Руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) в условиях мирового экономического кризиса и нестабильности цен на углеводородное сырье, уделяет особое внимание расходованию средств из валютно-финансового фонда страны.
Финансовое положение Ирана по-прежнему зависит в основном от доходов, полученных от экспорта углеводородов, и в период с января по июль 2009 года серьезно ухудшилось. Причиной этому послужило значительное падение цены на углеводороды. Всего в этот период от экспорта нефти было получено около 26 млрд долларов США. Это на 48% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Кроме этого, в первые три месяца 1388 иранского года (20.03-21.06.2009 г.) товарооборот ИРИ с другими странами (включая экспорт нефти) был отрицательный и составил 10 млрд долларов США в пользу импорта.
Все это оказало негативное влияние на финансовое положение страны и, по предварительным оценкам независимых иранских специалистов, рост экономики ИРИ в 1388 иранском году (20.03.2009-21.03.2010 гг.) замедлится и составит 3,9%, что на 1,5% ниже, чем в 1387 иранском году. Ожидается, что к концу 1388 иранского года (21.03.2010 г.) внешний долг Ирана увеличится на 2,7 млрд долларов США и составит 25,5 млрд долларов США. Необходимо отметить, что из этой суммы 8,3 млрд долларов США составляют краткосрочные долги, а 17,2 млрд долларов США — средне- и долгосрочные долги Ирана.
За счет проведения антиинфляционных мер и естественного сезонного изменения цен ЦБ ИРИ удалось сократить инфляцию с начала года с 19% до 14%. Тем не менее, иранские специалисты прогнозируют вторую волну инфляции в сентябре-ноябре 2009 года. Среднегодовой уровень инфляции, таким образом, может составить до 22,5%. Необходимо отметить, что положительную роль здесь играет рост денежной массы, который в настоящее время снижает свои темпы и составляет 13,3%. С целью частичной компенсации роста инфляции, ЦБ ИРИ постепенно снижает курс иранского риала по отношению к иностранным валютам. В таблице указаны изменения среднегодовых курсов основных: валют за последние 4 года.
Среднегодовые курсы иностранных валют |
1385 (2006/7) |
1386 (2007/8) |
1387 (2008/9) |
1388 (2009/10) |
Риалов за 1 доллар США |
9226 |
9357 |
9758 |
10723 |
Риалов за 1 евро |
11839 |
13209 |
12499 |
14776 |
Риалов за 100 японских йен |
7865 |
8106 |
9691 |
10292 |
Банковский сектор экономики страны, несмотря на пик мирового экономического кризиса в начале 2009 года, практически не пострадал. Это объясняется изолированностью национальной финансовой системы от мировой. Одним из главных показателей работы банков стал объем привлеченных средств и выданных кредитов. Данные по общему объему привлеченных вкладов в млрд долл. США приведены в таблице:
год |
все вклады |
краткосрочные инвестиционные вклады |
долгосрочные инвестиционные вклады |
беспроцентные сберегательные вклады |
прочие вклады |
2004/2005 |
49,5 (100%) |
18,3 (37%) |
21,6 (44%) |
8 (16%) |
1,6 (3%) |
2005/2006 |
66,7 (100%) |
24,7 (37%) |
29,5 (44%) |
10,3 (15%) |
2,2 (3%) |
2006/2007 |
94,2 (100%) |
38,3 (41%) |
38,3 (41%) |
14,5 (15%) |
3,1 (3%) |
2007/2008 |
118 (100%) |
52,9 (45%) |
44,9 (38%) |
16,3 (14%) |
3,9 (3%) |
2008/2009 |
130,6 (100%) |
57,6 (44%) |
55 (42%) |
13,8 (10%) |
4,3 (3%) |
Доля краткосрочных инвестиционных вкладов в иранских банках по отношению ко всем вкладам выросла в среднем на 7%. Следует отметить, что сокращение доли долгосрочных инвестиционных вкладов и беспроцентных сберегательных вкладов может привести к снижению доли долгосрочных кредитов и инвестиционной активности, что вызовет замедление роста иранской экономики.
