7 мая на встрече в Каире все тринадцать министров иностранных дел, присутствовавших на собрании Лиги арабских государств (ЛАГ), состоящей из 22 членов, проголосовали за повторный прием Сирии в организацию после приостановки членства на 12 лет, вызванной военным подавлением широкомасштабного общенационального восстания. Как полагают американские эксперты, это голосование открывает Саудовской Аравии путь к официальному приглашению президента САР Башара Асада на предстоящий саммит ЛАГ, запланированный на 19 мая. Решение министров иностранных дел немедленно открывает сирийским представителям возможность посещать заседания ЛАГ и участвовать во всех ее институтах. Голосование в значительной степени снимает спор о нормализации отношений с Сирией с повестки дня предстоящего арабского саммита, позволяя лидерам сосредоточиться на кризисе в Судане, отношениях с Ираном, израильско-палестинских столкновениях и продолжающемся гражданском конфликте в Йемене. Решение ЛАГ завершает процесс набирающего обороты стремления положить конец отчуждению режима Асада – тенденции, которая началась в 2018 году с поддерживаемого Россией восстановления контроля Дамаска над большей частью сирийского населения и примерно 60% сирийской территории. Северо-западная провинция Идлиб остается контролируемой политическими противниками Асада. Большая часть Южной и Северо-Восточной Сирии находится под влиянием внешних сил, включая Иран, Турцию и Соединенные Штаты. Каждая внешняя сила сотрудничает с местными ополченцами, включая, в случае Соединенных Штатов, сирийских курдов. Израиль не размещает войска внутри Сирии, но регулярно наносит удары по поддерживаемым Ираном ополченцам, объектам военного производства и поставкам оружия, направляемым для главного союзника Ирана, ливанской «Хизбаллы». В 2018 году некоторые региональные союзники США, в частности Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), начали напрямую взаимодействовать с режимом Асада, утверждая, что продолжающаяся изоляция Дамаска только усилила его зависимость от Тегерана. В том же году ОАЭ вновь открыли свое посольство в Дамаске, а министр иностранных дел ОАЭ посетил Сирию в 2021 году – значительно опередив высокопоставленных дипломатов Иордании, Египта и Саудовской Аравии, которые не посещали страну до землетрясения 6 февраля 2023 года, обрушившегося на юго-восточк Турции и северо-запад Сирии. Эта природная катастрофа стимулировала дальнейшую открытость арабских стран режиму Асада в интересах демонстрации гуманитарной приверженности сирийскому народу и укрепления ослабленных конфликтом институтов сирийского государства, которым явно не хватало возможностей для оказания достаточной помощи жертвам землетрясения. В марте стремление Асада вернуться в лоно арабских государств значительно усилилось благодаря решению Саудовской Аравии восстановить отношения с главным региональным спонсором Асада — Ираном. В апреле, после ирано-саудовского сближения, министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан посетил Дамаск впервые более чем за десятилетие, и две страны восстановили свои посольства и авиасообщение между ними. Генеральный секретарь ЛАГ Ахмед Абуль Гейт заявил, что Асад мог бы принять участие в саммите Лиги арабских государств, который планируется провести в Саудовской Аравии в конце этого месяца, «если он пожелает», добавив: «Если он пожелает, потому что Сирия, начиная с сегодняшнего вечера, является полноправным членом Лиги арабских государств, а с завтрашнего утра они имеют право занимать любое место. Когда принимающая страна, Королевство Саудовская Аравия, направит приглашение, и если он пожелает принять участие, он примет участие». Тем не менее, решение ЛАГ о повторном принятии Сирии затушевывает значительные разногласия между арабскими государствами, связанные с вопросом нормализации — по сути, отвергая возражения против нормализации со стороны некоторых членов ЛАГ. 9 из 22 членов ЛАГ не присутствовали на встрече в Каире, вероятно, чтобы избежать демонстрации их прямой оппозиции нормализации отношений с Асадом. Катар, откровенный противник Асада, заявил, что не будет нормализовывать отношения с Дамаском, несмотря на повторное вступление Сирии в ЛАГ. В то время как арабские государства, включая ОАЭ настаивают, другие, включая Катар, по-прежнему выступают против полной нормализации без политического решения сирийского конфликта. Некоторые стремились установить условия для возвращения Сирии, а министр иностранных дел Иордании заявил на прошлой неделе, что повторное принятие Сирии в ЛАГ станет лишь началом «очень долгого и трудного процесса». В решении от 7 мая говорилось, что Иордания, Саудовская Аравия, Ирак, Ливан, Египет и генеральный секретарь ЛАГ сформируют контактную группу на уровне министров для поддержания связи с сирийским правительством и поиска «поэтапных» решений Практические шаги включали прежде всего продолжение усилий по содействию доставке гуманитарной помощи в Сирию. Иордания добивалась значительных уступок от режима Асада в обмен на его возвращение в ЛАГ. Амман стремится к сотрудничеству с Сирией в борьбе с незаконным оборотом наркотика каптагон, который стал основным источником дохода для союзников семьи Асада и элементов сирийской армии и сил безопасности. Иордания была основным экспортным рынком для наркотиков. 1 мая Амман принимал посланников из Саудовской Аравии, Ирака, Египта и Сирии для разработки рамок, получивших название «иорданская инициатива», которая постепенно вернет Дамаск в лоно арабского мира. Высокопоставленный иорданский дипломат сказал, что встреча стала «началом возглавляемого арабами политического пути» к разрешению кризиса и включала обсуждение гуманитарных потребностей Сирии, контрабанды каптагона и кризиса с беженцами в результате гражданской войны. Однако «иорданская инициатива», похоже, была в значительной степени отвергнута решением о восстановлении Сирии в ЛАГ, в котором не указано никаких конкретных последствий для Дамаска, если он не сможет удовлетворить требования ряда арабских стран. В заключительных заявлениях и комментариях по итогам встречи в Каире говорится лишь о расплывчатой сирийской «готовности сотрудничать» с арабскими правительствами в борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков и постепенном достижении политического решения конфликта в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Решением ЛАГ также был создан комитет по коммуникациям, состоящий из представителей Саудовской Аравии, Ливана, Иордании и Ирака, для отслеживания развития событий.
