О валютно-финансовом положении Исламской Республики Иран в первой половине 2009 года

Руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) в условиях мирового экономического кризиса и нестабильности цен на углеводородное сырье, уделяет особое внимание расходованию средств из валютно-финансового фонда страны.

Финансовое положение Ирана по-прежнему зависит в основном от доходов, полученных от экспорта углеводородов, и в период с января по июль 2009 года серьезно ухудшилось. Причиной этому послужило значительное падение цены на углеводороды. Всего в этот период от экспорта нефти было получено около 26 млрд долларов США. Это на 48% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Кроме этого, в первые три месяца 1388 иранского года (20.03-21.06.2009 г.) товарооборот ИРИ с другими странами (включая экспорт нефти) был отрицательный и составил 10 млрд долларов США в пользу импорта.

Все это оказало негативное влияние на финансовое положение страны и, по предварительным оценкам независимых иранских специалистов, рост экономики ИРИ в 1388 иранском году (20.03.2009-21.03.2010 гг.) замедлится и составит 3,9%, что на 1,5% ниже, чем в 1387 иранском году. Ожидается, что к концу 1388 иранского года (21.03.2010 г.) внешний долг Ирана увеличится на 2,7 млрд долларов США и составит 25,5 млрд долларов США. Необходимо отметить, что из этой суммы 8,3 млрд долларов США составляют краткосрочные долги, а 17,2 млрд долларов США — средне- и долгосрочные долги Ирана.

За счет проведения антиинфляционных мер и естественного сезонного изменения цен ЦБ ИРИ удалось сократить инфляцию с начала года с 19% до 14%. Тем не менее, иранские специалисты прогнозируют вторую волну инфляции в сентябре-ноябре 2009 года. Среднегодовой уровень инфляции, таким образом, может составить до 22,5%. Необходимо отметить, что положительную роль здесь играет рост денежной массы, который в настоящее время снижает свои темпы и составляет 13,3%. С целью частичной компенсации роста инфляции, ЦБ ИРИ постепенно снижает курс иранского риала по отношению к иностранным валютам. В таблице указаны изменения среднегодовых курсов основных: валют за последние 4 года.

Среднегодовые курсы иностранных валют

1385 (2006/7)

1386 (2007/8)

1387 (2008/9)

1388 (2009/10)

Риалов за 1 доллар США

9226

9357

9758

10723

Риалов за 1 евро

11839

13209

12499

14776

Риалов за 100 японских йен

7865

8106

9691

10292

Банковский сектор экономики страны, несмотря на пик мирового экономического кризиса в начале 2009 года, практически не пострадал. Это объясняется изолированностью национальной финансовой системы от мировой. Одним из главных показателей работы банков стал объем привлеченных средств и выданных кредитов. Данные по общему объему привлеченных вкладов в млрд долл. США приведены в таблице:

год

все вклады

краткосрочные

инвестиционные

вклады

долгосрочные

инвестиционные

вклады

беспроцентные

сберегательные

вклады

прочие вклады

2004/2005

49,5 (100%)

18,3 (37%)

21,6 (44%)

8

(16%)

1,6

(3%)

2005/2006

66,7 (100%)

24,7 (37%)

29,5 (44%)

10,3 (15%)

2,2 (3%)

2006/2007

94,2 (100%)

38,3 (41%)

38,3 (41%)

14,5 (15%)

3,1 (3%)

2007/2008

118 (100%)

52,9 (45%)

44,9 (38%)

16,3 (14%)

3,9

(3%)

2008/2009

130,6 (100%)

57,6 (44%)

55 (42%)

13,8 (10%)

4,3 (3%)

Доля краткосрочных инвестиционных вкладов в иранских банках по отношению ко всем вкладам выросла в среднем на 7%. Следует отметить, что сокращение доли долгосрочных инвестиционных вкладов и беспроцентных сберегательных вкладов может привести к снижению доли долгосрочных кредитов и инвестиционной активности, что вызовет замедление роста иранской экономики.

Отношения привлеченных вкладов к выданным кредитам по типам банковского сектора в млрд долларов:

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

Государственные банки

Выданные кредиты

89,1

117,2

150,5

145,8

Привлеченные вклады

81,2

127,7

157,3

148,4

Отношение

110%

92%

96%

98%

Торговые банки

Выданные кредиты

68,9

90,5

116,7

112,9

Привлеченные вклады

81,2

105,6

133,1

124,4

Отношение

85%

86%

88%

91%

Специальные банки

Выданные кредиты

20,2

26,8

33,9

32,9

Привлеченные вклады

17

22,1

25,2

24

Отношение

118%

121%

134%

137%

Частные банки

Выданные кредиты

8,4

14,9

24,3

25,9

Привлеченные вклады

11

20,5

33,3

34,4

Отношение

77%

73%

73%

75%

На основании официальных статистических данных, среднее количество выданных кредитов превышает объемы привлеченных вкладов только в специализированных банках, которые работают преимущественно в порученных им государством сферах и предоставляют предприятиям и учреждениям особые условия кредитования. К таким банкам относятся:

Банк «Санат ва Мааден» (Банк промышленности и рудников).

Банк «Кешаварзи» (Сельскохозяйственный банк).

Банк «Тоусее Садерат» (Банк развития экспорта).

Банк «Маскян» (Банк жилищного строительства).

