На сайте «Дипломасийе ирани» («Иранская дипломатия») опубликована статья эксперта Центра по изучению Ближнего Востока ИРИ Аззам Мелаи «Новый режим международных отношений в Западной Азии находится в стадии становления». В ней иранская исследовательница рассуждает о необходимости построения в регионе новой архитектуры безопасности, учитывающей постепенную нормализацию отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Автор статьи отмечает активную динамику развития международных отношений на Ближнем Востоке. Уже в последние недели об этом свидетельствуют визит президента ИРИ Эбрахима Раиси в Сирию и советника по национальной безопасности США Джейка Салливана в Саудовскую Аравию, а также внешнеполитические шаги ОАЭ и Бахрейна по нормализации отношений с Ираном.
Иранский эксперт отмечает несколько факторов, способствовавших изменению позиций аравийских монархий по отношению к Ирану.
Во-первых, уменьшение присутствия США в регионе. Об этом свидетельствуют поспешный вывод войск США из Афганистана в сентябре 2021 года, постепенная сдача позиций в регионе своим стратегическим противникам (России и Китаю), отсутствие внятной программы по переговорам с Ираном по СВПД, пробуксовка инициированных американцами «Соглашений Авраама».
Во-вторых, в отсутствие внятных договоренностей и иранской ядерной проблеме и продолжения санкций Исламская Республика за последние пять лет существенно нарастила свой оборонный потенциал. Иран увеличил обогащение урана, приблизив его к отметке, позволяющей создание ядерного оружия. Одновременно иранская ракетная программа и программа по развитию беспилотников сделали существенные успехи. Все это не может не вызывать тревогу в столицах государств ССАГПЗ, элиты которых пришли к выводу, что лучше договориться с Ираном миром, чем наращивать конфронтацию.
В-третьих, попытки подорвать Иран изнутри доказали свою несостоятельность. Массовые протестные выступления, имевшие место в ИРИ прошлой осенью, триггером для которых послужила смерть Махсы Амини, постепенно сошли на нет, а оппозиционные группировки, такие как «Моджахеддин-э-хальк» не смогли привлечь на свою сторону большое количество сторонников. Элиты КСА и ОАЭ долгое время возлагали большие надежды на то, что т. н. «калечащие» экономические санкции США и Евросоюза обвалят иранскую экономику. Однако экономика ИРИ выстояла, несмотря на то, что негативные последствия в форме инфляции и снижения жизненного уровня большинства иранцев были весомыми. Следовательно, необходимо менять стратегию.
В-четвертых, война аравийской коалиции в Йемене идет уже восемь лет без внятных положительных результатов и каких-либо перспектив на победу. С одной стороны, она поглощает значительные финансовые ресурсы Саудовской Аравии и ОАЭ. С другой стороны, негативно влияет на их международный имидж, так как КСА обвиняется в многочисленных военных преступлениях. В Эр-Рияде пришли к пониманию, что без сотрудничества с Ираном эту войну прекратить невозможно.
В-пятых, в течение некоторого времени элиты аравийских монархий возлагали надежды на антииранскую коалицию с Израилем, которая поможет им решить иранский вопрос и сдерживать ИРИ. Однако внутренние проблемы, переживаемые Государством Израиль, и непопулярность «Соглашений Авраама» в самих странах ССАГПЗ заставили их пересмотреть свои взгляды. Последние социологические опросы показывают, что 60% населения Бахрейна и ОАЭ отрицательно относятся к нормализации отношений с Израилем.
В-шестых, на позицию лидеров государств ССАГПЗ влияет положительное решение сирийской проблемы. Сирия вернулась в ЛАГ и восстановила отношения со всеми арабскими государствами. Правительство Башара Асада, несмотря на американские санкции, доказало свою устойчивость. Аравийские элиты подумывают об инвестициях в сирийскую экономику и о постепенной реинтеграции САР в арабский мир с ослаблением там позиций Ирана.
