Социальные сети в Турции и предстоящие выборы

Турецкие СМИ, в значительной мере, образованы сторонниками действующей турецкой власти. Зачастую от западных СМИ и от оппозиции эта мысль формулируется как «турецкая власть контролирует турецкие СМИ».

В принципе, сложно спорить с тем, что оппозиционные издания, как ТВ-каналы, так и пресса, значительно уступают и в своем количестве, и в своих охватах аудитории, и в своем бюджете и финансовых возможностях (образуемых, в первую очередь, рекламодателям), властным средствам массовой информации.

Таким образом, на первый план для распространения оппозицией своей точки зрения выходят социальные сети. В этом смысле, вдохновляющим для турецкой оппозиции примером не может быть Дональд Трамп, который построил и настроил свою победную предвыборную кампанию с опорой на социальную сеть «Twitter». При этом, использование социальных сетей в Турции имеет ряд особенностей, некоторым образом отличающих Турцию от той же России.

Главная особенность заключается в пока только нарастающей популярности Youtube у турецких зрителей. В общем и целом, пока турецкая зрительская аудитория все же предпочитает видеоконтент, производимый и распространяемый со стороны «конвенционального» телевидения. В Турции пока ещё нет популярных «ютьюберов», которые имеют миллионные охваты аудитории. Индустрия находится лишь только на этапе своего становления.

Оборотной стороной является и то, что контент, выпускаемый в сеть на этом видеохостинге, по своему качеству пока сильно уступает телевизионному. В то время, как в России качество ТВ и Youtube уже сравнялось и даже более того, нередко, последний в качестве и оперативности опережает первый.

С учетом упомянутых выше ограниченных возможностей по выходу на «большой информационный простор», под которым понимаются классические СМИ, турецкая оппозиция не может не опираться на материалы распространяемые, к примеру, через весьма популярную в стране социальную сеть Twitter, которая наибольшим образом подходит для распространения сутевого контента. В свою очередь, Facebook и Instagram также задействуются, но они, все же, в первую очередь, воспринимаются как источник развлекательного контента.

Глава Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу, после того, как был выдвинут в качестве единого оппозиционного кандидата от шестипартийной коалиции, приступил к активной PR-кампании в своем аккаунте в Twitter.

В отличие от «технократичных» роликов действующей в Турции власти, где в центре – национальные проекты (аэропорты, туннели, мосты, дороги, продукция ВПК, спутники и проч.), Кемаль Кылычдароглу пытается выступать ближе к народу, записывая свои ролики в неформальной обстановке и даже на своей кухне.

Уже получил широкую известность его ролик, где он демонстрирует публике репчатый лук и задается вопросом относительно его стоимости ещё, буквально, несколько лет назад и сейчас. В этом смысле, он повторяет предвыборную находку бывшего единого оппозиционного кандидата, а ныне независимого выдвиженца на президентских выборах Мухаррема Индже, который активно выступал со сцены с различным инвентарем, в качестве которого выступали товары народного потребления – то стиральный порошок, то туалетная бумага. Опять же в центре выступлений было обсуждение уровня цен.

Как бы то ни было, социальные сети, даже уступающие по популярности конвенциональным СМИ, являются важным рупором для турецкой оппозиции, через которую информация распространяется не только на достаточно широкую аудиторию, но на политически активную аудиторию, которую, вряд ли, будет справедливым относить к аудитории «неопределившейся». Вот на этой площадке пытается играть не только оппозиция, но за своим избирателем туда идет и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его Партия справедливости и развития.

В этом смысле, уместным является обратиться к провластному изданию Kriter, издаваемому Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), которое в апреле месяце опубликовало материал под заголовком «Войны в социальных сетях, вступая в выборы». Автором публикации стал Енал Гёксун.

Под заголовком значится:

«Согласно исследованию использования социальных сетей в Турции, доля тех, кто предпочитает использовать Twitter, составляет всего около 25%. Наиболее часто используемыми платформами являются Whatsapp (81,9%), Instagram (75,2%), Youtube (44,5%) и Facebook (42,2%) соответственно. Поэтому, хотя обсуждениям в Твиттере придается большое значение, сложно сказать, что они отражают мнение широкой общественности.»

Продолжаем цитирование материала:

«За последние десять лет роль социальных сетей почти во всех выборах по всему миру обсуждалась в различных аспектах.

Особенно в США, дело Cambridge Analytica в 2014 году и обвинения во вмешательстве России в президентские выборы 2016 года вызвали дебаты, подчеркивающие манипулятивную силу социальных сетей.

Согласно этим обсуждениям, пользователи социальных сетей превращаются в объект, который можно анализировать благодаря цифровым данным, которые они производят, и они становятся массами, которыми можно манипулировать с помощью различных методов.

Этими направлениями можно управлять как изнутри, так и снаружи. Несмотря на эти утверждения, до сих пор, нет убедительных доказательств того, что социальные сети действительно оказывают такое влияние на массы.

Однако, одно можно сказать наверняка: избиратели сегодня должны определять свое поведение при голосовании в новой коммуникационной среде, в которой социальные сети играют важную роль.

