Землетрясение в Турции и внутренняя политика. Часть 2

Мощное землетрясение в Турции 6 февраля 2023 года стало одной из поворотных точек в жизни страны. Значительные потери человеческих жизней и разрушения, затронувшие юго-восток страны, стали небывалыми по своим масштабам в новейшей истории Турецкой Республики.

Продолжаем анализировать влияние землетрясения на внутриполитическую обстановку в Турции в преддверии выборов президента и депутатов Меджлиса 14 мая 2023.

Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=97531.

Напомним, что мы остановились на стратегии Партии справедливости и развития и её председателя Реджепа Тайипа Эрдогана в период, предшествующий землетрясению 6 февраля, и закончили на тех международных достижениях, которые выдвигались на первый план вкупе с антизападной риторикой, главным рупором которой стал министр внутренних дел страны Сулейман Сойлу.

Вторым акцентом, который сделало турецкое руководство в своей предвыборной кампании, стали национальные проекты, в первую очередь, в сфере военно-промышленного комплекса. Флагманом турецкого ВПК является БПЛА Bayraktar ТВ2 производства компании Baykar Teknoloji, а также логическое развитие турецкой беспилотной авиатехники – реактивный БПЛА Kızıl Elma. Другим знаковым проектом стал национальный автомобиль TOGG.

Вплоть до 6 февраля 2023 года, когда случилось самое масштабное в современной истории страны землетрясение, турецкое руководство вело свою агитационную кампанию по нарастающей с упором на международную роль Турции и на нацпроекты. При этом внутренняя повестка, в частности, как макроэкономические показатели страны, так и «кухонная инфляция», то есть, достаток простых граждан, выраженный в росте цен на стандартную потребительскую корзину, выводилась турецким руководством на второй план, как не сулящая больших выигрышей. Феномен «кухонной инфляции» заключается в том, что в Турции, при действующем руководстве страны значительно снизился уровень доверия простых граждан к цифрам турецкого Статистического агентства (TÜİK).

Землетрясение 6 февраля заставило турецкое руководство переключиться на невыгодную для него внутреннюю повестку и отказаться на основной период агитационной кампании от выигрышной антизападной риторики, а также приостановить показы достижений турецких технологий и промышленности. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и члены его Кабинета министров на несколько недель сосредоточили фокус своей активности на пострадавших от землетрясения провинций. Лишь только в конце апреля – начале мая месяца действующему турецкому руководству удалось вернуться в русло ранее разработанной предвыборной стратегии.

Обратимся в сторону турецкой оппозиции и их агитационной работы до землетрясения 6 февраля.

Главным оппозиционным блоком страны является Национальный альянс, в состав которого входит два крупных оппозиционных «соучредителя» — Народно-республиканская партия Турции под руководством Кемаля Кылычдароглу и Хорошая партия во главе с Мераль Акшенер.

Шестипартийный оппозиционный Альянс ещё именуют в Турции «столом на шестерых»: кроме двух упомянутых движений в его состав входят Партия будущего во главе с бывшим премьер-министром страны Ахметом Давутоглу, Партия демократии и прорыва во главе с бывшим государственным министром Али Бабаджаном, Партия счастья по главе с Темелем Карамоллаоглу, и Демократическая партия во главе с Гюльтекином Уйсалом.  Оппозиционный альянс создан в мае 2018 года, в виде «стола на шестерых» он существует с февраля 2022 года.

Главной целью, которую декларирует Национальный альянс является возвращение Турции от президентской к парламентской форме правления. Переход к президентскому правлению зафиксирован результатами референдума, состоявшегося 16 апреля 2017 года. Именно с формой президентской формой правления в Турции «столом на шестерых» и с «суперпрезидентскими» полномочиями Реджепа Тайипа Эрдогана оппозицией увязываются те экономические проблемы, с которыми страна столкнулась за последние 5 лет.

Пестрый состав оппозиционных партий привел к значительным трудностям, которые оппозиция испытала с подготовкой своей единой программы и с выдвижением кандидата от оппозиции на президентский пост. Программа оппозиционного Национального альянса была обнародована только лишь 30 января 2023 года. Официальным кандидатом на пост президента Турции от Национального Альянса стал Кемаль Кылычдароглу, о чем было объявлено лишь только 6 марта 2023 года, то есть ровно спустя 1 месяц после землетрясения и чуть более чем два месяца до выборов президента 14 мая.

Объявлению Кемаля Кылычдароглу официальным кандидатом от оппозиции предшествовал кризис в составе Национального альянса, когда председатель Хорошей партии страны Мераль Акшенер объявила о своем уходе. 3 марта 2023 года Мераль Акшенер объявила о том, что шестипартийный оппозиционный альянс прекратил свое существование.