Отношения привлеченных вкладов к выданным кредитам по типам банковского сектора в млрд долларов:
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
|||||||
Государственные банки |
||||||||||
Выданные кредиты |
89,1 |
117,2 |
150,5 |
145,8 |
||||||
Привлеченные вклады |
81,2 |
127,7 |
157,3 |
148,4 |
||||||
Отношение |
110% |
92% |
96% |
98% |
||||||
Торговые банки |
||||||||||
Выданные кредиты |
68,9 |
90,5 |
116,7 |
112,9 |
||||||
Привлеченные вклады |
81,2 |
105,6 |
133,1 |
124,4 |
||||||
Отношение |
85% |
86% |
88% |
91% |
||||||
Специальные банки |
||||||||||
Выданные кредиты |
20,2 |
26,8 |
33,9 |
32,9 |
||||||
Привлеченные вклады |
17 |
22,1 |
25,2 |
24 |
||||||
Отношение |
118% |
121% |
134% |
137% |
||||||
Частные банки |
||||||||||
Выданные кредиты |
8,4 |
14,9 |
24,3 |
25,9 |
||||||
Привлеченные вклады |
11 |
20,5 |
33,3 |
34,4 |
||||||
Отношение |
77% |
73% |
73% |
75% |
||||||
На основании официальных статистических данных, среднее количество выданных кредитов превышает объемы привлеченных вкладов только в специализированных банках, которые работают преимущественно в порученных им государством сферах и предоставляют предприятиям и учреждениям особые условия кредитования. К таким банкам относятся:
Банк «Санат ва Мааден» (Банк промышленности и рудников).
Банк «Кешаварзи» (Сельскохозяйственный банк).
Банк «Тоусее Садерат» (Банк развития экспорта).
Банк «Маскян» (Банк жилищного строительства).
В настоящее время дефицит баланса этих банков составляет 8,9 млрд долларов США и компенсируется из резервов ЦБ ИРИ. Увеличение дефицита связано с попытками правительства финансово поддержать наиболее слабые отрасли экономики страны за счет выдачи льготных кредитов.
Необходимо отметить, что долг по кредитам постепенно увеличивается и к настоящему моменту достиг 33,6 млрд долларов США. По заявлению советника министра труда и социальных вопросов Ирана Г.Карими, в настоящее время 1418 предприятий Ирана имеют проблемы с выплатой долгов банкам. Общая сумма долгов этих предприятий составляет 13,5 млрд долларов США. Средний долг каждого предприятия — около 9,5 млн долларов США. Иранским банкам уже пришлось арестовать более 10% залоговых обязательств должников. Избыточные активы иранских банков (арестованные залоговые обязательства должников) достигли 3 млрд долларов США. Для банковской системы ИРИ это достаточно значительная сумма.
Для выхода из сложной ситуации и помощи проблемным предприятиям правительство Ирана в начале 2009 года издало резолюцию № 30330, согласно которой банки должны будут предоставить предприятиям, имеющим просроченные долги, льготные кредиты на общую сумму 1 млрд долларов США.
Таким образом, ситуация, складывающаяся в иранской финансовой системе, может расцениваться, как опасная и наиболее уязвимым ее местом является большое количество выданных и необеспеченных кредитов. Ситуацию усугубляет также сильная зависимость финансовой системы страны от доходов, получаемых от экспорта углеводородов.