По этой причине доступ к правильной информации, свободное распространение и свободное выражение идей, а также создание среды для свободного обсуждения важны для того, чтобы люди могли делать свой собственный свободный выбор в процессе, предшествующем выборам.

Однако, хотя манипулятивная природа социальных сетей затрудняет доступ избирателей к достоверной информации, она также может помешать созданию здоровой дискуссионной среды.

Поэтому и избирателям, и политикам приходится сталкиваться со многими проблемами в этом процессе. Избиратели должны обнаруживать ложную информацию и манипулятивный контент с хорошей интуицией. Политики, с другой стороны, должны проводить свои собственные кампании, борясь с манипулятивным контентом, создаваемым на этих платформах. По этой причине становится важным правильно понимать роль социальных сетей в политической коммуникации.

В Турции в цифровой публичной сфере Twitter рассматривается как средство, в котором в значительной степени ведутся политические дискуссии.

Однако, согласно исследованию использования социальных сетей в Турции, проведенному Управлением по коммуникациям в 2022 году, доля тех, кто предпочитает использовать Twitter, составляет всего около 25%. Наиболее часто используемыми платформами являются Whatsapp (81,9%), Instagram (75,2%), Youtube (44,5%) и Facebook (42,2%) соответственно. Поэтому, хотя обсуждениям в Твиттере придается большое значение, сложно сказать, что они отражают мнение широкой общественности. Несмотря на это, определенный сегмент общества, в том числе политики, художники, журналисты и лидеры общественного мнения, придает большое значение тому, чтобы быть заметным в этой среде, и придает особое значение взаимодействию, которое они здесь ведут.

Область, в которой социальные сети успешно направляют общественность, можно рассматривать как определение общественной повестки дня, а не прямое влияние/убеждение масс.

Вопросы могут быть легче подняты в социальных сетях, распространены, включены в повестку дня, и пользователи могут быть поляризованы вокруг этой повестки дня.

Позже эти повестки вместе с уже загруженным идеологическим багажом и оппозицией могут быть вынесены на повестку дня мейнстримных СМИ через медиаэлиты.

Другими словами, большую часть манипулятивной силы социальных сетей можно рассматривать как создание программ, вокруг которых массы могут легко поляризоваться, и передача их основным средствам массовой информации. Большую роль в этом процессе играют журналисты и телекомментаторы.

Элиты, которые рассматривают социальные сети как основное средство сбора информации и чтения пульса широкой публики или считают, что дискурс, производимый в социальных сетях, широко распространен в обществе, рискуют поднять ложные вопросы и комментарии. Таким образом, неподтвержденная информация может быть передана более широкой аудитории через основные средства массовой информации по этим каналам. По этой причине, рекомендуется обращать внимание на повестку дня в социальных сетях, но подходить к ней с осторожностью.

Кандидаты в президенты и войны в Твиттере

Еще один эффект социальных сетей заключается в том, что все пользователи могут мгновенно донести свое мнение до общественности без каких-либо фильтров.

Вот откуда берется демократическая сила социальных сетей.

Они определяются как мощное средство массовой информации, где можно услышать мнения тех, кто не может донести свой голос до сведения традиционных средств массовой информации.

Однако, исследования подчеркивают, что публикация каждого нефильтрованного мнения также приводит к распространению и доминированию экстремистских взглядов, разжиганию ненависти и дискриминации в этих СМИ.

Экстремистские и партийные твиты воспринимаются пользователями как интерактивный контент и могут быть более популярными, поскольку получают поддержку и реакцию определенной аудитории. Политические твиты также являются важной частью этих взаимодействий.

Тем не менее, политические твиты, созданные в результате взаимодействия в социальных сетях, не всегда имеют положительный эффект. Например, то, что бывший президент США Дональд Трамп часто делился своими взглядами в своем аккаунте в Твиттере, отключая механизмы принятия решений и коммуникации по сравнению с другими президентами, привело к множеству коммуникационных аварий и скандалов.

Твит Трампа, основанный на «очень надежных источниках», о том, что свидетельство о рождении Барака Обамы было поддельным, позже был высмеян. В ночь перед президентскими выборами 2020 года он сказал: «Отлично. Безусловно, самые коррумпированные выборы в истории. Мы выиграли!!!» Он заявил о победе на выборах, которые ему не удалось выиграть.

По мере того, как Турция готовится к выборам 2023 года, быстрое развитие политики привело к таким случаям взаимодействия.

«Шестёрка», состоящая из оппозиционных партий, собралась для определения кандидатов в президенты 2 марта 2023 года, после долгого ожидания, а затем, хотя официального объявления не было, в социальных сетях было объявлено, что кандидат в президенты от «шестистороннего стола» — Кемаль Кылычдароглу.

Однако на следующий день, когда председатель Хорошей партии Мераль Акшенер сделала резкое заявление и раскритиковала позицию «стола на шестерых», она получила бурную реакцию в социальных сетях.

Известный пианист Фазыл Сай использовал оскорбительные выражения в адрес Акшенер в своем посте в своем Twitter-аккаунте.

