планах разработки палубного варианта перспективного турецкого реактивного учебно-боевого самолета TAI Hürjet, в том числе для возможного базирования на УДК Anadolu. Руководство компании Sedef и министерство обороны Турции еще с начала 2017 года неоднократно сообщали о возможности строительства для турецкого флота второго УДК типа Anadolu, с предполагаемым названием Trakya. Однако амбиции Турции в последнее время сместились в сторону более крупного авианесущего корабля, создавать который планируется при содействии все того же испанского судостроительного объединения Navantia. Сообщалось, что в ходе визита в ноябре 2021 года в Турцию премьер-министра Испании Педро Санчеса сторонами обсуждалась возможность строительства для Турции при испанском содействии авианосца, более крупного, чем УДК Anadolu. Президент Турции Эрдоган тогда на совместной пресс-конференции с Педро Санчесом, упомянув о сотрудничестве с Испанией по строительству по испанскому проекту УДК Anadolu, заявил: «[Этот] первый авианосец не был крупным. Мы договорились о строительстве большого авианосца». На церемонии ввода Anadolu в строй 10 апреля президент Эрдоган снова заявил, что «этого мало, и мы планируем строительство полноценного авианосца».

Таким образом, высшее политическое и военное руководство продолжает уделять пристальное внимание развитию надводного флота национальных ВМС. Представляется, что текущие мероприятия по обновлению корабельного состава турецких ВМС происходят в рамках концепции «Синяя Родина» и направлены на всемерное увеличение боевых возможностей турецких ВМС.

52.65MB | MySQL:103 | 0,546sec