В настоящее время особую обеспокоенность в меджлисе, у промышленников и предпринимателей страны вызывает состояние резервного валютного фонда Ирана. В таблице демонстрируется динамика баланса средств на счетах резервного валютного фонда Ирана в млрд долларов:
4
Иранский год |
1379 |
1380 |
1381 |
1382 |
1383 |
1384 |
1385 |
1386 |
1387 |
2000/2001 |
2001/2002 |
2002/2003 |
2003/2004 |
2004/2005 |
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
|
Баланс на начало периода |
0 |
5,9 |
7,3 |
8,2 |
8,5 |
9,7 |
10,7 |
9,5 |
23,17 |
Поступления |
5,9 |
2,2 |
5,9 |
5,8 |
10,5 |
13,2 |
20,9 |
41,6 |
30 |
Сумма на счете |
5,9 |
8,1 |
13,2 |
14 |
19 |
22,9 |
31,6 |
51,1 |
53,17 |
Изъятия |
0 |
0,8 |
5 |
5,5 |
9,3 |
12,2 |
22,1 |
27,93 |
46,17 |
Изъятия для поддержки частного сектора |
0 |
од |
0,5 |
1Д |
1,8 |
2,5 |
4,3 |
5,01 |
10,17 |
Бюджетные изъятия |
0 |
0,7 |
4,5 |
4,4 |
7,5 |
9,7 |
17,8 |
22,92 |
36 |
Баланс на конец периода |
5,9 |
7,3 |
8,2 |
8,5 |
9,7 |
10,7 |
9,5 |
23,17 |
7 |
На основании официальных статистических данных, за время работы девятого правительства президента М.Ахмадинежада изъятия из резервного валютного фонда достигли своего пика и практически истощили фонд. Кроме этого, из-за снижения мировых цен на углеводородное сырье, перехода осуществления расчетов за экспорт нефти с доллара на евро и падения в сентябре 2008 году курса европейской валюты по отношению к американскому доллару, уменьшились поступления в резервный валютный фонд. Все это привело Тегеран к финансовым потерям в размере 5 млрд долларов США.
Другой проблемой финансовой системы стало формирование и исполнение бюджета на текущий 1388 иранский год. Проект бюджета вызвал серьезные разногласия в парламенте ИРИ. По сравнению с бюджетом прошедшего 1387 иранского года, он сокращен на 11,3% и составляет 293,9 млрд долларов США. Наиболее остро обсуждалась содержательная часть этого финансового документа, в особенности, достаточно большой дисбаланс его расходной и доходной части.
На этапе рассмотрения проекта бюджета в меджлисе были внесены значительные корректировки в 1484 статьи. Основные изменения коснулись увеличения общих расходов на 8813 млн долларов США и уменьшения доходов на 135 млн долларов США. Эти поправки вызвали недовольство руководства ИРИ и, в особенности, исключение из бюджета пункта по доходам от монетизации льгот. Управление администрации президента ИРИ по планированию и контролю заявило, что принятый проект бюджета значительно отличается от того, который был предложен правительством, и его выполнение весьма затруднительно.
Проект монетизации льгот является одной из основных частей плана реформирования экономики, предложенного президентом М.Ахмадинежадом. Согласно этому проекту, в бюджете на 1388 иранский год предполагалось получить 8,5 млрд долларов США доходов за счет отмены различных субсидий и замены их целевыми выплатами малоимущим слоям населения. В процессе обсуждения проекта этот пункт был исключен из доходной части. По мнению специалистов исследовательского центра парламента, такие действия могут вызвать резкий скачек инфляции доходящей до 50%. Депутаты в целом согласились с необходимостью монетизации льгот, однако, по их мнению, этот проект нуждается в более тщательной проработке. Тем не менее, поправки к бюджету до сих пор не рассмотрены и иранские эксперты периодически отмечают о проблемах в различных секторах экономики, связанных с дефицитом бюджета.
Таким образом, несмотря на изолированность экономики ИРИ от мировой хозяйственной системы, финансовый кризис стал серьезной угрозой экономической безопасности Ирана.
По оценке специалистов, недостаточная устойчивость экономического и валютно-финансового положения Ирана имеет сегодня системный характер и в основном определяется такими факторами, как высокая зависимость от углеводородных доходов, импорта современных технологий, а также неэффективного государственного управления.