Свое решение Мераль Акшенер объяснила следующим образом:

«Все партии согласовали проведение независимых опросов для рационального выбора, плюс к этому я обошла всю Турцию и наблюдала, что мэр Анкары Яваш и мэр Стамбула Имамоглу обходят по предпочтениям Эрдогана. Однако некоторые вместо воли народа, опираются на свои амбиции. Шесть партий перестали отражать волю народа.»

Иными словами, возражения Мераль Акшенер против кандидатуры Кемаля Кыдычдароглу, как объединенного кандидата от оппозиции на пост президента страны, основывались на проведенных Хорошей партией социологических опросах, которые показали, что Кылычдароглу – слабейшие позиции против действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана по сравнению с оппозиционными мэрами двух крупнейших городов Турции – Стамбула и Анкары, Экрема Имамоглу и Мансура Яваша, соответственно.

Однако, в результате массивного общественного давления, в том числе через социальные сети, на Хорошую партию и лично на Мераль Акшенер с обвинениями в расколе, который будет немедленно использован турецкой властью и сулит неизбежное поражение коалиции, уже 6 марта ранее звучавшие как категорические возражения Мераль Акшенер были сняты и Кемаль Кылычдароглу стал кандидатом от крупнейшего оппозиционного Национального альянса страны.

Принятая и обнародованная «столом на шестерых» Программа имеет ярко выраженный популистский характер. В сфере внешней политики, которая, впрочем, для оппозиции является не главной, предполагается отказаться от нынешней «многовекторности» в пользу нормализации отношений с США и с ЕС. Кроме того, турецкий активизм в регионе и в мире признается избыточным, что вызывает вопросы относительно судьбы турецких инициатив в мире, прежде всего, главного интеграционного проекта – Организации тюркских государств.

Цели в отношении США формулируются следующим образом:

«Мы поставим отношения с США на институциональную основу с пониманием равенство и будем продвигать союзнические отношения, основанные на взаимном доверии.

Мы предпримем попытки вернуть Турцию в проект F-35.

Мы будем продолжать вносить свой вклад в НАТО на рациональной основе и с учетом наших национальных интересов.

НАТО имеет решающее значение с точки зрения сдерживания, которое она обеспечивает для нашей национальной безопасности.»

Формулировка Программы оппозиционного Национального альянса, касающаяся отношений с Европейским Союзом:

«Наша цель – полноправное членство в Европейском союзе».

Что же до отношений с главными представителями так называемого «Глобального Юга», включая Россию и Юго-Восточную Азию, то здесь они определяются оппозиционной Программой следующим образом:

«Мы будем и дальше укреплять отношения с Российской Федерацией на основе сбалансированного и конструктивного диалога на институциональном уровне с пониманием равноправия.»

«Мы будем строить наше «азиатское видение» на укреплении наших отношений со странами региона, с одной стороны, на двустороннем уровне, а с другой стороны, на обогащении этих двусторонних отношений путем их диверсификации с помощью многочисленных механизмов сотрудничества.

Мы оценим наши отношения с такими организациями, как Шанхайская организация сотрудничества и АСЕАН, на реалистичной и устойчивой основе.»

Главная проблема при прочтении внешнеполитической части Программы турецкой оппозиции заключается в том, что «нормализация» отношений с США возможна лишь только при снятии ключевых противоречий турецко-американских отношений и именно с турецкой стороны. В первую очередь, речь идет о том, чтобы найти формулу для решения «проблемы С-400», отказа от которой настойчиво добивается американская сторона. Вторым шагом должно быть снятие турецкого вето на вступление Швеции в Североатлантический альянса. При этом, речь идет о рисках роста напряженности с Российской Федерацией – одним из ключевых партнеров Турции в регионе, как с торгово-экономической, так и с внешнеполитической точек зрения. Отказ от требований к Швеции будет, по сути, означать отказ от политики Турции по борьбе с РПК как внутри территории страны, так и за её пределами, вызвав раздражение у националистически настроенного электората.

С другой стороны, добиться от США аналогичного отказа от раздражающих факторов в отношениях с Турцией не представляется возможным. Речь идет об отказе поддержки США сирийских Сил народной самообороны, которые рассматриваются в Турции в качестве Филиала РПК.

Переходя к сфере внутренней политики, главным тезисом оппозиции к выборам 2023 является обеспечение немедленный демонтаж системы президентского правления и возврат к парламентаризму – тому, что в терминах оппозиции называется «усиленная парламентская система».

Цитируем программу оппозиции:

«Наша страна переживает один из самых глубоких административно-экономических кризисов в истории Республики. Социальные, политические и экономические проблемы усугубляются день ото дня.

Основной причиной этого кризиса является «система президентского правления» и произвольный и неуправляемый подход к управлению.

Нынешняя система превратилась в проблему выживания государства. Как шесть политических партий, представляющих нашу страну в самом широком спектре, мы объединились с целью преодоления этого кризиса и решения наших глубоких проблем на основе плюрализма и участия, путем перехода к усиленной парламентской системе в соответствии с принципами демократического правового государства.