В настоящее время дефицит баланса этих банков составляет 8,9 млрд долларов США и компенсируется из резервов ЦБ ИРИ. Увеличение дефицита связано с попытками правительства финансово поддержать наиболее слабые отрасли экономики страны за счет выдачи льготных кредитов.

Необходимо отметить, что долг по кредитам постепенно увеличивается и к настоящему моменту достиг 33,6 млрд долларов США. По заявлению советника министра труда и социальных вопросов Ирана Г.Карими, в настоящее время 1418 предприятий Ирана имеют проблемы с выплатой долгов банкам. Общая сумма долгов этих предприятий составляет 13,5 млрд долларов США. Средний долг каждого предприятия — около 9,5 млн долларов США. Иранским банкам уже пришлось арестовать более 10% залоговых обязательств должников. Избыточные активы иранских банков (арестованные залоговые обязательства должников) достигли 3 млрд долларов США. Для банковской системы ИРИ это достаточно значительная сумма.

Для выхода из сложной ситуации и помощи проблемным предприятиям правительство Ирана в начале 2009 года издало резолюцию № 30330, согласно которой банки должны будут предоставить предприятиям, имеющим просроченные долги, льготные кредиты на общую сумму 1 млрд долларов США.

Таким образом, ситуация, складывающаяся в иранской финансовой системе, может расцениваться, как опасная и наиболее уязвимым ее местом является большое количество выданных и необеспеченных кредитов. Ситуацию усугубляет также сильная зависимость финансовой системы страны от доходов, получаемых от экспорта углеводородов.

В настоящее время особую обеспокоенность в меджлисе, у промышленников и предпринимателей страны вызывает состояние резервного валютного фонда Ирана. В таблице демонстрируется динамика баланса средств на счетах резервного валютного фонда Ирана в млрд долларов:

 

4

Иранский год

1379

1380

1381

1382

1383

1384

1385

1386

1387

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

Баланс на

начало

периода

0

5,9

7,3

8,2

8,5

9,7

10,7

9,5

23,17

Поступления

5,9

2,2

5,9

5,8

10,5

13,2

20,9

41,6

30

Сумма на счете

5,9

8,1

13,2

14

19

22,9

31,6

51,1

53,17

Изъятия

0

0,8

5

5,5

9,3

12,2

22,1

27,93

46,17

Изъятия для поддержки частного сектора

0

од

0,5

1,8

2,5

4,3

5,01

10,17

Бюджетные изъятия

0

0,7

4,5

4,4

7,5

9,7

17,8

22,92

36

Баланс на конец периода

5,9

7,3

8,2

8,5

9,7

10,7

9,5

23,17

7

 

На основании официальных статистических данных, за время работы девятого правительства президента М.Ахмадинежада изъятия из резервного валютного фонда достигли своего пика и практически истощили фонд. Кроме этого, из-за снижения мировых цен на углеводородное сырье, перехода осуществления расчетов за экспорт нефти с доллара на евро и падения в сентябре 2008 году курса европейской валюты по отношению к американскому доллару, уменьшились поступления в резервный валютный фонд. Все это привело Тегеран к финансовым потерям в размере 5 млрд долларов США.

Другой проблемой финансовой системы стало формирование и исполнение бюджета на текущий 1388 иранский год. Проект бюджета вызвал серьезные разногласия в парламенте ИРИ. По сравнению с бюджетом прошедшего 1387 иранского года, он сокращен на 11,3% и составляет 293,9 млрд долларов США. Наиболее остро обсуждалась содержательная часть этого финансового документа, в особенности, достаточно большой дисбаланс его расходной и доходной части.

На этапе рассмотрения проекта бюджета в меджлисе были внесены значительные корректировки в 1484 статьи. Основные изменения коснулись увеличения общих расходов на 8813 млн долларов США и уменьшения доходов на 135 млн долларов США. Эти поправки вызвали недовольство руководства ИРИ и, в особенности, исключение из бюджета пункта по доходам от монетизации льгот. Управление администрации президента ИРИ по планированию и контролю заявило, что принятый проект бюджета значительно отличается от того, который был предложен правительством, и его выполнение весьма затруднительно.

Проект монетизации льгот является одной из основных частей плана реформирования экономики, предложенного президентом М.Ахмадинежадом. Согласно этому проекту, в бюджете на 1388 иранский год предполагалось получить 8,5 млрд долларов США доходов за счет отмены различных субсидий и замены их целевыми выплатами малоимущим слоям населения. В процессе обсуждения проекта этот пункт был исключен из доходной части. По мнению специалистов исследовательского центра парламента, такие действия могут вызвать резкий скачек инфляции доходящей до 50%. Депутаты в целом согласились с необходимостью монетизации льгот, однако, по их мнению, этот проект нуждается в более тщательной проработке. Тем не менее, поправки к бюджету до сих пор не рассмотрены и иранские эксперты периодически отмечают о проблемах в различных секторах экономики, связанных с дефицитом бюджета.

Таким образом, несмотря на изолированность экономики ИРИ от мировой хозяйственной системы, финансовый кризис стал серьезной угрозой экономической безопасности Ирана.

По оценке специалистов, недостаточная устойчивость экономического и валютно-финансового положения Ирана имеет сегодня системный характер и в основном определяется такими факторами, как высокая зависимость от углеводородных доходов, импорта современных технологий, а также неэффективного государственного управления.

52.28MB | MySQL:103 | 0,630sec