Трудный жребий спецпредставителя США по Судану С.Грейшена

Специальный представитель США по Судану С.Грейшен не смог присутствовать на «историческом» событии в Дохе 18 ноября с.г. и своими глазами увидеть высокий творческий потенциал представителей гражданского общества в Дарфуре. Он был занят гораздо более прозаичными делами. С.Грейшен продолжал свои консультации в Хартуме с советником суданского президента Г.С. ат-Табани. Что называется, «рутина заела».

Американцу не позавидуешь. Ему надо решать архиважные проблемы на фоне недавней речи Б.Обамы «о стратегии США на суданском направлении». Мы уже говорили о том, что эта речь серьезно поколебала авторитет С.Грейшена в глазах, как Хартума, так и Джубы. На Востоке вообще очень большое внимание уделяют намекам и полунамекам, и внимательно оценивают политический вес партнера по переговорам. Трудно сказать, что обещал С.Грейшен суданскому руководству взамен на уступки по Всеобъемлющему мирному урегулированию (ВМС), но факт остается фактом: после речи американского президента в Хартуме к словам спецпредставителя США относятся уже не так однозначно.

Тем не менее, Грейшен, стиснув зубы, продолжает гнуть свою линию, и ситуацию пока медленно, но верно выправляет. В Хартуме перед ним стояли две основные задачи: сдвинуть с «мертвой точки» зашедшие в тупик переговоры между основными подписантами ВМС об избирательном законе в отношении будущего референдума о независимости Юга, и стимулировать процесс объединения партизанских групп в Дарфуре. Похоже, и то, и другое ему, если не сделать, то, в крайнем случае, удалось продвинуть вперед.

Напомним, что основным камнем преткновения в вопросах будущего референдума был вопрос об уровне голосующих: Джуба стояла за простое большинство, Хартум – за 2/3. Американец, как и подобает настоящему военному, предложил компромиссный вариант – 60%. И, похоже, на своем настоял. Первый вице-президент Судана и лидер южан С.Киир во время своего очередного европейского турне заявил, что Джуба готова принять барьер в 55-60%. По данным ряда экспертов, Хартум тоже эти условия примет. Кстати отметим, что в Париже, где С.Киир сделал свое знаменательное признание, он был принят только министром экологии. Это интересный сигнал.

По оценкам ряда экспертов, американцу пока не удалось убедить южан в принятии итогов последней переписи населения, что для проведения референдума жизненно важно. Представляется, что это вопрос времени. Тем не менее, спецпосланник готовит «запасной аэродром». На консультациях в Хартуме с Г.ат-Табани он «вбросил» предложение о проведении в апреле 2010 года только президентских выборов на Юге и Севере. А выборы губернаторов и законодательных органов провести уже после волеизъявления в 2011 году. Здесь же прозвучал и тезис о расширении мест депутатов в Национальной Ассамблее: с 450 до 510. Характер этих маневров понятен: итоги голосования на Юге могут встретить неоднозначную реакцию проигравших. А там сила каждого представителя «гражданского общества» оценивается не книгами, которые он написал, а количеством «штыков», которые он может выставить в случае необходимости. Получить на Юге в результате выборов еще один очаг напряженности накануне референдума – перспектива малоприятная. Что же касается расширения мест депутатов, то это имеет цель не сколько «ублажить» Джубу, сколько дать примирившимся партизанам позаседать в парламенте. Причем такой шаг ясно дает понять, чего стоит такое кресло. Важен сам факт, что ты парламентарий (хоть ничего и не решаешь), а уходить с этого кресла никто не хочет. Поэтому надо расширить число депутатов. Идея очень правильная, потому что в Судане парламент и его члены – это, прежде всего подтверждение через депутата социального статуса своей племенной группы. Больше депутатов, больше авторитет.

С.Грейшен также был обеспокоен последними заявлениями не в меру разбушевавшихся южносуданских лидеров о «возможности принятия акта о независимости в одностороннем порядке». Это конечно была очередная «страшилка» С.Киира для слабонервных западноевропейских интеллектуалов, но на всякий случай американец сейчас активно лоббирует идею о том, чтобы изменения в ВМС могли вноситься не меньше, чем 80% голосов депутатов Национальной Ассамблеи. Он также предложил гарантировать Джубе при любом развитии событий (за исключением, конечно, независимости Юга) 30% мест в исполнительных органах власти.

Все эти меры направлены, прежде всего, на то, чтобы удержать южан от отделения и сохранить единство Судана. Трудно сказать, как отреагирует Хартум. Это будет принято не сразу, с оговорками и замечаниями (все-таки национальная гордость), но представляется, что будет, в конечном счете, принят некий компромиссный вариант, близкий к варианту американца.

Вторым направлением нынешней миссии С.Грейшена стали мероприятия по объединению партизанских групп. В настоящее время он близок к тому, чтобы две самые маломощные группировки (т.н. «эфиопская» и «ливийская») объединились в один фронт. По некоторым данным, это должно было произойти именно в разгар конференции в Дохе. Этого не случилось, но такое объединение – вопрос ближайшего времени. Естественно, такое укрупнение носит скорее тактически-рекламный характер. Причем сделать это американец хочет не в Ливии, а в самом Судане, в «проблемной» зоне Джабаль Аль-Мара, где сильны позиции непримиримого руководителя Суданского освободительного движения (СОД) А-В.Нура. Последний, несмотря на некие подвижки, сохраняет устойчиво негативную позицию ко всем инициативам С.Грейшена. Это понятно. Вся эта идея с проведением объединительной конференции, помимо самого факта «продолжения преодоления фрагментарности», имеет смысл «легализации» на этом мероприятии диссидентов из СОД и фактический переворот внутри этой организации. Собственно из-за поиска таких диссидентов срок единения и затягивается. Если А-В.Нур «потеряет низовые ячейки» СОД, то о нем, как влиятельной фигуре, можно будет забыть. Необходимо также учитывать, что формально организацией такой конференции занимается якобы ЮНАМИД, а не Спецпредставитель США. То, что чиновники ЮНАМИД активно ищут в лагерях беженцев альтернативную А-В. Нуру фигуру, известно. Но сомнительно, чтобы это делалось без направляющей роли С.Грейшена. ЮНАМИД не может нарушать свой нейтралитет, а С.Грейшен может спокойно озвучивать любые инициативы.

И еще об одном успехе американца. Похоже, что он смог убедить Хартум в правильности идеи «гибридного суда» Совета высокого уровня по Дарфуру Афросоюза. В крайнем случае, суданские чиновники в последних комментариях уже более четко артикулируют свою позицию в пользу этого решения. Понятно, что окончательный запуск этого механизма потребует еще много времени, но главное начать.

52.23MB | MySQL:103 | 0,485sec