Решение ЛАГ серьезно разочаровало Вашингтон, который недавно перешел от непреклонного противодействия региональной нормализации положения в Сирии к более тонкому требованию, чтобы арабские государства взяли на себя строгие сирийские обязательства в обмен на возвращение Асада в лоно арабских государств. Вашингтон 8 мая раскритиковал решение ЛАГ о реадмиссии Сирии спустя более 12 лет после того, как ее членство в ЛАГ было приостановлено после жестокого подавления демократических протестов. Представитель Госдепартамента США Ведант Патель заявила журналистам, что президент Башар Асад не заслуживает нормализации отношений после того, как ввергнул страну в жестокую гражданскую войну, в результате которой сотни тысяч человек погибли и миллионы стали вынужденными переселенцами: «Мы не считаем, что Сирия заслуживает реадмиссии в Лигу арабских государств на данный момент. Мы по-прежнему считаем, что не сможем нормализовать наши отношения с режимом Асада, и мы также не поддерживаем наших союзников и партнеров в этом». Члены Конгресса от Республиканской и Демократической партий заняли более жесткую позицию и призвали администрацию Дж.Байдена использовать санкции в попытке предотвратить нормализацию отношений арабских государств с Асадом. «Возвращение Асада в Лигу арабских государств является серьезной стратегической ошибкой, которая придаст смелости Асаду, России и Ирану продолжать убивать мирных жителей и дестабилизировать Ближний Восток», — говорится в совместном заявлении Майка Маккола, председателя Комитета по иностранным делам от Республиканской партии Палаты представителей , и ведущего демократа в комитете Грегори Микса. «Асад не изменился. Он продолжит эти зверства, создавая глобальный прецедент, когда безжалостные диктаторы могут дождаться ответственности за свои преступления. Соединенные Штаты должны в полной мере обеспечить соблюдение «Закона Цезаря» и других санкций, чтобы заморозить усилия по нормализации отношений с этим военным преступником», — говорится в заявлении. Лидеры США, а также Израиля рассматривают фундаментальную политическую реформу внутри Сирии как единственный жизнеспособный путь к уменьшению влияния России и Ирана на сирийское правительство. Некоторые ключевые региональные союзники Соединенных Штатов, включая Катар и Кувейт, к которым присоединилось Марокко, поддержали позицию США по Сирии и выступили против решения Каира, даже если их представители не присутствовали при голосовании. В то же время кажущаяся незаменимой роль Вашингтона во многих аспектах региональной безопасности и его способность применять глобальные санкции дают США существенные рычаги давления на арабских лидеров, с помощью которых они отказываются от ощутимых выгод для Асада. Основные санкции США в отношении Сирии, «Закон Цезаря» о гражданской защите, могут исключить из экономики страны любую иностранную фирму, которая проводит существенные сделки с учреждениями или лицами сирийского правительства. Поскольку большая часть сирийской экономики контролируется сирийским правительством или принадлежит ему, практически любые арабские инвестиции в Сирию для восстановления или других целей могут подпадать под санкции США. Некоторые союзники США, главным образом ОАЭ, как сообщается, рассчитывают, что официальные лица США не будут вводить санкции против ключевых арабских союзников, таких как ОАЭ, за расширение своего экономического участия в Сирии. Однако представители ОАЭ и другие арабские официальные лица вряд ли получат твердые обязательства от Соединенных Штатов о том, что дополнительное экономическое взаимодействие с Сирией позволит избежать санкций – политическая двусмысленность, которая оказывает серьезное сдерживающее воздействие на лидеров арабского частного сектора.
Основные выводы
- Большинство министров иностранных дел Лиги арабских государств, собравшихся в 7 мая в Каире, проголосовали за возвращение Сирии в ЛАГ после 12-летнего отсутствия, несмотря на возражения некоторых ее членов.
- Несколько арабских государств настаивали на значительных политических уступках со стороны режима сирийского президента Башара Асада, но столкнулись с растущим стремлением вновь принять Дамаск без обязательных условий.
- Возвращению Сирии в ЛАГ способствовало землетрясение 6 февраля, затронувшее Турцию и Северную Сирию, а также примирение между Саудовской Аравией и Ираном, ключевым сторонником Асада.
- Экономические выгоды для Сирии от голосования в Лиге арабских государств, вероятно, будут ограниченными из-за политики США, американских санкций и отказа Асада изменить ключевые направления политики.