Мы перейдем к усиленной парламентской системе для сильной, либеральной, демократической и справедливой системы, в которой установлено разделение властей с эффективным и представительным законодательным органом, стабильной, прозрачной и подотчетной исполнительной властью, независимой и беспристрастной судебной системой.

Мы немедленно осуществим конституционные и правовые изменения, которые необходимо внести в соответствии с Консенсусом об усилении парламентской системы.»

Согласно действующей Конституции Турции, для вынесения вопроса внесения поправок в Основной закон, необходимо официальное обращение не менее чем от одной трети парламентариев. С другой стороны, для решения вопроса изменения Конституции в стенах Великого Национального Собрания (Меджлиса) Турции необходимо три пятых голосов депутатов, или же две трети голосов – для вынесения вопроса на всенародное голосование.

Ни один из опросов общественного мнения не дает оппозиции шансов заручиться квалицированным большинством в Меджлисе даже для того, чтобы вынести вопрос изменения Конституции даже на всенародное голосование, не говоря уже о том, чтобы принять поправки для перехода к «усиленной парламентской системе» депутатским голосованием.

Говоря об экономической повестке оппозиции, согласно Программе от 30 января 2023 года, в её центре идея о том, что причинами экономических проблем страны стала неортодоксальная политика президента Р.Т. Эрдогана по борьбе с инфляцией методом снижения процентной ставки. Невзирая на возражения со стороны Центрального банка страны, президент продолжает проводить эту политику только лишь благодаря выстроенной системе вертикали власти, которая приводит к единоличному принятию решений. «Усиленный парламентаризм» должен решить экономические проблемы Турции на системном уровне. Основные тезисы из экономической программы турецкой оппозиции звучат следующим образом:

«Через два года мы устойчиво снизим инфляцию до низких однозначных цифр.

Мы восстановим престиж и стабильность турецкой лиры.

Мы обеспечим, чтобы средний темп роста (экономики, речь о ВВП страны – прим.) был выше 5%.

По истечении пяти лет мы, как минимум, удвоим наш доход на душу населения в долларах (что значит приблизительное удвоение населения страны с поправкой на темпы роста – прим.).

За пять лет мы создадим не менее 5 миллионов дополнительных рабочих мест, обеспечивающих квалифицированный и достойный доход, и сократим безработицу до однозначного числа (то есть, менее 10% — прим.).

Мы обнулим крайнюю бедность, которая снова вышла на первый план после 2018 года.

Мы положим конец политике, основанной на несправедливой передаче доходов и богатства и взимании ренты, и обеспечим справедливое и сбалансированное распределение доходов между отдельными лицами, домохозяйствами и регионами.

По истечении пяти лет мы увеличим наш ежегодный экспорт до 600 миллиардов долларов, килограммовую стоимость экспорта до более чем 2 долларов, а долю экспорта высокотехнологичной продукции удвоим.»

Говоря о проблемах, связанных с турецкой оппозицией, можно отметить следующие:

  1. Шестипартийная оппозиция коалиция, состоящая из политических движений крайне отличного друг от друга толка.
  2. Институт президента, который будет ограничен в своих действиях необходимостью их согласования в пятью главами партнерских оппозиционных партий.
  3. Отсутствие концептуальных отличий программы от партии власти. Отказ от «маркера светскости» в качестве главного отличия, в угоду консервативному религиозному электорату.
  4. Обещанный экономический прорыв стране, которого не удалось добиться действующей однопартийной власти за 20 лет работы, при неясных источниках удвоения ВВП, удвоения экспорта, удвоения душевого дохода и т.д.

Итак, в центре Программы турецкой оппозиции, обнародованной за неделю до землетрясения – обещания возвращения к парламентской республике и удвоения экономических показателей к 2028 году, то есть, внутриполитическая повестка.

Итак, к 6 февраля 2023 года, когда в Турции случилось невиданное по силе в современной истории Турции, землетрясение, турецкая власть подошла с акцентом на внешней политике и национальных проектах в своей избирательной кампании, в то время как турецкая оппозиция сделала акцент на внутренней повестке – прежде всего, на положении рядовых граждан страны.

6 февраля 2023 года внимание населения страны было целиком и полностью переключено на внутреннюю повестку. Наиболее резонансные события в сфере международных отношений перестали интересовать турецких избирателей, включая даже сожжение Корана в западных столицах и блокирование Турцией членства Швеции в НАТО.

При этом, если действующей в Турции власти пришло кардинально перестраивать характер своей избирательной кампании, вынося на передний план невыгодную для себя повестку и борясь с обвинениями в свой адрес широкого спектра со стороны оппозиции, оппозиции значительных изменений вносить не потребовалось. Более того, оппозиция ещё даже не начинала свою избирательную кампанию – единый кандидат от оппозиционного Национального альянса Кемаль Кылычдароглу был объявлен только 6 марта 2023 года.

56.03MB | MySQL:116 | 0,689sec