После того, как Акшенер вернулась за стол переговоров в результате переговоров, Сай выразился следующим образом: «Социальные сети сработали. Путь ума — один, единство — сила, @meral_aksener вернулась, было хорошо, поэтому мы удалили то, что написали гневно. Я следую этому и нахожу это хорошим».

Неизвестно, насколько эффективной была кампания линчевания в социальных сетях для возвращения Акшенер за «стол на шестерых», но утверждается, что оскорбления, нанесенные сторонниками шести столов право-консервативно-националистическим избирателям и политикам в прошедшие двадцать четыре часа имели место в умах этой фракции, что вызывает сомнения в альянсе.

Еще одна кампания линчевания в социальных сетях проводится против Мухаррема Индже, который обеспечил свою кандидатуру на пост президента, собрав 100 000 подписей.

Певец Гекхан Озогуз сказал, что люди не будут голосовать за Мухаррема Индже: «Потому что ваша цель — разделить голоса, но этого тоже не произойдет. У вас есть недавние усилия в социальных сетях, и они не сработают, потому что мы уже не воспринимаем ложь и болтовню»

С другой стороны, ведущий телепрограмм Армаган Чаглаян высмеивал петицию Мухаррема Индже в твите следующим образом; «Вы собираете 28 000 подписей за один день, но ставите на то, чтобы пройти во второй тур? Хорошо. Берегите себя. Увидимся позже.» Фазыл Сай, который оскорблял и критиковал Мераль Акшенер, также сказал о Мухарреме Индже следующим образом: «Мы хотим, чтобы дискурс на уровне пещерного человека и тролли ушли. Уйди с нашего пути».

В результате этой жесткой кампании, проводимой артистами и журналистами в социальных сетях, неизвестно, что Индже решит присоединиться к альянсу, но кажется, что эти заявления вызвали появление и широкое распространение во время избирательного процесса более экстремальных высказываний.

Дезинформация, аккаунты FETO (так называемая «террористическая организация Фетхухллаха Гюлена – И.С.) и иностранное вмешательство с уточнением кандидатов, которые будут участвовать в президентских выборах, избирательные кампании, проводимые в социальных сетях, также ускорились.

Политические партии, с одной стороны, транслируют свои программы, обещания и дискурсы посредством кампаний в социальных сетях, с другой стороны, им приходится бороться с манипулятивным контентом и дезинформацией в целом.

Например, в социальных сетях широко развернулась организованная кампания против кандидата от Народного альянса Реджепа Тайипа Эрдогана, как будто у него нет высшего образования, и многие оппозиционные художники, журналисты и ученые стали естественными сторонниками этой кампании.

Однако документы, опубликованные Управлением по связям с общественностью (при администрации президента Турции – И.С.), показали, что это утверждение было кампанией по дезинформации.

Хотя эти утверждения были опровергнуты, похоже, что подобные кампании по дезинформации продолжают проводиться, особенно через поддельные анонимные аккаунты.

Понятно, что эти учетные записи в социальных сетях, которые находятся в одной сети с деятелями FETO, живущими за границей, и проводят кампании по дезинформации с помощью одних и тех же дискурсов, нацелены на то, чтобы повлиять на предстоящие выборы в Турции.

Когда содержание, производимое этими учетными записями, оценивается в целом, выясняется, что они преследуют определенные цели. Прежде всего, с помощью фейкового контента, чтобы не дать избирателям сформировать положительное мнение о деятельности действующей власти, поставить под сомнение способность власти управлять, разъединять и спровоцировать конфликт людей на почве их религиозных убеждений, принадлежности и идентичности, усилить поляризацию в обществе, скрыть несоответствия и конфликты в оппозиционном союзе, предотвратить действия и инвестиции правительства, направленные на дискредитацию.

Тот факт, что производимый фейковый контент направлен на обеспечение выгоды определенной политической формации, вызывая беспокойство и страх в обществе, требует, чтобы это квалифицировалось как дезинформация. Можно ожидать, что в процессе, предшествующем президентским выборам 2023 года, социальные сети станут свидетелями большего количества фейкового контента и фальшивых программ. В отличие от этого, каждый обязан обеспечить, чтобы избиратели достигли определенного уровня осведомленности и стали устойчивыми к дезинформации».

Итак, подводим черту изложенному выше:

  1. Социальные сети играют важную роль в выборах в Турции 2023 года.
  2. Они активно используются как действующей властью так и оппозицией.
  3. Провластный эксперт приводит примеры того, как с помощью кампаний, организованных в социальных сетях, удалось организовать давление на главу Хорошей партии Турции, которое, как следует полагать, в том числе, позволило вернуть Мераль Акшенер в оппозиционную коалицию.
  4. Другой политик, который подвергается в наши дни массовому давлению со стороны оппозиции – это Мухаррем Индже, один из четырех кандидатов на пост президента, бывший член Народно-республиканской партии. Причина понятна: мы не раз писали о его критической роли, которую он может сыграть в предстоящих в Турции выборах.
  5. В целом, следует признать, что с точки зрения попыток использования социальных сетей, у власти и у оппозиции – паритет. Однако, традиционно сложилось, что пользователи соцсетей – в первую очередь, сторонники оппозиции.
52.5MB | MySQL:103 | 0,498sec