В этих условиях элиты аравийских монархий решили пересмотреть свои подходы по отношению к ИРИ, снизить напряженность в отношениях с Тегераном и прекратить «войны по заместительству» (региональные конфликты в Сирии, Йемене, Ираке, ведущиеся с помощью проиранских и просаудовских прокси-групп — авт.). В случае, если этот процесс будет продолжаться, он приведет к тектоническим изменениям в регионе и потребует создания новой системы безопасности, включающей как Иран, так и арабские государства. Он может предусматривать вхождение Ирана в ССАГПЗ и урегулирование региональных кризисов с помощью только региональных игроков с удалением внерегиональных сил, сеющих смуту и конфронтацию, прежде всего, США (1).
Вместе с тем, иранская исследовательница отмечает, что на пути полного и всеобъемлющего урегулирования в регионе и создания новой архитектуры безопасности стоит ряд препятствий. Возможно также появление новых вызовов и угроз. Аззам Мелаи анализирует эти вызовы.
Во-первых, это неурегулированная ситуация с иранской ядерной программой и отсутствие возвращения к СВПД. В последнее время США и их европейские союзники угрожают Ирану возобновлением международных санкций ООН в случае, если не будет приостановлено обогащение урана. Возобновление санкций ООН грозит не только существенным ухудшением экономической ситуации Ирана. Недруги Ирана в арабских государствах воспользуются этим для того, чтобы вернуться к политике конфронтации, встраиваясь в американскую линию. Автор отмечает, что Россия и Китай, наверняка окажут ИРИ поддержку, в том числе и экономическую, но поддержка эта не будет безвозмездной. Она приведет к усилению зависимости ИРИ от этих государств. Эксперт считает, что Тегерану необходимо как можно скорее подписать соглашение, ставящее точку в ядерной проблеме.
Во-вторых, возможно противодействие процессу нормализации ирано-арабских отношений со стороны США. Эксперт признает, что США по объективным причинам уделяют региону Ближнего Востока гораздо меньше внимания. Это обусловлено тем, что Вашингтон в настоящее врем сконцентрирован на противоборстве со своими стратегическими противниками – Россией на Украине и с Китаем. Кроме того, США в условиях антироссийских санкций озабочены обеспечением энергетической безопасности Европы, что требует стабильности на Ближнем Востоке. Однако обеспечение безопасности Израиля остается для американцев приоритетом. Американцы будут и дальше проталкивать Соглашения Авраама, считая сближение между Ираном и странами ССАГПЗ угрозой для них. В этой связи возможны антииранские провокации и попытки сорвать мирный процесс. Ирану надо быть к этому готовым и выработать программу противодействия такой политике.
В-третьих, аравийские монархии не являются демократическими государствами (каким, по мысли эксперта, является Иран – авт.). Народы этих стран не хотят нормализации отношений с Израилем и создания альянса с этим государством. Однако правящие круги мало принимают во внимание общественное мнение и могут ради конъюнктурных выгод развивать сотрудничество с еврейским государством, а это затормозит создание общей системы безопасности с Ираном.
В-четвертых, на дальнейший процесс развития отношений Ирана с ССАГПЗ большое влияние будет оказывать ситуация в Сирии. В мире существует много сил, недовольных «чрезмерным», по их мнению, усилением иранских позиций в этом арабском государстве. Такие силы существуют в КСА, ОАЭ, Катаре. Россия, по мнению иранской исследовательницы, также с ревностью относится к иранскому влиянию в этой стране и не прочь вытеснить оттуда ИРИ. Несмотря на поглощенность Москвы украинским кризисом, она не собирается сдавать свои позиции в САР и готова укреплять там свое влияние. Арабские государства хотят поколебать влияние ИРИ в этой стране экономическими и гуманитарными средствами. Исходя из этого, задачей Ирана является привязать к себе Сирию экономически, как ранее он привязывал ее военным путем. Недавний визит в Дамаск президента ИРИ Эбрахима Раиси и подписание там десятка экономических соглашений как раз и был на это направлен.
- http://irdiplomacy.ir/fa/news/2019295/